Реквием по читающей барышне

 

Ну что сказать вам? В утешение. В поддержку. Недосмотревшим и недочитавшим. Не читали.  И уже НИКОГДА НИКОГО не будете читать, вряд ли всерьёз заинтересуетесь какими -то именами и явлениями в водовороте предлагаемого...Из существа с восторженно открытым миру личиком, со стишками и подражаниями Байрону и французским романистам бакендардистого выпускника лицея под подушкой -это и был ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЧИТАТЕЛЬ- вы превратились в монстра, ущемлённого в капкан между стальными челюстями производства-потребления.

Для производства искусства у вас нет профессионализма и серьёзного отношения к предмету. Для потребления продукта словотворчества-полностью утрачена наивность и способность радоваться окружающему миру и наличию в нём творцов. То есть тех, кто выбивается из общего шаблона. (Я не говорю о каких то лиргерычах ваших записок на манжетах-это ведь по сути девичьи дневники или просто любая из форм прямоговорения-не зависимо от половой и профессиональной принадлежности). Вы -достаточно яркий ответ на вопрос-КУДА УШЁЛ ЧИТАТЕЛЬ?

 Он ушёл в свои , разбомбленные обвальной информацией недомиры. У него нет мировоззрения. Это руины. Обломки. Печальные и нестыкуемые. Он эмоционально глух. Интеллектуально пуст. И иррационален. Потому как для рационального осмысления -нужен системно-профессиональный подход. А он в слове дилетант. Разве что -оно у него во рту с утра до вечера. Как устроен вербус изнутри-ему не понятно. Он не филолог. Здесь искусство уже бессильно, пожалуй. Психотерапия нужна. Никакому Фрейду не снились либидо кинувшихся заполнять образовавшийся вакуум отставных силовиков или прекрасносердечных, словно вышедших из рыцарских романов, Жанн-Дарк и Маргарит для Мастерков. Одни – тычут в нос своими засвойсчётно изданными слегка припудренными рифмами наставлениями по стрелковому оружию, другие готовы обласкать, прижать, пожалеть сирых своих онлайноёнышей. Началось обострение у «литературоведов в штатском». Вторая молодость да и только-сыплют сержантским юморком, анекдотами «про чукчей» и иже с ними, производят на свет басни.

 ЧИТАТЕЛЬ УМЕР. Из той Барышни с книжкой под подушкой, как ЧУЖОЙ из былой оболочки горе-астронавта, вылущилось чудовище.   Это существо  уже ничего не хочет знать. Слышать. Видеть. Оно в лучшем случае лишь устало иронизирует, бессознательно пользуясь готовыми шаблонами. А то и в открытую призывает громить творческую интеллигенцию, на все лады воспроизводя крылатый тезис ВИЛа про немозг нации...

 «МНЕ НАДОЕЛО!» -орёт  проклюнувший скорлупу монстрик.  И экран погас,  книжка полетела в урну -и уставшее (и стремительно устаревающее) от всего существо бёрет в руки видеокамеру, фотоаппарат, садится за сочинилово, чтобы хоть как-то самоутвердиться в этом агрессивном мире. Но если ОНО сочиняет -это для него больше что-то вроде похода по грибы, на рыбалку или поездки за город на шашлычки. Оно не хочет уже никакой метафизики, объяснения мироустройства. Куда несёт нас рок событий? -его не интересует более.

Оно хочет, чтобы его похвалили, гладили по шёрстке, а если нет -оно начинает скалится, бить хвостом, рычать,а то и кусаться.  СЛОЖНЯК для него всё равно что нудняк, поэтому появляется харизматичный ромКУР- петух, снесший яйцо агрессивного самолюбования.

 От сложных приёмов устало декадентствующего в постмодернизме вербального искусства ромкуровцы, кудахча и кукарекая, слетаются на обильно насыпанный в корыта  комбикорм рецарта. Стая захлёбывается в упоение перепиской(это главная материя "литературных сайтов"-рец арт).Она давится ею.Она ликует в в совокуплении похвалы с похвалой. Это оргия, набивающих зобы зёрнышками "жизненно" , "классно", "понравилось", почти без задержки всё тоже  выливающется затем на экрание мониторное помётом того же свойства.  ОНО не желает, чтобы его грузили филологические Сальери. ОНО - истинный Моцарт первозданной, довербальной наивности. Народный он...

