Педагоги

Сам я педагог со стажем.
Стаж почти полсотни лет.
Опыт есть. Такой, что даже
Уникальный стал я дед.

Где я только не работал,
Пока стал преподавать.
Во все лез с большой охотой,
Так что есть, что рассказать.

Но сейчас учить кончаю:
Года вышли, уже стар,
Устаю, хотя мечтаю
Как-то применить свой дар.

Чтобы вызвать интерес,
Быть души ваятелем,
Нужен светлый дар небес,
Дар преподавателя.

Люди в давние года.
На сказках училися.
Проповедники тогда
На Руси ценилися.

Проповедник из меня
Может не из гениев,
Но учитель все же я
В третьем поколении.

Я хвалить себя не смею
И на что все это нам?
Кто я есть и что умею
– Это видно по стихам.

Педагогов судят строго
Ихние ученики,
А немало педагогов
Мастера средней руки.

Почему так получилось,
Я не буду обсуждать.
Сколько общество не билось,
Не смогло оно создать

Педагогам те условья,
Нормальные для труда,
Для отдыха, для здоровья,
Что нам ждать от них тогда?

Потому я отвлекаюсь
От насущных тех проблем,
Зря болтать не собираюсь
Проблемы известны всем.

Надо сузить еще боле
Весь диапазон стихов:
Педагоги высшей школы
– Вот о них писать готов.

Еще более сужаю
– Скажете, чудачество?
Все лишнее отметаю,
Оставляю качества.

Как же качества наметить
Для честной компании?
– Качеств много на примете,
Но главное – знания.

Всю жизнь надобно учится
И новое постигать.
Отвлекаться не годится
И голову забивать.

Так что, дорогой приятель,
Не чурайся смены вех.
Поскольку преподаватель
Современный человек.

Хочешь прожить беспечально?
– Сдвинь стратегию на то:
Диссертация вначале,
А машина уж потом.

Чтобы преодолевать
Пики экстремальные,
Нужно память развивать
Профессиональную.

Поэтому не пытайся
Себя в чащи заводить:
На отдыхе отвлекайся,
На работе не чуди.

Брат мой хорошо учился,
Классно в шахматы играл,
Но с техникой провозился,
Не взошел на пьедестал.

Трудно оптимум построить,
Организовать житье,
Все мы принцы и герои,
Впрочем каждому свое.

А теперь опять о знаньях.
Сколько знаний должно быть?
Знать все – этого желанья
Просто не осуществить.

Запас знаний нужен, чуешь?
Чтобы ты был всегда готов
Лекцию двухчасовою
Растянуть на шесть часов.

Я когда-то эту норму
Себе выбрал, а затем
План составлю для проформы
И читаю без проблем.

Итак, знания. Что дальше?
Для общественных наук:
Надобно читать без фальши,
Правдивость вступает в круг.

С правдивостью дело хуже.
Ну бывает, например,
Говоришь ты много чуши
С твоим знанием в размер:

Свою тему плохо знаешь
Где-то взял – и выдаешь.
Сам толком не понимаешь,
Что слушателям поешь.

И вторая есть причина
Неправдивости твоей:
Все решаешь самочинно,
Без оглядки на людей.

Очень часто так бывает:
Дурни наглостью берут,
Лишь они истину знают,
Остальные просто врут.

И еще одна есть тонкость,
Без которой не прожить:
Требуется увлеченность,
Студентам нельзя бубнить.

Педагога позолота:
Педагог – это артист.
То публичная работа,
Улыбаться научись!

Писать больше нету нужды:
Педагог наш флаг несет
И ему совсем не чуждо
Человеческое все.

Тему счастливо осилив,
Можно подвести итог:
Человек большой, красивый
Настоящий педагог.

Жаль, что педагога рынок
Девальвировал слегка.
Я в душе совсем не циник,
Но на этом все пока.

(2010 г.)


Рецензии