Оценка качества стихов

Вариант «А»

Полагаю, есть три главных фактора оценки. Первый фактор —
должна в стихотворении присутствовать Мысль. Идея, если хотите.
Автор желает мне нечто сообщить?

«Ловушки, ямы на моем пути.
Их Бог расставил, и велел идти.
И все предвидел. И меня оставил.
И судит — тот, кто не хотел спасти!»
Омар Хайям

Чем интереснее, оригинальнее мысль, тем интереснее, полезнее,
очевидно, стихотворение.
Далее — хорошо бы Автор владел выразительными средствами.
Нужна нетривиальная, яркая, великолепно звучащая, образная, вызы-
вающая восхищение речь! Если этого нет, то никто и читать не станет.
И правильно сделает.

«Помедлим у реки, полощущей цветные бусы фонарей»
Марина Цветаева

«На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло».
Осип Мандельштам

Третий фактор — Чувство. Эмоция. Всплеск эмоций, если воз-
можно. Три тысячи лет назад большие Поэты умели передать, выра-
зить Чувство. И остались в веках!

«Холод до сердца проник.
Это в спальне я наступил
На гребень умершей жены».
Кобаяси Исса

«Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли...»
Анна Ахматова

Вариант «Б»

Поэзия просто либо есть в стихотворении, либо ее нет.
Оценке не поддается:

«Будда в вышине!
Вылетела ласточка
Из его ноздри.»
Кобаяси Исса

Чтобы выйти к своему народу со своим словом, совершенно необ-
ходима новизна, новая мысль, нетривиальный взгляд на события
и вещи. Если есть, что сказать — говори. Если знаешь, зачем гово-
рить — говори. И уж, конечно, «говорить» надо уметь, т. е. необходи-
мо владеть ремеслом. Самым сложным ремеслом в мире!
Чтобы вести самолет с пятьюстами пассажирами в брюхе через
океан, пилот учится два десятка лет у мастеров этого дела, и только са-
мые квалифицированные, самые дисциплинированные, самые талант-
ливые водят самолеты через океаны. И их, таких мастеров, все-таки
наберется сегодня, скажем, несколько сотен тысяч на земном шаре.
Поэтов, настоящих Мастеров поэзии, вряд ли есть на Земле более
десятка!
Поэт-пророк вряд ли возможен сейчас. Среди чудовищного пере-
производства стихов и прозы многомиллионный читатель не найдет,
не увидит Пророчества, Призыва. Тем более, что эти Авгиевы конюш-
ни залежей беллетристики из века в век рассказывают, в сущности, про
одни и те же события, тасуя имена и обстоятельства.
Достаточно ограниченный запас историй и сюжетов исчерпан.
К XXI веку — исчерпан.

                СТАЛИН + ПОЭЗИЯ

Товарищ Сталин интересовался поэзией, как в прежние века поч-
ти всякий восточный деспот. Может быть потому, что и сам в юности
писал стихи. Стихи про цветочки, очень слабые, очень неинтересные.
Будущий страшный, глобальный характер автора в стихах никак не
проявился.
С российской поэзией он поступил вот как. Он поставил ее на ко-
лени. Заставил ее служить себе, что она и стала делать преданно, вдох-
новенно, а часто — мастерски. Подвывая от усердия.
Товарищ Сталин одного из поэтов, и правда очень талантливого,
назначил «самым лучшим поэтом нашей советской эпохи», еще одно-
го, проявившего чудеса приспособляемости, назначил руководителем
Поэзии в России — на много десятилетий.


Рецензии
Сталин писал стихи,Гитлер был художником -урбанистом...Надо было бы их признать тогда в этом качестве.Вот тогда и понятно было как искусство спасает мир.

Нелли Бикс   07.02.2014 12:40     Заявить о нарушении