Он учится ходить. Агукает. Пускает пузыри. Пукает. Роется в своём горшочке, на котором посидел только что на умиление бабушке с дедушкой. И тем упоён.Он упивается глагольными рифмами и нескладухами, находя в том адекватность выражению своим сокровенным чувствам и мечтаниям о женщинах, природе, политике, мире ближнем и дальнем...
Вот  ТАК И УШЕЛ ЧИТАТЕЛЬ. НАВСЕГДА. ТЕПЕРЬ ОН и алсер, и михлер и толстоевский сам для себя. Сам себе пишу, сам себя читаю... Такова сюрр-реальность. Наверное, он будет выходить на площади, коммуникотивиться в сетях, которые будут мониторить новые внутри- и внесайтовские литературоведы в штатском, учиться жить в правовом государстве, организовывать бизнес, сметать с прилавков гипермаркетов завозимые со всего мира продукты питания и отделочные материалы. Но он уже никогда не вернётся к нам.

Закроются книжные магазины, где на прилавках красовались когда-то наши вирши, упразднятся газеты и журналы с нашими репортажами-вытворяшками... Велика ли потеря? Думаю-да. Мир станет более плоским и менее познаваемым помимо судов , обращений граждан в инстанции, к платным дантистам, венерологам, колдунам, проповедникам традиционных и модернистских конфессий. Античитатель , к тому же, -сам себе конфессия.
 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ станет непозволительной роскошью. Вектор унификации будет направлен в сторону антиинтеллектаулизма, преобладания слепой веры над знанием. Для всего ИНАКОГО и инакомыслящего возникнут(и уже возникли) новые ситуации дискомфорта. Появится новая диссидентура. Да таковой уже на фоне криминалитета и коррумпированного чиновничества и явлется не входящая в теле-пантеон наша творческая интеллигенция. Интернетный охлос лишь закрепляет эту ситуацию. Вернутся психиатрические репрессии. С живыми писателями предадутся забвению и классики. Пушкин и в самом деле станет алсером. Лермонтов-михлером...На лица, как маски театра Кабуки, надвинутся совсем другие выражения. Не те уж, какие мы видели на наших встречах с читателями-слушателями или живыми классиками. Вот в таком театре нам и предстоит существовать...

   В чём же поддержка? Обещанное утешение? В том , видимо, что в каком -то смысле сброс излишнего поклонения "нашему всему" даст шанс на иллюзию самостоятельности. Но и такая иллюзия дорогого стоит. Вы можете обрести галлюцинацию успеха( ваши стихи в компе прочёл сосед), ощутить аромат популярности, доступный лишь артистическим профессиям, не напрягаясь овладением ремеслом актёра, музыканта, литератора, художника , репортёра. Пусть Борис Леонидыч говорил, что "Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех..." Ведь когда это было? Сразу после исторического материализма. Сейчас же "идёт совсем другая драма". Вы даже имеете шанс стать в каком -то смысле популярным, как ромКУР. Или освоить более современные версификаторские технологии, что нередко получается даже у  проведших всю жизнь в перелапачивании уголовных дел. А ведь это немало...
 
 Так что существо, соединившее в себе барышню с французским романом под подушкой, и бакенбарды дуэлянта-забияки - продукт вполне потребимый и рыночный. Бог с ним , с томиком под подушкой. Хватайте гусиное перо, прилепляйте на щёки бачки, заряжайте дуэльный пистолет,-и в наступление на булгариных и дантесов...А там пусть нудят литературоведы-культурологи...Но я всё же откланяюсь. Уж не обессудьте...
      


