Страдание - созидатель
Страдание - созидатель
К чужим страданиям врождённо глухи,
Страданья личные должны мы испытать.
О них же собирая только слухи,
Нам, просто, невозможно человеком стать.
Болезненные испытанья тела,
Печальный ряд душевных ран
Врачуют нас от власти беспредела,
Природой в нас допущенный изъян.
Страданья в нас добро вселяют,
Отзывчивость к чужой беде
И постепенно благодатно прививают
Смирение у нас в душе.
И важно только не сломиться
Под грузом боли и тревог,
Иначе может получиться
Нам душу разрушающий итог.
Да, я живу, возможно, процветаю,
Однако, добротой, смиреньем обделён.
И всё ж без них простого счастья не познаю:
Я радости дарить себя другим лишён.
Свидетельство о публикации №112040804872
С уважением Таня
Таня Вагнер 08.04.2012 18:27 Заявить о нарушении
Постараюсь быть как можно более кратким, что признаюсь мне сделать не легко.
Пройдусь по строфам, чтобы выяснить (и для себя тоже), что же хотел сказать автор и как ему это удалось. Это, как бы, изначальные рассуждения (всем заведомо известные), из которых возникают отдельные мысли, фиксируемые автором на бумаге.
Первая строфа: человек рождается с заложенной в нем Природой (Богом) программой (гены) достаточной для биологического выживания в окружающей среде, где нет места для сострадания, морали и т.п., а только борьба за жизнь. Попадая в среду себе подобных биологически, но мыслящих и сформированных общественным устройством людей, он должен получить некое воспитание, которое и сделает возможным называть его Человеком. Чтобы выжить, он должен жить сам и давать жить другим. «Жить самому» заложено Природой и это «К чужим страданиям врождённо глухи,» - плодитесь размножайтесь, всё дозволено. «Давать жить другим» - это осознание того, что ты должен соизмерять свои потребности и желания с другими. Человек стадное животное и «Давать жить другим» – закон выживания в стаде, но при этом он должен каким-то образом быть заставлен подчиниться этому закону вопреки врожденному «Жить самому». Такими средствами принуждения были: боязнь страданий (прежде всего боли) и затем «Страх Божий». Чтобы как-то смягчить неравномерность выпадающих на разных людей страдаий, было привито в сознание понятие смирения перед обстоятельствами жизни и собственной судьбой и необходимость сострадания. Сострадание другим возможно, только если сострадающий имеет хоть какое-то понятие о страдании (испытал хотя бы простое чуство сильной боли). Например, вы видите соседа страдающего от сильнейшей зубной боли. Можете вы ему полноценно (адекватно) сострадать, если вы никогда не испытывали хотя бы легкой боли.
Эти сумбурно изложенные здесь мысли и составляют содержание первых трёх строф.
Можно было бы ими ограничиться или подработать текст и, поставив первую строфу последней, получить вполне приемлимый для меня стишок.
Но меня всё же посещали одновременно и другие мысли. Все эти механизмы регулирования взаимоотношений в обществе действовали более или менее хорошо до тех пор пока существовал естественный отбор (не соответствуешь законам рода, племени и т.д. – отбраковываешься, средняя продолжительность жизни в первобытном обществе была около 26 лет – не накопил, не поумнел, не настрадался). Сейчас, когда только 20% населения Земли владеют 80% накопленного богатства и среди этих 20% царит страшное неравенство (в мире 1 миллиард голодает!!!) и истинной веры в бога среди нас почти не осталось, а без веры в Бога наша жизнь, вообще, теряет смысл – что может нас подвигнут на сострадание и смирение?
Предпоследняя строфа – это сомнение в возможности и «челесообразности» сострадания и смирения.
Для меня последняя строфа это попытка понять, что же истинно сострадающий и смирившийся со свой судьбой может всё же получить в качестве «награды», недоступной для якобы счастливого меньшинства, делая бескорыстно добро.
Не знаю испытывали Вы когда-либо чувство удовлетворения, сделав инстинктивно простое доброе дело: помогли инвалиду, успокоили плачущего ребёнка, сняв мяукающего котёнка с дерева и т.д., но иногда эти мелкие проявления добра приносят мне внутреннее удовлетворение. Я уверен, что людям, многострадавшим и смиренно принимающим эти страдания, легко доступна возможность делать такие«простые» добрые дела и получать от них глубокое духовное удовлетворение («награда»). Это ведь не щедрая благотворительность, как индульгенция за совершенное зло или наглая реклама. Это-то я и хотел сказать в последней строфе.
В то же время я полностью согласен с древним мудрецом, который говорил: « Поэты часто и лгут». Пример, стихи Пушкина о Керн и его отношение к ней. Автор не всегда идентичен им написанному.
Написал путанно, но на своем уровне понимания вопроса и умения ясно выражать мысли.
Удач.
Владимир Салтанов 09.04.2012 16:42 Заявить о нарушении
А когда ещё есть возможность увидеть счастливые, благодарные глаза то это просто неописуемое чувство наслаждения.
Не зря в писание написано "Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди..." Матфея 6
Спасибо большое за подробный ответ.
С уважением Таня
Таня Вагнер 12.04.2012 02:38 Заявить о нарушении