02-Ритмическая инерция-2

Ударения, пиррихии, спондеи...

Наличие ритмической инерции приводит к ряду явлений, которые стихотворец обязан учитывать  в своем  творчестве.

1. В ритмическом рисунке строки не все ударения равноценны по силе и значению.
Даже при отсутствии пиррихиев и спондеев строка может звучать некрасиво или даже нелепо, если ударение оказывается пусть и формально правильным, но попадает на семантически неудачное место.
Тем более, если это место ритмически наиболее значимое.
Возьмем стихотворную фразу.
Формально с идеальным ритмом.
.
"ТАнками нА окровАавленном пОле"
Танками по окровавленным нивам
.
В обычной, не стихотворной, речи слово "на" может произноситься как с ударением, так и без него, в зависимости от контекста и внетекстовых факторов.
Но в любом случае это  будет звучать "естественно".
В данной фразе, если читать ее как прозу, ударение в слове "на" смазывается, приглушается вплоть до полной безударности.
Но в стихе ритмическая инерция не позволяет оглушать ударение, и получается совершенно нелепый акцент "нА".
Он мог бы быть уместен разве что в случае, когда это нА" противопоставляется какому-то "пОд".
Это достаточно частый огрех - под ритмически сильное ударение попадают служебные, не несущие никакой содержательной или эмоциональной нагрузки слова.
.
И еще чаще встречаются случаи, когда это звучит не столь нелепо, но все равно логическое ударение фразы не совпадает с ритмическим.
Слова стоят не так, как они бы лучше всего прозвучали в виде стихотворной фразы.
Очень часто это как недостаток даже не ощущается.
.
Но большие мастера учитывают такие вещи.
В рифмованном стихе наиболее выделяются окончания строк - как за счет константного концевого ударения (которое, как мы помним, в нормальных (не экспериментальных) стихах никогда не пропускается, и за счет того, что там находится рифма - элемент, дополнительно привлекающий внимание к концу строки.
.
"Слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку"
К.Чуковский
.
"Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало"
В. Маяковский
.
Конечно, это - максимализм, далеко не всегда выполнимый и выполняемый, хотя стремиться к этому стоит.
Но, как минимум, следует всячески избегать попадания под рифму служебных или малозначащих, проходных, слов.
Как и слов явно "левых", появляющихся явно только ради рифмы и никак не привязанных к остальному. Слов, которые спокойно можно было бы без всякого ущерба для смысла и настроения стиха выбросить.
.
И во многих случаях вполне оправданным является допущение негрубой инверсии ради перемещения наиболее нужного слова под рифму:
.
"Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!"
А.Пушкин
.
Инверсии во 2 и 3 строке явно продиктованы именно такими соображениями. Да, конечно, жертва, но оправданная.
Сравните, например, с таким вариантом 2 строки
"в друзья моих печальных будней"
У Пушкина создается нажим на "печальных", что придает нужную эмоциональную и смысловую окраску.
Третья строка звучит не очень уклюже (хотя в разговорной речи такие конструкции допустимы, и встречаются), но подчеркивает авторскую мысль.
Можно, конечно, спорить, оправдано ли это в данном случае.
Но по-любому ясно, что это сделано не из-за косноязычия, ибо видно, что автор приобрел, пожертвовав складностью речи.
В первой строке "вас" - стоит в ритмически относительно сильной позиции, как и "счастлив" в 4 строке. (второе ударение для 4-стопного ямба)
.
Идеал, конечно же, недостижим. И даже гениям далеко не всегда по силам.
Но чувствовать и понимать такие вещи квалифицированный  стихотворец обязан.
.
2. Пиррихии
Пиррихии, то есть пропуски схемных ударений тоже могут восприниматься как более или как менее грубые нарушения.
Как уже говорилось ранее, в 4-стопном ямбе ударение во 2 стопе ритмически более сильное и более важное, чем первое или третье.
Но дело не только в "проседании" ритма.
Ритмическая инерция все равно в той или иной мере "ударяет" ритмически сильное место.
И результат зависит, от того, насколько уместно оказывается получающееся звучание.
Разные слова с большей или меньшей легкостью принимают побочные ударения, навязываемые ритмической инерцией.
Например в слове "сАмолЕт" (в ямбе) побочное ударение на "А" звучит достаточно естественно.
А вот "ОгорОд" - уже хуже.
"пОлицАй" - еще хуже.
А в некоторых случаях возможно даже искажение смысла, возникновение побочных прочтений.
"на тебЕ" - "нА тебЕ".
В зависимости от текста строки, навязываемое ритмической инерцией дополнительное ударение может звучать по-разному:
Например:
1. за нЕдалекими холмами
2. Он пЕрепихивал работу
3. Он ЛОмоносовым назвался
Неудачнее всего - третья строка - в ней дополнительное ударение звучит наиболее неестественно.
Таких конструкций следует избегать.
Аналогично - для спондеев.
Следует избегать труднооглушаемых и труднопереносимых
сверхсхемных ударений.
 "Ты стой милый, не надо былье ворошить"
"стой" оглушается с трудом, да еще получается "с той" вместо "стой" (поскольку ударение на слове "той" не столь жесткое как на "стой", при смягчении ударения на "стой" начинает слышаться "с той")


Рецензии
«Но в стихе ритмическая инерция не позволяет оглушать ударение, и получается совершенно нелепый акцент "нА"»(с)
- Тимофей, а в каком стихе?.. Полагаю, что нет смысла говорить о том, что Вы называете «инерцией», если не видеть текст, которым эта «инерция» задаётся. Более того, нет оснований говорить «совершенно нелепый акцент», если есть способ прочитать без акцентирования, пример: http://clck.ru/8iMtG - обратите там внимание на фразовую акцентуацию в пятой строке.

