Квадрат Малевича как первоэлемент мира

                «Если кто-либо познал абсолют, познал нуль»
                Казимир Малевич


   В 1915 году в Петербурге открылась художественная выставка футуристов “0,10” (ноль-десять), на которой Казимир Малевич выставил три «Квадрата»: Черный, Красный и Белый. Свои работы он сопроводил надписями: «Супрематизм живописи» [1, с.18].

Позже, в 1920 году, Малевич писал:
«Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого» [2, с. 57 ]. «Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и мироустроений» [ 2, с. 58].

Но еще в год выставки (1915) он говорил:
«Супрематизм – начало новой культуры: дикарь побежден как обезъяна» [2, c. 31].
«Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума.
Лицо нового искусства!
Квадрат живой, царственный младенец.

До него были наивные уродства и копии натуры» [2, c. 32]…

Квадрат Малевича был символом нового, беспредметного искусства. Квадрат разлагал предметные формы, обнажая праэлементы мира. Естественно, что в восприятии обывателя (супрематизм … вызвал негодование среди «маститых тогда Газет», как выразился сам художник) квадрат был слишком абстрактен по сравнению с реалистическим изображением бытийствующих предметов. И это Малевич прекрасно понимал, открыто объявляя о беспредметности, чистоте своего нового искусства.

Но абстракция, как известно логикам, позволяет не уйти от действительного мира, а, наоборот, глубже проникнуть в его сущность.

Вскрывая основы предметного многообразия, Малевич рассуждал об этом, как живописец: «Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм» [2, c. 57].

Напомним и обратное – спектральное смешение цветов радуги дает белый цвет. Есть мнение, что свой черный квадрат художник рисовал не черной краской – черный цвет был получен путем смешения разных цветов. Черный как синтез многоцветья, в черном цвете упрятано все цветовое богатство мира.

Подобно философствующему натуралисту он объяснял:
«Самое главное в супрематизме – два основания – энергии черного и белого, служащие раскрытию формы действия» [2, c. 56].

Весьма интересная ассоциация с музыкальным творчеством: музыкальный гармоничный рисунок вызывается звуковой энергией побуждаемых черных и белых клавиш фортепиано.

Обратите внимание: у Малевича не только все заканчивается черным квадратом, но и все формы начинаются с него – с «нуль формы» (как он говорил).

Итак, квадрат Малевича – это абстрагированный художественный элемент. Элемент живописный и в геометрическом смысле – плоскостной, запечатленный на холсте. Что же можно создать из этого элемента? Как оказалось, многое. Но, прежде всего, «черный крест», если квадрат поочередно перемещать во взаимно-перпендикулярных направлениях одной плоскости. А затем можно образовать черный круг, если в той же плоскости вращать черный крест относительно центральной оси. И так далее…  производится создание разнообразных форм. А если к этому присоединить метаморфозы квадратов белого, красного и иных цветов?

Так и поступал Малевич вместе со своим единомышленником кинематографистом Гансом Рихтером, и тогда на глазах у зрителей в кадрах фильма рождаются новые фигуры из «простого» черного квадрата.

Не так ли из нулевых форм небытийной реальности («ничто-форм»)  возникает множество предметных форм действительности («нечто-формы») [3]? Из небытия – фактически из ничего – является все изумительное многообразие форм мира, за которым, попробуй – угадай, «первоначальные нули» – основания геометрии бытия.

Но вспомним, в творческой жизни самого Малевича период квадратов, период супрематизма – только определенный этап, подводящий к пониманию «плоскостных» оснований бытия.

