Об одном доме

                Стихи посвящаются Дому-музею отца Сергия Дурылина в Болшево.

Бой часов в ночи, как набат.
В тихих комнатах - зыбкий сон
Звуком этим преображен…
Встрепенувшись, все снова спят…

Дремлет старый большой сундук,
Холод щиплет его бока –
Он в сенях да на сквозняках…
Постарел – вот и весь недуг.

В коридорах скрипят полы:
«Сколько можно по нам ходить?
Оттирать, отскребать и мыть?
А дубами ведь были мы…

Распускали листву весной,
Под дожди подставляли грудь…
Вольным воздухом не вздохнуть –
Ходит топчет теперь любой!»

Возражает в углу комод:
«Что ж, и я прежде дубом был,
Но на совесть потом служил
Для отцов и детей господ…

А бывало – стоишь в лесу,
Тянешь веточки вширь и ввысь…
Да, привольной была та жизнь…
Ну, а здесь – я свой крест несу».

- Разворчались! Давайте спать!
Вещь на то ведь она и вещь,
Чтоб кого-то любить, беречь! –
Усмиряет «дубы» кровать:

- У хозяев бывали дни –
Думы горькие – не уснуть…
А обнимешь кого-нибудь,
Приласкаешь …и спят они…

- Из дубовых и я, друзья, -
Пробасил кабинетный стол, -
- И меня ведь могли…на пол…
Но хозяин сказал: «Нельзя!»

- С полкой книжною в кабинет
Нас наметили… для наук!
Стал ученым с тех пор я вдруг,
И скажу – я не против, нет!

- На приволье я счастлив был,
Но иное в миру людей:
Сколько я поддержал идей!
Сколько вложено в это сил!

- Верьте, полка не даст соврать,  –
От хозяев и наша плоть
Изменилась. Послал Господь
Тех, кто нес в себе благодать!

- Это верно, - включился дом,
Гулким эхом в ночи гремя, -
- Да, хозяйка спасла меня –
 Сломлен был я и обречен…

- Жил в Страстном я монастыре...*
Так и мыслил дожить свой век,
Но сгубил меня человек
В черной куртке, при кобуре…

- Всех священников – в лагеря,
А иконы – костры палить…
Золотая прервалась нить…
И в руинах пылился я…

Но хозяйка подобрала…
Вновь с молитвой я возведен…
Наш хозяин – священник он,
Вот кому моя похвала:

Он здесь столько утешил душ!
Столько выплакал с ними слез!
Каждый нес к нему свой вопрос…
Вот таким был хозяйкин муж…**

- Согревал часто чаем их, -
Откровенничал самовар.
- Грел и я, - внес свой вклад диван, -
- Что скрывать, к людям я привык.

- Каждый выполнил долг, как мог:
Кто кормил, кто давал прилечь,
Но вас всех согревала печь! –
Без меня бы весь дом продрог!

- Как трещали во мне  дрова…
На столе пыхтел самовар –
Из трубы за окошко – пар…
В  тишине – святые слова…

У икон – огоньки лампад…
Приглушенные голоса,
Вот священник что-то сказал,
Все в  ответ «Аминь!» говорят…

Три свечи, аналой,  купель,
И  в пол-звука "Елицы…"  хор…***
«Сочетаюсь!» - сияет взор…****
А за окнами – снег, метель…

В коридоре полно калош,
Сохнут валенки на печи,
Плюшки с сахаром горячи,
Чай с дымком, как и день – хорош!

А по клавишам, не спеша,
Пальцы тонкие вдруг прошлись…*****
Впереди у всех еще - жизнь...
"А надолго ль?" - "Молчи, душа!"******

----------------------------------------------
Фото: Дом-музей о. Сергия Дурылина, 9 сентября 2011 г. Слева-направо: И.С.Калитина Каховская, режиссер-балетмейстер, драматург и поэт - А.С.Кузнецов-Вечеслов, директор Дома-музея Дурылина - Геннадий Васильевич Лебедев, настоятель Всехсвятского храма г. Мытищи протоиерей Владислав Каховский, профессор, д.ю.н. А.Н.Козырин.

