Обзор 9 Игоря Царёва. 1 лига. Апрель 2012

На фотографии телемост с Игорем Царёвым на 1 конференции поэтического журнала "Окна" в Германии.
Приглашаем поэтов на нашу вторую конференцию в Германии:
http://www.stihi.ru/2012/03/30/9854





Просьба ко всем читателям обзора выбрать самый лучший стих по Вашему мнению из десяти, представленных в обзоре Игоря Царёва, и разместить своё мнение в рецензии под обзором.


Обзор


Неблагодарное занятие – судить СТИХИ, выбирая из хороших самые хорошие. Потому что, если выбирать приходится действительно из СТИХОВ, а не просто из разнокалиберных текстов, то все они (даже если их тысяча тысяч) уже априори первые из первых. А именно СТИХОВ в апрельском контенте было немало. И совершать выбор в такой ситуации приходилось через насилие над собой. И совершив это насилие, выбрав десятку тех, которые согрели на этот момент чуть более других, я теперь испытываю сожаление и вину перед стихами и их авторами, которые как бы остались «за бортом» десятки. Потому что «борт» этот чисто символический и во многом обусловлен лишь «правилами игры» конкурса, но никак не достоинствами (или недостатками) текстов.

Наверное выбор мой одобрят не все. Возможно даже далеко не все. А некоторым, возможно, этот выбор даже категорически не понравится. И это нормально. Идеальных стихов (как и идеального газа из учебника физики)  в природе не существует. В любом тексте можно найти недостатки. И в стихах, выбранных мною в этот раз, недочеты тоже есть. Но… Как человек уже не первый год ежедневно вынужденный редактировать чужие тексты (у меня даже в названии должности в трудовой книжке фигурирует слово «редактор»), я  возможно чудом не стал еще жертвой БРП (Большого Редакторского Проклятья), когда хочется исправить все, что попало под руку. Как человек иногда еще пишущий и стихи, я понимаю, что далеко не все, что хочется поправить, в этом действительно нуждается. Ведь есть еще авторская музыка слов, которую не всегда сходу различишь. И музыка тут ключевое слово.

Ведь настоящие стихи должны существовать еще до того, как будут написаны. Это не я сказал. Это Осипа Мандельштама слова. Цитирую: «Стихи существуют до того, как написаны Весь процесс сочинения состоит в напряжённом улавливании и проявлении уже существующего и неизвестно откуда транслирующегося гармонического и смыслового единства. В ушах звучит сначала неоформленная, а потом точная, но еще бессловесная музыкальная фраза. В какой-то момент через музыкальную фразу вдруг проступают слова».

Так вот, по поводу идеальности стихов  - автор иногда может не расслышать слов, проступающих сквозь небесную музыку, или немного перепутать их при записи... Но изначальная «бессловесная музыка» текста, через которую приходят, проступают слова – она либо было, либо нет. И если ее нет, то как слова ни строй, они все равно остаются картонными и пустыми.   А если музыка изначально была, то и с ошибками при записи, она все равно должна быть слышна в тексте. Потому не словесные огрехи, а музыку звучащую между строк я пытался уловить в стихах, представленных на апрельский конкурс. И многие тексты меня искренне этим порадовали. Особенно вот эти:

 
1. Ян Бруштейн «Миф о красных деревьях» (http://www.stihi.ru/2007/12/24/123) – Мудрый, симфонической мощи текст, повторяющий извечный сюжет о неизбежном противостоянии двух сил. Это противостояние принимало в разные времена разные формы: в данном случае это битва жителей красивой деревни с  шагающими красными (читай тоже красивыми) деревьями. И подоплека этой схватки менее примитивна, чем просто борьба Добра со Злом, потому что тут каждая из сил - есть и добро и зло одновременно. И, как и в любом настоящем мифе, в тексте Яна есть междустрочные послания (по-современному говоря – месседжи) для вдумчивых читателей. В том числе и о том, что победа нередко может оказаться поражением, а поражение – победой. В принципе, ничего нового, но так «вкусно» изложено, что получаешь истинное наслаждение.
 

2. Геннадий Нейман «Моление о Чаше» (http://www.stihi.ru/2007/09/26/783). Тоже не новый сюжет. Сколько уже написано о ночи в Гефсиманском саду... Но Геннадий очень точно выбирает интонации, позволяя нам стать невольными свидетелями доверительного разговора Христа с Богом. Интонации и детали пронзают, вызывая и доверие и сочувствие. И тоже хочется повторить подслушанное: Может, простишь? Без выкупа? Просто так?...   И, хотя на этом текст обрывается, невольно продолжаешь мысленную беседу, мол, увы, это невозможно… Но душа при этом не ожесточается, а становится чуть мудрее и светлее. Славное послевкусие у текста.
 

3. Андрей Моисеев «О чем молчит рыба» (http://www.stihi.ru/2003/02/22-167). В принципе, алгоритмически это о том же, о чем и «Миф о красных деревьях» Яна Брунштейна (только здесь участниками противостояния становятся «новое» и «старое»). И литературный прием тот же, что и в «Молении о Чаше» у Геннадия Неймана (автор позволяет нам услышать то, что казалось бы, в принципе невозможно – монолог ли это рыбы, или беседа Христа с Богом).  Мне, как родившемуся в прошлом веке, близки и понятны выписанные Андреем ощущения кистеперой латимерии, которую все считали вымершей миллионы лет назад, хотя она и сегодня живее иных живых, и вполне еще водится в некоторых теплых морях…
 

4. Татьяна Пешкова «На том мосту» (http://www.stihi.ru/2010/06/01/5256). И здесь автор дает нам возможность совершить, казалось бы, невозможное: подслушать невысказанные мысли молчащего героя и даже вступить с ним (вместе с автором стиха) в своеобразную полемику. И разговор идет не о второстепенных, а о коренных и  потому всех волнующих вещах: о старости и слабости, о смерти и вечности. Читаешь  «и если жизнь - река, то на излуках\связь двух начал уместится в строку...\а ты явись на свет - в крови и муках,\тогда и речь поверит - языку...» - и даже если не понимаешь до конца «о чем это собственно?» все равно сердцем принимаешь добуквенно. Так складно это сказано.   


