Александр Кабанов. Иронист с душою трагика

В Москве состоялась презентация новой книги поэта-мифолога Александра Кабанова. У поэзии Александра есть, на мой взгляд, выдающееся качество - он и всегда современен, и в меру классичен. Такой симбиоз культурный пластов происходит тогда, когда стихотворцы строят свою поэтику не на голом песке, а на прочном фундаменте разных традиций. У Кабанова иногда не до конца понятно, шутит он или говорит всерьёз. Я думаю, что и то, и другое. Впрочем, мы уже имеем классический опыт гоголевского "смеха сквозь невидимые миру слёзы". У Кабанова же этот гоголевский приём отточен до гротескового звучания.

* * * *

 Не лепо ли ны бяшет, братие, начаты старыми словесы:

 У первого украинского дракона были усы,
 роскошные серебристые усы из загадочного металла,
 говорили, что это - сплав сала и кровяной колбасы,
 будто время по ним текло и кацапам в рот не попало.

 Первого украинского дракона звали Тарас,
 весь в чешуе и шипах по самую синюю морду,
 эх, красавец-гермафродит, прародитель всех нас,
 фамилия Тиранозавренко - опять входит в моду.

 Представьте себе просторы ничейной страны,
 звериные нравы, гнилой бессловесный морок,
 и вот, из драконьего чрева показались слоны,
 пританцовывая и трубя «Семь-сорок».

 А вслед за слонами, поддатые люди гурьбой,
 в татуировках, похожих на вышиванки,
 читаем драконью библию: «Вначале был мордобой…
 …запорожцы – это первые панки…»

 Через абзац: «Когда священный дракон издох,
 и взошли над ним звезда Кобзарь и звезда Сердючка,
 и укрыл его украинский народный мох,
 заискрилась лагерная «колючка»,

 в поминальный венок вплелась по*бень-трава,
 потянулись вражьи руки к драконьим лапам…»
 Далее – не разборчиво, так и заканчивается глава
 из Послания к жидам и кацапам.

Само название книги Кабанова "венчает" такие разноплановые вещи, как бездна и день рождения, но из словесной игры порой высекаются совершенно иные смыслы, так, что это уже и не игра вовсе, а, как говорят совсем маленькие дети, "игла". И поэт умудряется вдеть в игольное ушко свою путеводную нить. Кабанов-мифотворец, Кабанов-фантасмагор, Кабанов-эквилибрист - это всё один и тот же человек, щедро одарённый от природы. Нигде не было ни одного объявления о выступлении поэта, однако "сарафанное радио" на сорочьем хвосте принесло эту весть столь многим людям, что состоялся аншлаг. Александр Кабанов, как типичные Весы, всегда в меру дипломатичен, практически никогда и ни с кем, за редчайшим исключением, не ссорится. Он - объединяющая фигура в русской поэзии, что тоже - большая редкость.

Мне кажется, в ряде стихотворений Александру Кабанову с блеском удалось придать ироническому повествованию трагическое звучание и не утратить при этом чувства меры. Особенно хорошо это заметно в стихотворении о голодоморе. Воистину, он, как эквилибрист, прошёлся на большой высоте по туго натянутому канату и смог устоять. Показательно, что Александр никогда не шоуменствует в своих выступлениях, хотя и является одним из родоначальников турниров поэтического слэма.

Я долго вспоминал, что же мне напоминает это "happy бездна to you". И вспомнил. Оказывается, подобные элементы чёрного юмора были у Владимира Высоцкого. "Тут сорвался вниз - но успел сказать: "Ах, какая же ты близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя. Мы теперь с тобой одной верёвкой связаны". Мне кажется, такие нетривиальные приёмы, как гротеск или трагифарс, добавляют поэтике Александра Кабанова, как минимум, ещё одно измерение.


Рецензии
Содержание забавно. Техника стихосложения слаба. Сплошная сбивка метра. Вот как оценил компьютер этот стих
Метр:пеон3
Размер:5-стопный
Всего строк: 24
Всего рифм: 12
Ритмичность: 58,3 %
Рифмовка: 88,3 %
Образность: 37,5 %
Общая оценка: 61,4 %

Виталий Севрюгин 7   07.12.2013 11:11     Заявить о нарушении