Обзор 3 Михаила Дынкина. 1 лига. Апрель 2012

Просьба ко всем читателям обзора выбрать самый лучший стих по Вашему мнению из десяти, представленных в обзоре, и разместить своё мнение в рецензии под обзором.





                Обзор


– В ранней юности, – старец промолвил в ответ, –
Я боялся раскинуть мозгами,
Но, узнав, что мозгов в голове моей нет,
Я спокойно стою вверх ногами.

Л. Кэрролл, «Баллада о старом Вильяме» (перевод Самуила Маршака).


Я тоже спокойно могу стоять вверх ногами, поскольку ничего умного сказать не в состоянии. Да и что умного можно сказать о поэзии? Что умного можно сказать вообще? И всё же от меня ждут какого-то предисловия, ждут, поскольку я как бы критик, ведь любой, кто составляет обзор тех или иных текстов, как бы критик, он важно надувает щёки или по-дружески хлопает вас по плечу, но он критик, вы ждёте от него вступительного слова, вы ждёте, а он чувствует ваше ожидание и начинает говорить, и в большинстве случаев говорит ерунду, причём эта "ерунда" как бы и не совсем ерунда, да какая же эта ерунда, если всё так умно и гладко сказано, а возьмёшь в руки, поднесёшь к свету – нет, ерунда всё же (ну, хотя бы потому, что правота не бывает абсолютной, а значит, есть и другие ракурсы, и ты прав ровно настолько, насколько не прав, и ещё – и это самое главное – потому что поэзия не то что должна быть глуповата, глуповата она изначально, ибо она не набор технических приёмов, не изощрённость, как бы нас ни завораживала изощрённость, а ВИНО МУСОРЩИКА, и если мы и приближаемся к Альмутасиму, это лишь приближение приближения, если и видим отдалённые вспышки, это только отблески отблесков; обещание столь же прекрасное, сколь и невыполнимое).

Среди стихов первой лиги было на этот раз из чего выбирать. Даже обидно, что включить в список можно только 10 стихотворений. Руководствовался же я совсем простым критерием: какие стихи мне захотелось бы опубликовать, будь я редактором поэтического отдела какого-нибудь толстого журнала. Значит ли это, что все остальные тексты не годятся для публикации? Этого я не говорил.


Мой список (порядок следования это всего лишь порядок следования, по местам не распределяю, хорошие стихи не надо распределять по местам):

1) Куликов
Иванов, Семёнов, Борменталь
http://www.stihi.ru/2011/06/30/2173

ЧУдный стих с прекрасной концовкой и отчётливой авторской интонацией, так и видишь этих роняющих зелёные яблоки кентавров. Из тех текстов, что будучи раз прочитаны, остаются с тобой – настроением, послевкусием, визуальным рядом.

2) Полина Синёва
"Роспись наскальную память взамен отдаст..."
http://www.stihi.ru/2003/04/17-766

Ну, стихи Полины Синёвой я знаю давно и очень ценю этого автора. У Полины хорошее чувство слова, но что меня по-настоящему привлекает в её стихах – это (не могу сказать – осознаваемо ли оно самим автором) языческий взгляд на мир: Земля, сад, воздух в текстах Синёвой – существа мыслящие, страдающие, самостийные, они с человеком на равных, и ему (человеку) приходится подвинуться, чтобы освободить место для всего остального, Вселенная перестаёт быть антропоцентричной; труднее избавить её от антропоморфности (для этого потребовалось бы уже нечеловеческое мышление).


3) Мария Маркова
"За окном, за деревом, за площадкой..."
http://www.stihi.ru/2010/06/13/8235

Замечательная работа. Даже и не представляю, что тут можно добавить, как и зачем это комментировать. Перекликается со стихотворением Adonatti, финальные строчки достаточно неожиданны у обоих (или – наоборот – ожидаемы, но какой-то волшебной ожидаемостью).

4) Клер
власть несбывшегося
http://www.stihi.ru/2008/05/13/4545

Сколько ни читаю это стихотворение, не могу избавиться от улыбки. И нужно ли избавляться? ЗдОрово и как-то очень легко, чуть ли не воздушно, всего несколько небрежных (казалось бы) мазков, и вот оно – живое и настоящее.

5) Пермяков Андрей
"Придумаю: ушла, оставив сны..."
http://www.stihi.ru/2011/04/20/3486

Небольшая, но удивительно ёмкая вещь.

Оранжевый тигрёнок или клён
через забор из голубиной стали
глядит на разночинный стадион:
они опять кого-то обыграли. –

Очень.

6) Егор Мирный
на стеклянном стуле
http://www.stihi.ru/2011/09/18/3178

Давно наблюдаю за этим автором и многого от него жду (надеюсь, он немедленно забудет о моих ожиданиях, ожидания давят). Импонирует неутомимость Мирного, его непрестанный поиск, чреватый срывами (поскольку ищущий часто балансирует на грани, но это лучше, чем эксплуатировать свои же удачи). Вообще, по-моему, Егор настолько ушёл в поэзию, что представляется мне существом едва ли не мифическим, наполовину сотканным из стихов. И хорошо, что так.

7) Константин Невский
When the bird has flown
http://www.stihi.ru/2011/08/15/6228

Завораживает меня это стихотворение: его тихая музыка, падающий в нём снег, уже засыпающий человека, потерянного в этой бесконечной зиме и остающегося верным себе до конца.

8) Plahov
bifurcation
http://www.stihi.ru/2011/07/24/4797

Ну, отменное владение словом, по-моему, очевидно. Во всяком случае, мне – очевидно. Как-то (речь о конкретной работе) это перекликается со стихами Алексея Цветкова, но перекличка и эпигонство совершенно разные вещи. Плахов автор узнаваемый, со своим голосом, а значит, может позволить себе перекликаться с кем угодно.

9) Дмитрий Мельников
"Тогда скажи наследнику, Жильяр..."
http://www.stihi.ru/2012/01/23/4022

Думаю, Дмитрий Мельников один из самых знаковых для меня современных поэтов и, может быть, самый мне близкий на сегодняшний день. И дело, наверно, даже не в стихах (прекрасных), а в том, что стоит за ними; в том, чему я затрудняюсь дать определение, в каком-то огромном внутреннем напряжении, в заряженности текстов, в безоговорочности ощущения, что сочиняющий их – Поэт. Есть авторы изощрённее, есть авторы виртуознее Мельникова, но я же не о наборе технических средств сейчас рассуждаю, я говорю о подлинности. И, может быть (см. вступительное слово), Дмитрий Мельников это как раз тот редкий случай, когда невыполнимое по сути обещание каким-то чудесным образом удаётся сдержать.

10) Дмитрий Артис
Цветы жизни...
http://www.stihi.ru/2010/02/07/402

Вот тоже (как и в случае с Клер) небрежное на первый взгляд стихотворение, но вполне себе настоящее, читаешь внимательно и понимаешь, что никакой небрежности здесь нет (вернее, есть, но она необходима этому автору, по крайней мере – в конкретном стихотворении). Приходят на ум и Замятинское "Мы" и "О дивный, новый мир" Хаксли, только они всё же делали акцент на социуме, а надо бы на самой природе человека, порождающей подобные социумы, питающей их собой.


У меня всё.




PS. Всех, кто принял участие в народном голосовании по этому обзору, приглашаем на нашу 2-ю конференцию в июле 2012 года:
http://www.stihi.ru/2012/03/30/9854


Рецензии
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.