5. Молчанов Виталий Митрофангович. «Марк Шагал. Над городом» (http://www.stihi.ru/2010/02/04/2385). Казалось бы, всего лишь о картине написано, пусть и всемирно известной. Но Виталий не только отправляет нас в полет над городом вслед за влюбленными, изображенными на холсте (то есть поднимает по вертикали), он еще и пробует вырвать читателя из потока привычного времени, позволяя ощутить привкус вечности…. Хорошо работают эти строки: «… а время плакало, и влагу пил песок
обычных дней, похожих друг на друга….»  Эпическая картинка возникает, прямо «…и дух божий носился над водой»… Для меня в этом тексте оказались важны даже не слова, а ощущения, которые они рождали.

 
6. Лада Миллер «Наш дождь» (http://www.stihi.ru/2004/06/28-13). Нехитрый по сюжету текст. Но какое светлое настроение рождает! « И мы, вдруг поддавшись на этот соблазн,\Выходим в струящийся лепет отважно,\Касаемся нежно, смеемся протяжно\И с неба не сводим восторженных глаз.»  Спасибо, Лада

 
7. Константин Невский «Когда птица улетает» (http://www.stihi.ru/2011/08/15/6228). Да этот текст именно о том, о чем я говорил в самом начале, что не так даже важны слова стихов, как их музыка, о том, что «музыка играет и не играет, музыка разносится по той стороне,\ где существует время и место, где вечерами зимними\падает на обветренные ладони снег», о том, что когда птица улетает «что-то такое остаётся между деревьями, что говорит о наличии пустоты».

 
8. Игорь Гонохов «Московский рабочий» (http://www.stihi.ru/2011/12/20/9251). И здесь в тексте слышна «до словесная музыка». Да и сам стих подчеркивает ее наличие словами «дико болит и болит нестерпимо – там, где прошлось неземное дыханье».
 

9. Владислав Сергеев «Когда как репу с огорода» (http://www.stihi.ru/2003/11/22-726). Небольшой стих, строчки короткие, слова простые. Неброский текст. Не эпический. Можно даже слету и не заметить, как внезапно из сермяжных и порой ёрнических слов выплывает вдруг освежающее и возвышающее: «И встану я под новым ливнем\ Непониманьем осчастливлен,\ Дрожащей парою листков…» Хорошо!

 
10. Клер «Власть несбывшегося» (http://www.stihi.ru/2008/05/13/4545). Еще одно стихотворение из «тихих и неброских». Это не беседа Христа с Богом. И не нашествие фантастических красных деревьев… Автор даже сам настаивает на обыденности: «слава богу кончилась история, трупов нет». Но не слова, не строки, а настроение «за кадром», авторская ирония и самоирония, та самая неслышимая небесная музыка, придают стиху особое звучание: «бум здоровы, барышни, бум-бум-бум».

 
 И вот что еще хочется сказать участникам конкурсов журнала «Окна». Наверно в написании и чтении редакторских обзоров есть определенный смысл. Но не к голосу критика и редактора должен прислушиваться автор в первую очередь. Уши его должны быть полны, прежде всего, именно той  музыкой о которой говорил Осип Эмильевич.  Ей и только ей  надо подчиняться и повиноваться, чтобы вам ни говорили редакторы всего мира.

Если бы вы знали, сколько раз и сколькими людьми мне говорилось, что «я пишу не так, не о том и вообще зря». Послушай я этих людей – давно нужно было бы «выпить ведро яду» и «убить себя об стену». Не выпил и не убил. И теперь все чаще находятся люди, которые не пытаются поучать, а попадая со мной в резонанс, начинают слышать в текстах ту же музыку, что и я. И это счастье. Чего и всем собратьям по перу искренне желаю!





Переход на другие обзоры:

http://www.stihi.ru/2012/04/08/11218
http://www.stihi.ru/2012/04/16/2836
http://www.stihi.ru/2012/04/13/5647
http://www.stihi.ru/2012/04/12/7737
http://www.stihi.ru/2012/04/10/3404
http://www.stihi.ru/2012/04/09/4409
http://www.stihi.ru/2012/04/09/1206
http://www.stihi.ru/2012/04/10/11068
http://www.stihi.ru/2012/04/11/2388
http://www.stihi.ru/2012/04/11/4604
http://www.stihi.ru/2012/04/12/4545
http://www.stihi.ru/2012/04/13/357
http://www.stihi.ru/2012/04/14/9288

 


Рецензии
Игорь! Здравствуйте! Огромное спасибо за Обзор - такая верная тональность, и с любовью, и мудро!
С точки зрения музыкальности и заложенного потенциала - мне больше всего понравились стихи Константина Невского - концентрированный заряд, от минора до мажора, от земли до неба... Можно и в тоску впасть, можно и воспарить - влияние конкретной песни очень чувствуется, но Автор творит состояние другое - как будто две первых скрипки ведут диалог... Какую тональность выберет читатель - такие размышления и будут в финале.
Благодарю за созвучную тему!

Марина Боголюбова   13.05.2012 19:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.