Кочетков Владимир   30.06.2013 13:52     Заявить о нарушении
Владимир скажите вот я в последнее время постоянно замечаю косяки* в разборах нашего Гуру но интересно а может так было и раньше?
______
* - косяки в О Основе Основ - великом и ужасном ритме.
Причём такие косяки в последнее время замечаю, что диву даёшься!
>
как раз подобные вашему вопросу о "НА".
Читали здешний его разбор Давида Синицина?
А "Шелковицы" в Ежах?
Если нет то прочтите и тогда может быть поймёте, что без магического выражения
>
"Хорошая и правильная статья".(с)
>
вы вряд ли дождётесь ответа.
Ну или дождётесь такого какого он мне уважухнул в Ежах...
_______________
Кстати, вот об этих выражениях наполненных магией - однако они имеют влияние на нашего Гуру - это я тоже в последнее время замечаю.
_______________
От себя скажу что в принципе и ладно, но раздражает, что дело на месте стоит.
РИ - это действительно важно.
Но в том что написанно, пока можно найти только - РИ.
Схематически
>
...РИ - на голом слове - РИ*1...
Но если честно даже за это ему спасибо и без иронии.

*1 - а может это меня и пугает;-( и заводит на пыль блин ибо некоторые детки зовут меня так же йоперный балет!< ШУТКА:-D...

Рихард Мор 2   09.07.2013 20:03   Заявить о нарушении
Попробовал декламировать – по-моему, текст вполне гладкий: http://yadi.sk/d/B9iEhtg_6f6rb Записывал декламацию на работе – записались и голоса моих коллег, что-то весело :) обсуждающих; дикция у меня почти никакая – четыре зуба всего осталось, к съёмным протезам пытаюсь привыкнуть, но получается плохо – тошнит, а дикция с протезами просто жуть какая… эх, старость - не радость…
Посмотрел и беседу под «Шелковица» на ТМ. Стихотворение мне не понравилось – и смысл ёжиком :) в тумане бродит, и ритмика гуляет.
Рихард, я не обижаюсь на Тимофея – не хочет реагировать, ну и не надо, и даже лучше – некогда мне сейчас увлекательными :) беседами заниматься – дел в реале много (поэтому моя страница уже недели две закрыта).
Рихард, советую Вам заглянуть на эту страницу: http://www.stihi.ru/avtor/psychedelics - там наш стихирский отец-основатель :) психоделики проводит прощальное ревью. А Тимофея – вдруг да прочитает это – советую обратить внимание на эту рецензию (и её автора –одного из редакторов площадки Психоделика): http://www.stihi.ru/rec.html?2013/05/24/6775
Спасибо, Рихард, что отозвались! :)

Кочетков Владимир   10.07.2013 05:11   Заявить о нарушении
Да я уже давно хотел, но блин думал что наш Гуру не до такой степени закомплексован собственной непогрешимостью и поэтому стоит ждать, но получается чё нить покусать - это когда кусающий с резиновыми протезами вместо зубов.

Блин с основателем приходелики давно заочно знаком, поэтому спасибо почитаю.

Стих "Шелковица" очень интересен в плане ритма.
Грубо говоря провокационного для критики. - для моей.
Я уверен вы уже посмеялись;-) над "Клюют голуби" и "Саднит сладостью"...
И в целом он... вобщем великолепен для критики.
Но авторшу придётся сейчас поучить;-(...

Рихард Мор 2   10.07.2013 09:25   Заявить о нарушении
:-D Насчёт протезов. Не знаю шутковали ли вы. Но кусаете вы всё же зубами дядя;-).
Это я на всякий случай и... вы может не поверите, но я всегда первый раз читаю поверхностно - получается как бы то ни было а подсознательный ум существует ибо именно после написания замечания я заметил ваши протезы - то есть неосознанно я взял ваши протезы и переиначил под свой лад - отдал их резиновым кусающим нашего Гуру.

Кстати жена Сотника писала о Разборках мне, а наш Гуру после написал так же мне:-D: Не устраивайте Разборки со мной - то есть подсознательный ум существует...
Он как память всего на что реагируют пять чувств относительно в максимальном режиме, ибо мы как известно этими чувствами не очень умеем управляться.

Ладно, приятно было побеседовать;-)...

Рихард Мор 2   10.07.2013 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.