Процесс познания

                Ф.Патрици."Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств".

   Это утверждение Патрици вызывает, по-началу, противоречивые чувства, что он имел ввиду? И-и, или или-или?
В словаре Ожегова даётся такое толкование слов НАЧАЛО и ИСХОД:
  ИСХОДНЫЙ-Начальный, отправной;
  НАЧАЛО, - Исходный пункт, исходная точка.
Получается, что это слова синонимы, т.е. они имеют в виду одно и тоже действие. Выходит, что разум и чувства действуют одновременно. То есть: и-и. Проверим, так ли это?
     Пойдём от противного. Возьмём утверждение на основе: или-или. С чего начинается познание: с наличия разума ИЛИ чувств? Поставив вопрос в такой интерпретации, мы получаем практически готовый ответ. Каким рождается субъкт познания-человек? Он рождается с готовым для использования мыслительным аппаратом мозгом и органами данными нам для чувствования: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние) кожа (осязание). Существует мнение, что есть шестое чувство: вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве)
      Итак, коль наличие составляющих познания: мозга и органов чувств одномоментно, то и развитие разума и чувств начинается сразу во взаимодействии, процесс познания идёт параллельно.
      Жаль, что Homo sapiens переводится только как человек разумный, и забыто, что человек ещё и чувствующее существо. Конечно, чувствование в данном случае имеет более широкое понятие..
      А теперь, попробую доказать, что чувство, ИМХО, хоть на секунду, а идёт впереди разума.
      Во-первых, зачатки органов чувств существуют даже у низших животных
      Во-вторых,как, к примеру, происходит процесс познания? Органы чувств являются инструментами, которые поставляют мозгу информацию о процессах, происходящих внутри и вне организма. А там уже идёт осмысление поступившей информации..На элементарном уровне это происходит так. Младенец начинает познавать мир буквально "пробуя его на зуб", всё, что ни попадает под руку тянется в рот. Тем самым анализируется: глазами цвет, форма предмета, его величина; осязанием (рукой)-исследуется поверхность предмета, тепло-холод и т.д. Вкус, фактура оцениваются вкусовыми рецепторами, запах улавливается обонянием.. Затем ребёнок начинает с этим предметом играть: мять, кидать, катать, трясти рукой в надежде что тот зазвенит. Тем самым процесс познания углубляется и начинается исследование уже не только звуковой составляющей, но и возможности взаимодействия интересующего предмета с другими предметами в пространстве. Т.е. первичным оказывается опять же восприятие на уровне чувств.
      И в третьих, мышление и в самом деле исторически более поздний продукт эволюции, нежели ощущения и восприятия.
      И даже в четвёртых, оперируя при получении какого-то нового знания абстрактными понятиями, человек умоЗРИТЕЛЬно это делает, т.е. как бы видя, визуализируя  некие образы. Так что даже в этом случае сложно отрицать участие органов чувств. (Разумно чувствовать и чувствовать разумом нельзя.))
      Итак, по-моему, мне удалось доказать, что:
1.Параци прав, утверждая, что"Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств."
2."Игры разума" БАЗируются на чувствах.


Рецензии
Любопытные рассуждения! Вы конечно правы, о чувственности... Мое мнение, что разум дает право самоосознания, познания и мышления, а душа - эмоциональное состояние, а так же чувственное восприятие, не только на уровне органов чувств, но и ощущений невербального характера!
Понравилось! Спасибо! :)))

Серебряный Серфер   26.04.2013 19:48     Заявить о нарушении