Моралите

               
1.
Люди часто путают понятия социальной справедливости, социальной вины с моралью и даже одухотворённостью. Причин этому масса; - наряду с банальными: трусостью-боязнью общественного порицания, силой привычки, умственной близорурукостью - есть и более серьёзные - современная философия (по крайней мере её официальная часть, заседающая в МГУ) - выдвинула концепцию социального происхождения сознания и создала под неё серьёзный научный фундамент. Согласно ей начало сознания было положено в охоте на животных, где кооперация играла большую роль. В результате были сломаны основанные на инстинкте самосохранения принципы поведения. И в итоге, ситуация некоторой растерянности в момент перехода от возбужденного состояния охоты в толповом строе к спокойному состоянию сознания как раз и явились первым запуском саморефлексии человеком собственного бытия. Если с чем и спорить, то конечно не с мнением обывателей, а с этой по крайней мере логичной теорией. Но рамки её применимости я думаю нужно ограничитвать антропогенезом человека (хотя и с этим я не согласен - можно привести ряд доводов против) - так как человек существо обладающее огромным адаптационным ресурсом и умеещее присопосабливаться к совершенно разным ситуациям, вписываться в разные социумы. И опять же возникает проблема морали - морали как двигателя прогресса - нечто что разрешает нам не скатываться до уровня беспрерывного потребления-совокупления. Как существо, ощущающее бессмысленность любой системы ценности, (а я  не 1 такой умный - у Ницше уже всё неплохо изложено), может куда-то стремиться. Получается надо принять 1 из двух вариантов: либо мораль имманентна человеку (== религия), либо миром правят принципы популизма и прав Ницше.  А тут читатель от ложного интеллигентного замаха отрывает внимание прямой удар в сердце - не имеешь ты права судить других людей - хули бля ты не такой как все. Чмырить тебя за такое надо, читатель, считать гавном и плевать в твои честные-пречестные глаза. Мораль - это стимул жить и творить, а не прародитель вины и мести.


2.
После принятия разграничения социальной справедливости как инструмента мотивации человека через страх изгойничества, страх одиночества перед лицом своих смутных желаний, своей очевидно трагичной судьбы, как средство опознанования человека через 10 отличий от типичного представителя его круга и морали как нравственного коррелята, депеши во внутреннем кармашке - которую надо донести до Бога несмотря на все передряги, нечто, что делает нас существами прямоходящими, нацеленными на звёзды возникает проблема перехода с гносеологического - формального уровня на эмпирический - определить круг феноменов попадающих под каждое понятие и с максимальной точностью их описать. Это проблема продиктована не научным интересом, а жизненной необходимостью - знать какого хера ломаются судьбы, предают друг друга, говорят высокомерные слова - где ты лез на рейстаг с флагом, где расстреливал в тёмном подвале  неугодных власти. Сама такая жизненная необходимость - уже проявление истинного морального чувства. Пентаграмма быта - семья, работа,раз в неделю на футбол, летом - в огород - конечно мира сего - и преступать через неё на встречу вызванным бесам редко спешат. Бесам, вызванным страхом быть не таким как все. 99 % времени мы живём во власти привычки, расцениваем незнакомцев по одёжке, в спазмах тупого смеха душим мысль - мы живём по социальной правде и имеем право на приступы социального гнева - уничтожать понаехавших, смеяться над неудачниками и т.д. Так крепче стоишь на ногах, так проще ответить на вызов врагов - это социальная справедливость - это запущенная в тебе с рождения биологическая программа самосохранения. Кажется что дикари вообще лишены общения с Богом - поедают себе подобных, поклоняются тотемам зверей - они так делают потому что их так воспитали, это их духовная купель. Кажется что мы от них отличаемся только уровнем потребления... Если всерьёз задумываться о общественном влиянии на своё поведение, на шаблонность своих слов и поступков приходишь к мысли что человек общественное животное не больше. Ну как для прибития одной дощечки к другой достаточно 2 гвоздей - так и истинной морали, божескому огню - достаточно вспыхивать изредка, чтобы его пламя грело человека, давало возможность двигаться дальше, творить.  Принятие другого человека не менее интересным чем себя - смешно и нелепо, гопнут за такое и обманут на крупную сумму денег - но именно такое общение греет душу, память о нём остатся навсегда с тобой, любование пейзажем, думы что там, как там на других планетах - отвлекают от зашибания бабла, спускают вниз по лестнице карьеры, но именно они рождают творчество, научное любопытство - то что многие совсем не верующие люди называют смыслом жизни. Вся эта тяга покончить с раздробленностью мира, постичь эту раздробленность - и есть истинная мораль. В то время, как социальные предрассудки всегда оперируют понятиями свой-чужой, кого можно понять-простить, кто априори сука и подлец. 


Рецензии
Я смотрю ты тут совсем уже плесенью покрылся))

Бегущая Черепаха   11.05.2012 07:17     Заявить о нарушении