Пояснение:
* - Дом отца Сергия Дурылина был построен из взорванных остатков Страстного монастыря в Москве. Супруга Отца Сергия - Ирина Алексеевна, выкупила "мусор", как его называли те, кто взорвал, у них и за несколько месяцев в подмосковном Болшеве был построен дом для семьи священника о. Сергия Дурылина, в котором находила себе приют верующая интеллигенция Москвы.
** - отец Сергий Дурылин принимал и окормлял у себя дома в Болшево художников, поэтов, писателей, актеров, музыкантов - тех, кто не мог открыто исповедовать свою веру в Москве, тех, кто был на виду: здесь бывали - художники М.В.Нестеров, Ф.С.Булгаков, Р.Фальк и др., пела Обухова, выступала Яблочкина(покрывало, связанное великой актрисой - до сих пор бережно хранится музеем на кровати Ирины Алексеевны) и многие другие видные деятели российской культуры. В музей после смерти дочери художника Нестерова перекочевал  нестеровский стол, предметы его одежды и чайные чашки, из которых нас с мужем поила чаем покойная Наталья Михайловна Нестерова-Булгакова, а сидели мы за тем самым столом, который теперь стоит на веранде музея.
*** - "Елицы во Христа крестистеся..." - молитва при Святом Крещении, на купели обычно крепятся три свечи.
**** - Во время таинства Крещения крещаемый произносит отречение от Сатаны и всех дел его, отрекается и сочетается со Христом:"Сочетаюсь Тебе, Христе!"
***** - в доме Дурылина бывали известные пианисты и музыканты.
****** - после того, как отец Сергий побывал в трех ссылках (с 1922 по 1936 г.) до конца его дней нельзя было быть уверенным в том, что это не повторится.
О Доме-музее отца Сергия Дурылина я уже писала в пояснении под стихотворением "Картина Роберта Фалька "Красная мебель" - http://www.stihi.ru/2011/10/29/359

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:  http://mdmd.korolev-culture.ru/
    "В Болшеве на улице Свободной стоит дом, на его фасаде – мемориальная доска с надписью: «Здесь жил и работал с 1936 по 1954 год писатель, доктор филологических наук Сергей Николаевич Дурылин».
    Писатель, театровед, религиозный философ, общавшийся с Л.Толстым, С.Булгаковым, П.Флоренским, В.Розановым и другими выдающимися людьми своего времени и оставивший нам в наследство письма, книги, рукописи, воспоминания. Священник, служивший с 1920 по 1922 годы в храме Святителя Николая на Маросейке, с 1922 по 1936 год С.Н.Дурылин побывал в трёх ссылках. С 1936 жил и работал в Болшевском доме. Болшевский период – наивысший этап творчества писателя, искусствоведа, историка литературы и театра. В этот период  им написаны книги о М.Лермонтове, Н.Гоголе, Ф.Достоевском, М.Ермоловой, А.Дюма, И.Гете.
    Музей открыт в 1993 году, как музей Государственного института театрального искусства, в 2002 году получил статус муниципального.
    В экспозиции музея:
- мемориальный фонд С.Н.Дурылина – личные вещи, фотографии, документы, книги, предметы быта, мебель;
- мемориальный фонд художника М.В.Нестерова;
- коллекция книг и периодических изданий по истории русского дореволюционного и советского театра;
- коллеция живописи и графики XIX-XX веков;
- коллекция личных вещей, фотографий, автографов М.Ермоловой, А.Яблочкиной, М.Чехова, Ф.Шаляпина, Н.Обуховой и др."

Дом-музей С. Н. Дурылина, история, биография

О С. Н. Дурылине



Дурылин Сергей Николаевич (14 (26) сентября 1886, Москва, — 14 декабря 1954, Болшево) —театральный и литературный критик, доктор филологических наук, профессор, педагог, богослов, литературовед и поэт (псевдонимы: Сергей Северный, Р.Артем, Библиофил, М.Васильев, С.Д., И.Комиссаров, Н.Кутанов, В.Никитин, Д.Николаев, С.Николаев, Д.Николаев-Дурылин, Н.Сергеев, М.Раевский, С.Раевский, Сергей Раевский).

Был секретарем религиозного общества им. Владимира Соловьева в Москве в период с 1905 по 1910. В 1911-1913 гг. регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве "Мусагет", бывал в "Обществе свободной эстетики". С 1904 года — сотрудник толстовского издательства "Посредник", автор журналов «Свободное воспитание» (1907–1913) (с 1907 года — секретарь редакции); «Маяк» (1909–1913), «Весы» (1909), «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Русские Ведомости» (1910–1913) и ряда других печатных изданий.

Был рукоположен в священники в марте 1920 года и служил в Церкви Николая Чудотворца в Клённиках, под руководством о. Алексея Мечёва (Св. праведного Алексея Московского).



В брошюре Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926) и др. — изучение биографии, литературной жизни. В статье «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» («Труды и дни», VIII, 1916) дано исследование стиха Лермонтова с точки зрения теории Андрея Белого.

