Святые отцы об Иисусовой молитве

1. Препод. Симеон Новый Богослов: «затвори двери келлии сядь в безмолвном месте, в углу, прилепи к персям браду твою, стесни несколько и дыхание твое; затем отвлеки ум от всякой суетной и привременной вещи, низведи его в сердце, туда -же обращая и чувственные очи, и внимая ему держи там ум свой, где сердце твое, там совершенно да будет и ум твой. Сначала там встретишь ты тьму и жестокость; но потом, если будешь продолжать  дело такого внимания день и ночь, обретешь непрестанное веселие. Ум, подвизаясь в этом, найдет место сердечное и тогда скоро увидит там: то, чего никогда не видал и не ведал, увидит себя светлым, исполненным благоразумия и разсуждения, и оттоле впредь откуда бы ни возник и ни явился какой помысл, прежде чем войдет он в сердце и изобразится в нем, будет он отгонять его оттуда и потреблять Именем Иисусовым, говоря: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Прочее же, что обычно бывает при этом узнаешь после, с помощью Божией, сам своим опытом посредством внимания ума твоего, держи в сердце Иисуса, то - есть, означенную молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

2. Действие умной (сердечной Иисусовой) молитвы в сердцах бывает двояким образом: «Иногда ум предваряет, прилепляясь к Господу в сердце непрестанно памятью, иногда действие молитвы, самоподвигшись предварительно огнем веселия, привлекает ум в сердце и призывает его к призванию Господа Иисуса и благоговейному Ему предстоянию» (Препод. Григорий Синаит).

3. Первая молитва есть трудовая, вторая – самоподвижная (Епископ Феофан).


Рецензии