Нет слова старость - есть человек-легенда

                «Пусть ярость благородная
                Вскипает, как волна!
                Идёт война народная,
                Священная война!»
                (Слова из патриотической песни Великой Отечественной войны  «Священная война)   

      «Уметь стареть – вершина и одна из труднейших сторон великого искусства жизни». Так сказал мудрец, а первый начальник Минского отдела Департамента охрана И.П. Левко подтвердил это высказывание своим бытиём. Он вынес  (в полном смысле этого слова) Великую Отечественную войну на своих плечах: три тяжёлых ранения, три ордена Отечественной войны и множество медалей говорят о том, что «смертный бой не ради славы – ради жизни на земле» для него не стихи, а суровый отрезок судьбы.
      Ветерану скоро 90 , но , видимо, годы отобранные войной, как бы забежали вперёд и открыли ему второе дыхание: ни часто ноющие раны, постоянно требующие медицинской поддержки, ни наследие войны – инвалидность, не могут удержать пенсионера от дел насущих и общественных работ. «Человек-легенда» так навечно занесён он в список сотрудников своего и поныне родного отдела. 
      Менялись руководители, обновлялся личный состав, но Иосиф Павлович, Хоть теперь и виртуально, но на своём посту. О нём вспоминают не только в праздники – в обычные дни его навещают (по возможности) и тревожат телефонными звонками. Если по личным причинам ветеран не может приехать на какое-либо торжественное заседание, к нему с поздравлениями направляется делегация. Каждый раз, встречая друзей, бывший солдат сравнивает этот момент с мгновением, известившим весь мир об окончании войны. Такую же радость и волнение испытывал он, когда в 2000 году шёл по Красной площади в честь Дня Победы в парадном марше.
      О своём военном прошлом мой собеседник рассказывает без бравады и показухи. Здесь для него главное, чтобы прошлое не было забыто, и на примере патриотизма старшего поколения подрастающее не погрязло в бездуховности, которая упорно поднимает долларовую голову…
      В воспоминаниях он делает акцент на том, что ненависть к врагу у него, конечно, была, но вот в ожесточение не переросла. Стрелял, убивал, но только в боях. Когда же во время проведения Берлинской операции на Зееловских высотах наткнулся на прячущегося в стогу сена немецкого солдата – спас его. Это был пожилой человек, очень уставший от боевых действий и, казалось, от жизни вообще. Невольник был голоден и болен. Мог советский солдат, сказав: «Мне нет дела до твоего физического состояния», взять в плен или убить. Тем не менее, офицер оказал беспомощному помощь, дал продуктов  и отпустил с богом… Война была долгой, жизнь после неё ещё длинней, но этот эпизод, как драгоценность, хранит воин в своей душе. Не знает и никогда, наверное, не узнает, как сложилась судьба немца. Если остался жив, добрался ли он до своего дома… как жил… вспоминал ли он этот эпизод… интересно было бы узнать, как тот поступил бы в данной ситуации, окажись он на месте нашего воина… Однако и без ответов на эти вопросы библейскую заповедь «Накорми врага своего» спаситель с годами всё яснее понимает…
 - Ещё, - улыбается Иосиф Павлович, - этот случай научил меня уважать мнение жены и анализировать своё поведение по отношению к ней.
 Человечность, познанная на войне, стала основополагающим фактором и в мирной жизни. Они прожили долгую совместную, благодарные судьбе, что не развела их с 1946 года, а ведь:
                «Всё было – слякоть и пороша»,
                Сумели вместе жизнь прожить.
                «Любовь с хорошей песней схожа,
                А песню нелегко сложить».
      Ни с одной ни с другой стороны предательства не было, хотя при желании можно бы было и посчитать себя достойным лучшего… Жалеть себя и пристраиваться -  это удел слабоков,  он же мужчина, и его жена была за надёжным мужем. Несколько лет назад супруга ушла из жизни, но с ним она рядом всегда…
      Работа занимала много времени, однако личному составу уделялось особое внимание. Знал проблемы каждого и во всём старался помочь. Своим подчинённым всегда давал наставления, чтобы берегли семьи, и не испытывал уважения к разведённым. Значит, слаб человек, а для работника милиции это большой минус, так как он на виду и обязан быть примером для подражания.
      О своей деятельности в органах внутренних дел мой визави может говорить часами. Службу в милиции он начал с марта 1966 года в должности участкового инспектора и потихоньку шёл по служебной лестнице. Горд, что стоял у хрупких истоков рождения отдела, который вырос в мощную организацию и достиг весомых успехов. Работа, начатая им, идёт и иногда превращается в подвиг – так было, есть и будет.
      Руководители сейчас грамотные, и ему уже надо у них учиться, а тяга к знаниям у него всегда была большая. Даже на войне, можно сказать, без отрыва от военных действий, учился: сначала курсант  Барнаульского пехотного училища, затем курсант школы лейтенантов артиллерии 45-мм орудий. Долгое время тяготился тем, что не имеет полного среднего образования, но в 1959 году добился своего – получил аттестат зрелости, после чего окончил сельскохозяйственный техникум. На своём примере  призывал подчинённых заниматься самообразованием и стремиться заканчивать высшие, средние специальные и другие заведения. Приятно отметить через года, что его наказы были не только услышаны…
      Милиционер Левко вышел в отставку в звании подполковника. Он родился в деревне Королищевичи Минского района, здесь и живёт по настоящее время. Человек, выполнивший свой долг перед Отечеством, воспитавший достойную смену, вырастивший детей, не изменивший своей малой родине, достоин высокого спасибо и низкого поклона.

                ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
       В апреле 2017 года И. П. Левко ушёл из достойно прожитой жизни. Он навечно зачислен в списки личного состава под номером один.

                По этой ссылке тоже материал про воина И. П. Левко: http://www.stihi.ru/2014/03/31/4609 


Рецензии
Более чем достойная судьба! Мой дед окончил войну в звании капитана и имел орден Великой отчественной войны ll степени. Но его землей от взрыва засыпало уже на Дальнем Востоке в сентябре 45 года. Вытащили едва живого и дальше в армии он карьеру делать не мог, а то быть может тоже бы подполковником в отставку бы вышел.

Григорий Рабинович   02.11.2012 01:33     Заявить о нарушении
Поклон вашему деду... Спасибо за отзыв.

Синильга-Лариса Владыко   02.11.2012 07:51   Заявить о нарушении