Более ранние работы Дурылина:

    * «Вагнер и Россия» (М., 1913),
    * «Судьба Лермонтова» («Русская мысль», 1914, X) и др. написаны в духе идеалистической философии символизма. Большой интерес представляет работа Дурылина
    * «Из семейной хроники Гоголя» [1928], содержащая эпистолярный материал, ярко характеризующий поместное хозяйство 30-х гг. (см. рецензию В. Переверзева в «Печати и революции», 1929, кн. IV).

Библиография

    * «Вагнер и Россия» (М., 1913)
    * «Поэты Бельгии», Антология, М., 1914
    * «Репин и Гаршин» (М., 1926)
    * «Воспоминания о Толстом», сб.
    * «Толстой и о Толстом», V, М., 1928
    * «Островский на сцене Малого театра», Л.—М., 1938
    * «Мастера советского театра в пьесах А. Н. Островского», М., 1939
    * «Айра Олдридж» (Ira Aldridge), М.-Л., 1940
    * «Михаил Семенович Щепкин» 1943. 64 с. — 25 000 экзА. Н. Островский. Очерк жизни и творчества, М.—Л., 1949
    * «Пушкин на сцене», М., 1951;П. М. Садовский. Жизнь и творчество, М., 1950М. Н. Ермолова (1853—1928). Очерк жизни и творчества, М., 1953.
    * «В своем углу». Составление и примечания В. Н. Тороповой. Предисловие Г. Е. Померанцевой. М.,
    * «Молодая гвардия», 2006, 880 стр. («Библиотека мемуаров»).

Вклад в русскую культуру, который внёс Дурылин невозможно переоценить, но долгое время он был в забвении. Только двух книг об актрисах Ермоловой и Заньковецкой, написанных им, достаточно, чтобы его имя было увековечено. На самом же деле известно более 800 только опубликованных произведений Сергея Николаевича. Это и статьи, и монографии. И воспоминания о выдающихся артистах, художниках, писателях, поэтах. Причём многих он поддерживал в самом начале их творческого пути. В экспозиции музея, созданного в мемориальном доме Дурылина 15 лет назад, хранится книга стихов Бориса Пастернака с дарственной надписью «Сергею Николаевичу Дурылину, дорогому человеку, мизинца которого я не стою.. Борис Пастернак, 21.II.1930 г.» Сергей Николаевич был одним из первых, кто советовал Пастернаку всерьёз заняться поэзией.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В городе Королёв в микрорайоне Болшево находится "Музей-квартира Сергея Николаевича Дурылина" (дом-музей С. Н. Дурылина при российской академии театрального искусства (ГИТИС))

В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королева.

О музее

С. Н. Дурылин поселился в Болшево в 1936 году по настоянию врачей. Из-за принятия священнического сана уже в советское время он был арестован и несколько лет провёл в тюрьмах и ссылках. Там его здоровье было сильно подорвано. Кроме того, Сергей Николаевич находился в сильной депрессии после того, как по стечению обстоятельств, сгорел его богатейший архив, содержащий уникальные автографы известных литераторов, которые он собирал многие годы.

Выбор места для постройки был обусловлен фундаментальной связью творчества С.Н. Дурылина с философско-богословской традицией славянофильства (Хомяковы, Аксаковы, Одоевские, Киреевские).Дом находится около церковных стен» храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана на землях, с XVII века принадлежавших князьям Шереметевым и Одоевским. Уцелевшие фрагменты имения П. И. Одоевского и до сих пор соседствуют с территорией дурылинского участка.

Интересна судьба самого дома. Его построили в считанные месяцы благодаря стараниям и энергии супруги Дурылина Ирины Алексеевны. По тем временам дом был просторный - двухэтажный с арочными окнами и верандой. А построен он был из необычного материала – остатков взорванного в Москве Страстного монастыря. Причём пару лет назад обнаружилось, что не только фундамент, оконные рамы и двери из бывшего монастыря использовали при возведении болшевского дома, но и брёвна, из которых он сложен.

Дурылин прожил в Болшево с 1936 по 1954 год. Его гостеприимный дом стал центром притяжения для артистов, писателей, художников. Сюда с удовольствием приезжали Нестеров и Грабарь, Качалов и Яблочкина, Козловский и Лемешев… Но только спустя десятилетия после смерти Сергея Николаевича был создан музей. Сначала в Болшеве открылась библиотека им. С.Н. Дурылина, основой которой послужила значительная часть его личного собрания книг. Чуть позже его именем назвали улицу в посёлке. А в 1993 году открылся музей, поначалу находившийся в ведении РАТИ (ГИТИСа), и только в 2002 году переданный в муниципальную собственность г. Королёва. Несколько лет музей был закрыт. В нём проводились реставрационные работы, благодаря которым удалось предотвратить разрушение дома, привести в порядок хозяйственные постройки.

