Вопросы о религии-

вопрос
известно, что религиозные люди дольше живут, меньше болеют и т.п., но механизм, почему это происходит, не совсем понятен. То ли это оттого, что предписания религий поощряют здоровый образ жизни, то ли оттого, что религия дает душевную гармонию (хотя об этом ведутся споры), то ли еще отчего-то. Как Вы считаете, что тут главное?

* ответ
Что касается  здорового образа жизни, в плане отказа от вредных привычек - это всегда полезно для физического здоровья человека, вне зависимости от его религиозных убеждений. В плане этических заповедей "правильного" образа жизни - это также полезно для душевного здоровья, и для улучшения отношений с окружающими, и для укрепления семьи (рассматривая последнюю как фактор поддержания здоровья).
В отношении же других аспектов религиозности, можно выделить еще 3 механизма, выполняющих функцию психологической защиты: религиозное чувство, религиозная практика, религиозная община

1) религиозное чувство - благодаря ему человек может чувствовать себя защищенным, любимым, преодолевать одиночество, обретать смысл жизни. Иными словами, находит решение универсальных (экзистенциальных) жизненных проблем - решение на эмоциональном, а не на логическом уровне

2) религиозная практика - молитвенная и медитативная, в процессе которой человеческий мозг испытывает возрастную регрессию, переключается в "детское" состояние (букв. "будьте как дети"). Тем самым мозг и вслед за ним организм в целом на время возвращаются (или хотя бы приближаются...) в  более естественное, свободное от болезенй и стрессов состояние   

3) религиозная община - благодаря которой человек получает психолоическую (и не только) поддержку. Если два предыдущих механизма относятся к индивидуальным видам психологической защиты, то участие в общине - к коллективной (взаимной) психологической защите

 

вопрос
 существует ли разница между различными конфессиями и, например, сектами (нетоталитарными) - ведь конкретное содержание веры, получается, не так уж и важно?

* ответ
С психологической точки зрения, в осуществлении религиозным путем функцию психологической защиты важно не только и не столько конкретное содержание веры, сколько 
а) то, насколько определенная конфессия вписывается в культуру общества
б) насколько религиозная практика вписывается в повседневный образ жизни и притом выполняет еще и психопрофилактическую функцию (здесь религиозная практика в ее секулярном аспекте сближается со "светской духовностью", или социальной психотерапией)
 


Рецензии
Вопрос.
А может ли роль божественного ( если допустить его существование), пониматься и обсуждаться в абсолютно материалистическом ракурсе? То есть с помощью атеистического миропонимания и терминов ?

Елена Пиотровская   23.04.2012 23:02     Заявить о нарушении
А почему бы и нет?

Марк Сандомирский   24.04.2012 06:59   Заявить о нарушении
Мне кажется, некоторые явления можно понять только, находясь в соприкосновении с ними...Так, натуралист, может, конечно, проанализировать действия пчелы,находящейся в цветке, но пчела "знает" о цветке нечто, о чём не подозревает натуралист...Об этом мне думалось, когда я читала этот Ваш текст.
С уважением,

Елена Пиотровская   25.04.2012 10:40   Заявить о нарушении