А перед этим были работы в реалистическом ключе, наполненные зернистым цветовым пространством импрессионизма, с чего он начинал в 1900-е годы. Превосходные многоцветные полотна («Цветочница», 1903; «Весна. Сад в цвету», 1904;  «Портрет члена семьи художника», 1906) [1, c. 3-5].
 А затем он пишет в стиле декоративного плоскостного фовизма («Высшее общество в цилиндрах», 1908; «Дети», 1908) – вспоминается Матисс и Дюфо.
Позже увлечение материальностью и густыми переливами цвета в духе Сезанна – крестьянская серия Малевича: упрощенные геометризированные фигуры («Жница», 1912; «Крестьянка с ведром», 1912-1913, «Жнец на красном фоне», 1912-1913). Но от натурализма художник уходит все дальше; вместе с русским авангардом «Бубнового валета» и «Ослиным хвостом» (Ларионова) он пробирается по ступеням кубофутуризма («Точильщик», 1912-1913) и сюрреализма («Портрет И.В.Клюна», 1913).
Наконец, после «Жизни в большой гостинице» (1913-1914) и «Авиатора» (1914) Малевич идет по пути разрушения и разложения предметов на фрагменты.

 В «Композиции с Джокондой» (1914), модель Леонардо перечеркнута красными крестами … Постановка спектакля «Победа над Солнцем» (совместно с Крученых, Хлебниковым и Матюшиным) приводит к эффекту противопоставления черного пятна - Солнцу. Путь к черному квадрату обозначен вполне четко: так осуществляется переход к супрематизму и поиску беспредметности в искусстве, который оборачивается открытием за-предметности самих квадратов – за-зеркалья бытия, небытийной, нулевой основы мира.

Но супрематизм – только этап, глубинное раскрытие квадратных «атомов» в анатомии действительности. И вот уже Малевич постепенно переходит к сборке предметов мира из праэлементов, двигаясь через супранатурализм деревенской жизни: («На сенокосе», 1929: «Девушки в поле», 1929-1930; «Два крестьянина на фоне полей», 1930).
Стальные материальные цилиндры и перевернутые ведра срезанных конусов составляют фигуры яйцеголовых тружеников деревни. Но и это только этап возвращения Малевича к реалистической красоте природы («Цветущие яблони», 1920-е гг.) и психологической тонкости человеческой личности («Ударник», 1932; «Автопортрет», 1933; «Девушка с красным древком», 1932-1933 и др).

К концу своей жизни (1935 г.) он успел воссоздать красочное многообразие предметной действительности, закручивая пространство в узлы фигур. Под кистью художника, познавшего геометрическую суть квадратно-нулевого мира, черные первоэлементы  высвобождают все цвета бытия.

                Этапы творчества Казимира Малевича


-------------- реализм ------------------------- импрессионизм ----------------


            

 ------------- кубофутуризм ------------------------------- фовизм ------------   


         
    
------ супрематизм ----------------  супранатурализм -------------------- реализм -------
               
               
 
Литература
1. Майкапар М. Казимир Северинович Малевич. – М.: Изд. Дом «Комсомольская правда», 2011.
2. Малевич К. Черный квадрат. – СПб., Изд. Дом «Азбука – классика», 2008.
3. Солодухо Н.М. Философия небытия. – Казань: Изд-во КГТУ-КАИ, 2002.

На рисунке Черный и Красный квадраты Малевича.


Рецензии
Экраны телевизоров, висящие на стенах, квадраты черных гаджетов , компов, форточка ночная, достаточно луча солнца или эл. луча
и заиграют краски. Белый цвет -- одежда врачей, красный -- пожарная машина.
Доставщики еды -- у каждого свой цвет. Зеленый -- аптека. Вот что значат цвет и форма. Малевич предвосхитил мир. Гений.

Ахмерова Альбина   07.10.2021 18:27     Заявить о нарушении
Да, Альбина, очень хорошее дополнение. В наше время прозорливый Малевич весьма актуален. Добавлю еще и вот что: на экранах компьютеров и телевизоров изображение строится, как правило, из малых цветных квадратиков - "квадратиков Малевича". И на этой основе воссоздаются на экране полотна всех мастеров живописи.
С пониманием,
Натан С.

Натан Солодухо   08.12.2021 12:58   Заявить о нарушении
Мы были с Вами вместе как-то на Щапова в музее Баки Урманче у Иосифа Хавчика.
Потом читала вас в журнале, кажется "Казань" об экзистенции, о тающей льдинке.
Об Иосифе давно не слышала.

Ахмерова Альбина   08.12.2021 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.