Экспозиция музея знакомит с жизнью и творчеством не только самого хозяина, но и его гостей. Так в доме целая комната посвящена знаменитому русскому художнику Михаилу Нестерову. Он часто гостил в «Болшевском Абрамцеве», как по меткому выражению литератора и мемуариста Н.Д. Телешова стали называть дом Дурылина. Итогом многолетней дружбы литератора и художника стало монографическое исследование Сергея Николаевича о Нестерове. В экспозиции можно увидеть личные вещи художника и его работы. В ещё одной комнате воссоздана обстановка кабинета Сергея Николаевича Дурылина. Здесь всё сохранилось, как было при жизни хозяина…

На протяжении всей жизни С. Н. Дурылина в Болшеве его дом был центром духовной культуры. Сохранились мемориальные вещи, переписка и свидетельства о связях этого Дома со всемирно признанными центрами русского Православия — Черниговским скитом Троице-Сергиевой-Лавры и Оптиной пустынью, со святыми новомучениками о. Алексием (Мечевым) и Михаилом (Новоселовым), оптинским старцем Анатолием (Потаповым), с жизнью и творчеством выдающихся представителей религиозно-философского ренессанса второй половины XIX — начала XX века (К.Н. Леонтьевым, В. В. Розановым, П. П. Перцовым, С. Н. Булгаковым и др.)

Не случайна территориальная близость Дома к Сергиеву Посаду, где в начале 1920-х годов С.Н. Дурылин, вместе с Ю.А. Олсуфьевым и о. Павлом Флоренским участвовал в деятельности Комиссии по Охране Памятников Троице-Сергиевой Лавры, к Муранову — имению Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева, к Абрамцеву, к даче В.Д. Поленова в Жуковке, имению К.С. Станиславского в Любимовке.

В настоящее время Дом-музей Дурылина является единственным местом в Москве и Подмосковье, в котором сохранились мемориальные вещи, связанные с жизнью и творчеством великого русского художника М. В. Нестерова. Усилиями  С. Н. Дурылина была создана уникальная архивная коллекция, коллекция икон XVII — начала XX века, коллекция живописи и графики К. Ф. Богаевского, К. А. Коровина, В. Д. Поленова, Р. Р. Фалька, Л. О. Пастернака, М. А. Волошина, В. К. Менка, Л. Вруни, К. Малевича и др.

В Доме сохранились мемориальные вещи и фотографии С. Т. Рихтера, Б. Л. Пастернака, Н. Д. Телешева, К. С. Станиславского, М. К. Заньковецкой, актеров Большого, Малого, Художественного театров (Н.А. Обухова, П. Норцов, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов, И. В. Ильинский, Е. М. Шатрова, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Яблочкина и др.); библиотека.

Здание Дома Дурылина и прилегающие постройки («Изобка», «Ледник», «Погребица» и др.) являются неотъемлемой частью традиционной дачной застройки первой половины XX столетия в пос. Болшево. Вместе с сохранившимися фрагментами усадьбы Одоевских в Болшеве — храмами Косьмы и Дамиана (1786 г.) и Преображения Господня (1800 г.), зданием церковно-приходской школы (ул. С.Н. Дурылина, д. 41, ныне библиотеки им. С.Н. Дурылина), богадельни (ул. С.Н. Дурылина, д. 39, (ныне склад РЭУ № 2), сундучной (ул. С.Н. Дурылина, д.9), — и близлежащими дачными строениями (дача Клюевых — ул. С.Н. Дурылина, д. 37), — они представляют собой образец уникального культурно-исторического ландшафта.

В 2008 г. постановлением Главы г. Королев учреждены Ежегодный литературный конкурс и премия им. С. Н. Дурылина, в целях стимулирования литературного творчества.

Конкурс проходит по нескольким номинациям: проза (повесть, роман, рассказ, новелла); поэзия (поэма, стихи); драматургия (пьеса, комедия, трагедия); литературоведение; публицистика; новая номинация: "Проба пера".

Источники:  ru.wikipedia.org, www.nkj.ru, www.geokorolev.ru, www.korolev.ru
Показать Скрыть карту


Рецензии
Такие же чувства испытываешь глядя на старинные вещи, когда - в Пенаты. Одно смущает, что знаешь, в его стенах никогда не звучал голос Репина, они не хранят его дыхания, т.к. их пришлось воссоздавать на пепелище. А вот могила его убедительна! Мне нравится, что там не нагородили излишеств, просто - крест.

Людмила Киргинцева   21.04.2012 00:05     Заявить о нарушении
Вы правы - тут не до излишеств...

Ирина Каховская Калитина   21.04.2012 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.