Хайлибр, или о том как он пишется

ХОККУ, хайку, — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтические традиции»).

ТАНКА (япон.) — древняя национальная форма пятистрочного стихотворения в японской поэзии, без рифм и без ясно ощутимого метра; в первой и третьей строках Т. по пяти слогов, в остальных — по семи, всего, таким образом, в Т. 31 слог. Главная мысль Т. сосредоточена в первых трех строках, заключение — в двух последних.

ВЕРЛИБР (франц. vers libre — свободный стих) — термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. Первоначально В., или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов и главным образом стихи бельгийца Эмиля Верхарна — метрические, но не равностопные. Все формы В. распадаются на две категории: метрический В. и дисметрический В. У русских поэтов обозначилась явная тенденция к трехдольному метрическому В.
----------------------------- (определения взяты из поэтического словаря Квятковского)

ХАЙЛИБР - пятистишное стихотворение,  без рифм и без ясно ощутимого метра.  (остальное можно дописать после небольшой работы)


--------------------------------------------------
Критики, литературоведы, мэтры поэзии (видимо, чтобы показать свою значимость, и оправдать свой хлеб) любят говорить о сложности стихорождения. Интернет сегодя это всё с лёгкостью опровергает и затыкает уши как только начинают говорить (за)умности.   

Мы этого делать не будем, а возьмём простой  пример (опыт) статьи «Как пишутся хайку?» И.А.Шевченко http://www.stihi.ru/2010/04/13/5858 и напишем инструкцию «Как пишется хайлибр»


ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

1. Первое действие - «опоры» . Опоры есть в любом хорошем стихотворении (жанр любой). Опоры - это имена существительные, которые задают визуально-смысловой ряд. 

Цветок - муха - утро 

2. Второе действие - "одеть/окрасить опоры" наделить их свойствами.

Один цветок, - одинокая муха -  унылое утро

3. Третье действие "одетым опорам определить место и добавить движения/действия", чтобы картинки опор не выглядели статичными. Совершая это действие можно развернуться.

Один цветок на вьюнке, обвившем доску забора.
-
Жужжит одинокая муха
-
Унылая музыка утра.
(при желании можно немного сместить опору, вывести её за кадр, переподчинив другому существительному, утро никуда не девается, смещается акцент, )

4. Четвёртое действие "взглянуть на опоры с неожиданного угла", своего ощущения/состояния/настроения

***
Один цветок на вьюнке,
обвившем доску забора.
Жужжит одинокая муха.
Унылая музыка утра.
Зачем просыпаться...  Сейчас...

------------
:) какой-же это хайлибр, если это танка в чистом виде (или очень на неё похожее)?  Всё правильно. Не хватает сюра.

5. Пятое действие "искревление опор, действия и т.п."

Засох (!) цветок на вьюнке,
обвившем забор сентября (!)
Жужжит одинокая муха.
Жёлтая (!) музыка утра,
Зачем просыпаться... во сне (!)

--------
Четыре изменения.
1) Засох - это уже авторское утверждение. вывод.
2) Забор сентября -  может быть забор вокруг дома, высокий, зелёный, из железных прутьев и т.д. и что после сентября? этот забор исчезнет?  Да исчезнет! Японское созерцание (а оно у нас было) превращается в выдумку.
3) Жёлтая музыка утра — примерно тоже самое что и в п.2 , только возникает две аллюзии: жёлтые листья и жёлтая река (река смерти)
4) слово "сейчас" - это определенность, "во сне" - это неопределенность, косвенно намекающая на то, что жизнь — иллюзия (тот же сон)


ВТОРАЯ ПОПЫТКА

1. коровы - ручьи - молоко
-
2. Коровы с влажными боками - журчащие ручьи -  белое (парное) молоко
-
3. 
На пригорке сушат влажные бока коровы
-
Видны  журчащие ручьи
-
Рано ещё пить белое (парное) молоко

4.
На пригорке сушат влажные бока коровы
Из под их розовых сосцов
Видны  журчащие ручьи
Не напьюсь
белым (парным) молоком

5.
На пригорке сушат влажные бока коровы.
Из под их розовых сосцов
видны ручьи.
Я уже не напьюсь молоком зимы,
тишиной, окрашенной тьмой.



ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА

1. поезд  - мальчишки - погост

2. пассажирский поезд -  мальчишки с шестами - погост окутан туманом.

3.
грохочет по мосту пассажирский поезд.
-
вдоль берега мальчишки с шестами ловят раков.
-
за речкой погост окутан туманом

4.

грохочет по мосту пассажирский поезд.
вдоль берега мальчишки с шестами ловят раков.
а за речкой погост окутан туманом,
а вагоны гремят и гремят. 

5.

грохочет по мосту пассажирский поезд.
вздрогнули две козы, привязанные к осине.
вдоль берега мальчишки с шестами ловят раков.
а за речкой погост окутан туманом,
а вагоны гремят и гремят.




ИТОГ

***
Засох цветок на вьюнке,
обвившем забор сентября.
Жужжит одинокая муха.
Жёлтая музыка утра,
Зачем просыпаться... во сне...

***
На пригорке сушат влажные бока коровы.
Из под их розовых сосцов
видны ручьи.
Я уже не напьюсь молоком зимы,
тишиной, окрашенной тьмой.

***
Грохочет по мосту пассажирский поезд.
Вздрогнули две козы, привязанные к осине.
Вдоль берега ловят мальчишки с шестами раков.
А за речкой погост окутан туманом,
а вагоны гремят и гремят.







_________________________
Спасибо за помощь в написании примеров данного поста Миёси Тацудзи


Рецензии
необычно но привлекателен смысл.

Нина Калошина   05.05.2012 13:19     Заявить о нарушении
Спасибо,

Грай-Ди   05.05.2012 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.