Рецензии
Офигеть... подсознательно чувствовалось, но когда вот так предельно обнаженно раскрыта вся картина... то становится не по себе. Страшно, в каком-то смысле. За эпоху интеллектуальной деградации. Получается, и я волей-неволей влился в эту систему ромкурианства, и могу потерять в себе читателя, если уже не потерял. Если подытожить, то было такое время, когда я больше интернетные стихи на этом сайте читал больше и чаще, чем книги, которые мне, как студенту (бывшему уже) филоллогического факультета Кемеровского государственного университета, нужно было прочитать, да и не только как студенту, но и образованному любящему литературу (больше поэзию, честно признаюсь) человеку. Как человеку, ищущему и открывающему для себя в книге какой-нибудь мир, проживающему какие-нибудь жизни в прочитанном, и т.д., и т.п.
Было время, когда я закрывал свои страницы на Стихах ру. Был уверен что больше никогда не вернусь сюда. Убедился, что это больше болото... Но вернулся. Возобновил общение с теми, с кем прервал его на какое-то определенное время.

Исходя из прочитанного эссе, выходит, я хожу по лезвию ножа давно и уверенно? И тоже умираю как читатель, вштыриваясь одурманивающей рецнаркоманией, теряя способность отличать в литературе черное от белого, хорошее от плохого, талантливое от посредственного? Как быть? Ну, это, как бы Вы сказали, очень долгий разговор...

Само Ваше эссе меня очень впечатлило - и слогом - потрясающим сногсшибательным сарказмом под эгидой беспощадной правды (но, как говорил Твардовский - "Лишь была б она погуще, /Как бы ни была горька". Может будет от этого хоть кроха пользы?). И образами, сопоставлениями - наверное, круче и нельзя сказать, если обзору подлежит такая тема и такая глобальная проблема... До мурашек в душе. Еще ладно то, что сейчас! А что ждет литературу и "читателей" (если уж умер ЧИТАТЕЛЬ, истинный, то закавычу это слово, согласно данным рассуждениям в эссе) в будущем - вообще не хочется думать..

Неужели всё неотвратимо катится на черное дно бездны, из которой нет и не может быть никакого выхода?????

Исходя из всего, мы, получается, живем в эпоху начала конца словесного искусства. Конца гибели литературы, как ни кромешно страшно звучит эта мысль...

Андрей Фомин 3   06.09.2014 00:11     Заявить о нарушении
Да. Филологу сегодня не позавидуешь. Хотя ведь читать можно всё, даже Хайдеггера, Мирча Элиаде и Алистера Кроули(за его издание, правда, поплатился Илья Кармильцев, великолепный был поэт...). Андрей -не путай всё же текст и реальность , меня и лиргерыча молих эссе...Вот только что просмотрел диалоговое "Суб-маринины ласки" про античитательскую истерию - сам посмеялся. Заводная девушка попалась. Выдала весь джентльментский набор штампованных обвинений в никуда...Потому как такого автора , как я она так и не вкусила-но
АЛГОРИТМ отторжения с теми или иными вариациями-один и тот же...Это скорее с юмором воспринимать надо. Нам, гуманитариям. Ведь -мы монахи в этом мире. В многой мудрости -много печали...

Юрий Николаевич Горбачев 2   06.09.2014 00:25   Заявить о нарушении
Но и "лиргерыч" с Вашей ведь подачи говорит, вроде бы :) Таким образом, представляет Вас, или я путаю?
Насчет юмора Вы правы. Да и вообще, как советовали мне друзья - "будь проще, и люди к тебе потянутся". Но боюсь, гибель литературы с юмором лицезреть не хватит моих душевных сил. А насчет современного литературного процесса... я конечно, понимал, что нюансы есть, но не думал, что всё так ГЛОБАЛЬНО ЗАПУЩЕНО. Уж кто бы ни говорил - Вы, или лирический герой, или кто еще - это правда, против которой не попрешь - все оппозиционные аргументы стёрлись бы в порошок моментально от одного, пересиливающего всех аргумента, что литература, как я понял, переживает сейчас глубочайший кризис, которого не было со времени создания мира, наверное..

Андрей Фомин 3   06.09.2014 02:54   Заявить о нарушении
Но поэту нужны страдания )))Всё таки Мандельштам сгинул на Колыме, Оскар Уальд - в тюрьме сидел, Маяковский застрелился(или застрелили), Гомер был слеп, Леннона укокошил Чепмен и так далее. Литература и искусство притягивают страдания-иначе КОГО ТЫ ХОТЕЛ УДИВИТЬ?(Макар).

Юрий Николаевич Горбачев 2   06.09.2014 09:52   Заявить о нарушении
Получается, так...

Андрей Фомин 3   06.09.2014 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.