Обзор 4 Амирама Григорова. Высшая лига-апрель 2012

Просьба ко всем читателям обзора выбрать самый лучший стих по Вашему мнению из пяти, представленных в обзоре, и разместить своё мнение в рецензии под обзором.






                Обзор





Буду честен, читатели дорогие. Обзор по стихам Высшей лиги было писать трудно, поскольку хороших стихов было мало, очень мало.  Редкостно неурожайный выдался сезон. Что о стихах лиги первой сказать не могу. Но, обо всём по порядку.

1) Хилина Кайзер. http://www.stihi.ru/2010/01/08/6330
Признаю тот факт, что первым номером моего топа стал первый номер рейтинга. Это не потому, что я начал с первого места рейтинга, вовсе нет. Я прочёл всю лигу, и вернулся на круги своя. Мне уже приходилось оценивать это стихотворение и прежде. Когда Хилина была с нами. И я давал ему максимальные баллы.
Некоторые образы этого текста показались мне тогда несколько наивными, что, впрочем, укладывалось в рамки избранного стиля. К тому же, одну девочку мы все знаем, кто же вторая? О ком речь?
Теперь это стало ясно. И стихотворение зазвучало по-другому, ещё пронзительней, ещё печальней.
Кукушка-кукушка, сколько осталось нам жить?



2) Михаил Свищёв http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559
Этот автор, безусловно, относится к числу тех, кого я высоко ценю. Изящество-изяществом, порыв-порывом, но есть у поэта Свищёва одна черта, что делает многие его тексты несколько из ряда вон выходящими. Это умение уснастить текст особенными знаками-символами.  Это, знаете, как дорога в фэнтазийном романе. Идут герои, и замечают Знак. По нему идут к следующему Знаку. Затем – к третьему. И, в конечном итоге, проходят сквозь какие-нибудь Врата и спасают мир. Ничего не происходит случайно. А и не должно. С каждым пройденным днём нарастает напряжение – от катрена к катрену. И наконец, оп, вот они, Врата, и мы входим в них, и видим – всё было тщетно, всё было зря, и Мир не спасти, да и не нужно было, может быть, и о чём теперь говорить, если Гаммельнский крысолов забрал себе наших детушек. Вообще это очень западный образ, этакий городок Школькофремен из Эдгара Аллана По, патриархальный мир, подвешенный на волоске над ничем.
Это всё, что мне понравилось. Хотите, даже побейте меня за отсутствие пресловутого «тепла», но это всё.



3) Майк Зиновкин http://www.stihi.ru/2010/05/25/3797
Хороший поэт Майк Зиновкин, в данном случае, изменил себе. Чураясь штампов, но изобретая немыслимые завитушки, огонь и серу родня с морозными узорами, запуская целые шеренги разноцветных монгольфьеров в наши достаточно тоскливые среднеполосные поэтические небеса, этот автор, против обыкновения, побаловал нас, на сей раз, очевидными девачковыми альбомными штампами.
«В сердце опять бушуют страсти-мордасти»
«А ещё очень хочется к морю!»
«Аллергия на любовную лирику, мороженое и кошек»
И не к месту (за исключением общества суровых гуронов, нарезАвших из человеческой кожи узкие ремешки) и измерение кожи в сантиметрах. Тут подходили бы квадратные, всё-таки, сантиметры.



4) Игорь Царёв http://www.stihi.ru/2010/05/18/8349
Крайне симпатичный автор, и, безусловно, выдающийся поэт, Игорь Царёв, в стихотворении, представленном в лиге, дал образчик известного стиля. Что за стиль? Легко представить. Представьте. Взрослых бородатых мужичков в свитерах и кирзовых сапогах, плетущихся гуськом, обладателей дипломов, технических, в основном, ВУЗов, увешанных рюкзаками, котелками и гитарами, которые, бесконечно шутя и резвясь, взбираются вверх по тропе. Потом они погубят несколько деревьев в наших бореальных лесах, сложат костерок, разогреют тушёночки, достанут и водочку, разольют и примут, а потом…
Достанут-таки гитары они потом. И начнётся.
Нас обильно кормит снегом зенит,
Гонит тучи из Ухты на Читу…
Я не полагаю, что есть худые эстетики, недостойные стили или выморочные размеры. Но нельзя писать о том, о чём точно уже писано, тем же языком и тем же набором образов, что ранее и другими уже были задействованы на полную катушку.
И, признаю, не поклонник я ни Ады Якушевой, ни Юрия Визбора, ни…
Буду честен. У меня т.н. бардовская песня ассоциируется, чаще всего, с комсомолом и т.н. «диареей путешественников». Хотя нет, ещё с совковыми анекдотами, палатками, незатейливыми любовными историями ( чаще всего, с т.н. «своими в доску девчонками», чаще всего – лаборантками и аспирантками) и…
Очень плохими текстами. Очень пошлыми.  Хотя есть исключение. Одно. Это Городницкий. Средняя, добротная поэзия. Но, положенная на музыку, она кажется, особенно, в сравнении с текстами его коллег – едва ли не гениальной.
Я люблю творчество Царёва совсем за другое. И тут хочется сказать, завидев над знакомым излюбленным  автором страшную бородатую тень, зависшую на фоне колеблющихся языков пламени костра, вполне адских: «изыди, бес, не надо этого изгиба гитары жёлтой»



5) Амирам, ты собираешься злословить в Песах? Да, я собираюсь злословить в Песах. А ничего, что у всех праздник, а ты собираешься его кому-то тут портить?  Ну, простите, люди добрые.
Леонит Терех http://www.stihi.ru/2005/04/05-1209
Признаться, подвергать этот графоманский кошмар анализу – занятие для людей, у которых всё в порядке с артериальным давлением. А у меня таки нет. Затарившись гипотензивным, я начну.
В какие тонкие материи
Задрапирован наш визит,
Что даже сонными тетерями
На деревах кромешных зим
Мы тихих слов не прячем за щеку,
Анфасом солнце заслонив,
Когда нетрезвые шарманщики
Нас принимают за своих.

Это ли не бредовая консрукция? Я вот, честно, потерял нить повествования на четвёртой строке. Какой визит? К кому? Каких тихих слов и за какую щёку? И, в конечном итоге, что за нетрезвые шарманщики и откуда они взялись?
И в горны памяти расплавленной
Не мечем бисер и икру,
Но капитаны дальних плаваний
Нас допускают в ближний круг
Где, непутёвые, мы вскладчину
Спускаем жизнь на тормозах
И любят нас путеукладчицы
С распутным пламенем в глазах.

Метать икру в горны памяти расплавленной. Ещё и бисер. Очевидно, только потому, что есть устойчивые фразеологизмы с метанием того и другого, и только поэтому. Автору, по-видимому, показалось это остроумным. К шарманщикам добавились ещё и капитаны, с ними путеукладчицы, с пламенем, которое аффтар повытаскивал из горна своей памяти, видимо, обрадовавшись созвучию ПУТеукладчицы – расПУТным, как чукча – концу полярной ночи, и, по ходу дела, даже не представляя, насколько всё это плод ума неискушённого. Это мало, неостроумно, это ведь воистину пошло.
Но и не ратуя о вечности,
Чей привкус в нас неизлечим,
Мы холим зёрна человечности
В компосте следствий и причин
Где вы себя едите поедом
И где, покрошенный в салат,
Христос был тоже гуманоидом
Но из стажеров и салаг.
Смещение сознания продолжается, не давая нам ни малейшего шанса понять, что именно автор хотел сказать. Вполне можно было, вместо всего написанного - понаставить дефисов, и эффект был бы сравнимый. Но мы дочтём, с надеждой на чудо; что вдруг, из ниоткуда, в конце стихотворения появится смысл, зажжётся, и в его огне всё предыдущее приобретёт некую систему. Но в конце нас ждёт просто-напросто крещендо всей этой галиматьи. Вообще невыносимо далёкое от малейшего чувства прекрасного, пошлое, претенциозное окончание.
Два вопроса: 1) Как можно писать такое всерьёз? 2) Как ЭТО оказалось в высшей лиге? Имена голосовавших – на бочку. Хочется взглянуть в их честные глаза.
А так – с Песахом и Пасхой, дорогие мои. Что называется, с праздниками на любой вкус.



PS. Всех, кто принял участие в народном голосовании по этому обзору, приглашаем на нашу 2-ю конференцию в июле 2012 года:
http://www.stihi.ru/2012/03/30/9854


Рецензии
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.