Просто Урок или Устав по жизни

Просто урок или Устав по жизни?

/Человеколюбие...,ему нужно учить в учебном заведении?/

Стал народ - как Христос коллективный,
Мы, некрещеные дети империи,
Веру нащупываем от противного….

А.Вознесенский


Вхожу в класс, как в холодную воду.…Перед уроком всегда мысленно говорю себе: «поплыли»!



В «одиннадцатом» все очень и просто и сложно.Для начала улыбаюсь и всматриваюсь в знакомые и родные лица. Настраиваюсь на «нужную волну» коммуникабельности…
В первом ряду, прямо под «моим носом» сидит Саша. Он - «инвалид детства» и



страшно ненавидит это слово-приговор, и поэтому часто дерется со всеми, кто пытается унизить его внутреннее пространство этой поверхностной и ложной очевидностью. Он сидит всегда с Кристинкой, единственной девочкой класса, которая его понимает и принимает как Друга.
Кристина приветливо смотрит. Ее отличает удивительная,«нетопорная» работа Создателя: молдавский точеный носик, красивое лицо, изящная фигурка, редкая теперь у девушек коса . Все «мухи» ее класса словно расположились вкруг. Она чувствует свою притягательность, и, зная это, старается не переступить дозволенного. У нее нет ничего, кроме этого, чистого, как новенькая тетрадь, девичьего достоинства. Эту установку на достоинство она получила в назидание от стареющей матери. И еще она знает, что ей следует хорошо учиться.



За Кристиной сидит Маша. Единственная дочь в многодетной семье и «поскребышек». У светловолосой и голубоглазой Маши мир заполнен всевозможными «табу» мамы и папы. Она помнит, что семья ее живет ею, дышит ею, любуется ею…Маша старается оправдать доверие и любовь хорошей учебой и познаниями «англо». Победительница олимпиад и спортсменка, и «просто красавица» уже сосредоточена.



Всегда рядом с Машей Никита Страчиков. Красив, как молодой Саша Абдулов. Вежлив и галантен. Спортивен и длинноног. Следит за модными новинками. Он старается надежно отслеживает процесс урока и действия обожаемого объекта. Иногда он опаздывает, потому как курит уже с 6 класса и столько же с этой привычкой безуспешно борется.



По правую руку Кристины, во втором ряду, ее вечный «искуситель» Ванька. Ванька всегда «валяет ваньку»! Ему, последнему и любимому сыночку, родители отдали всю свою нежную опеку. У него все есть и ему ничего не надо. Он периодически вопрошает:
- А зачем? Скоро конец света? Вот если его не будет, уеду в Америку! Или поступлю в «20-ку»! Или в армию!
Позади, на «Камчатке», сидят двое: невысокий и щуплый Леха «Философ» и коренастый Иван «Молчун». Они периодически не присутствуют в школе.



Леша, уже сдавался «с повинной», когда наигрался в компьютер «позаимствованный на почте», который не покупают ему вечно пьяные родители. Дома он остается, когда отец грозит избить мать. Ему очень плохо, как всем очень умным детям, рано осознающим несправедливость этого мира….Он приходит в школу понаблюдать за точеной фигуркой и темными косами любимой девочки, которая его не замечает. Леха вздыхает, как молодой Наполеон и опять сегодня мечтает. В руке он постоянно крутит «сотик» и новый журнал.
Иван сидит и смотрит в пол. Он силен, как молодой Жаботинский. Ко всему прочему, он уважительно смотрит на восторженный «флер» в сознании умного соседа по парте и готов любому дать за него «по шее»…. И, соответственно, за необожающий его друга, но обожаемый им предмет любования…
Я встречаю открытую улыбку второго «Ванька-встаньки» и «ключ на старт»!
- Ребята, - говорю я, - сегодня мы рефлексируем по теме прошедшего урока :«Мировоззрение. Убеждение. Вера». «У кого какие соображения? Что для человека, для каждого из нас есть Вера? Что есть ваше Убеждение по данному вопросу?
Ванька улыбается и начинает привычно «стебаться»: - Девушкам верить нельзя. В Бога верить надо, но это Вера бездоказательна, как вы понимаете! У девушек можно потребовать доказательство того,что они любят, ну типа «твоя», и тогда, через это доказательство, можно сказать, получить утверждение. А так, верить нельзя!
Иван «Молчун» начинает улыбаться уголками губ. Девочек у него предостаточно в пьяных кампаниях. Он не ввязывается в «беспонтовый треп» своих наивных сверстников.
Маша просто внимательно слушает Ваньку и таинственно улыбается….А Кристина серьезно отвечает:
- А я верю в Бога. В маму и просто в добрых людей! Бездоказательно!
Саша ей привычно поддакивает:
- Я тоже верю, в то, что есть Бог. То есть, я его не видел, но всегда ощущал ЕГО присутствие рядом. Когда мне очень плохо, к примеру, я в больнице, я молюсь,…он меня слышит и спасает.…И не раз спасал.



Леха откладывает после моего замечания телефон и с видом профессора изрекает на аудиторию: - Могу сказать, что да-а…В общем, вера необходима, иначе человек психологически, как индивидуум есть, но как личность, крайне неустойчив. Кристина, несомненно, права. Она и есть идеал верующего человека. Во всяком случае, для меня. Она одевается скромно, как верующий человек, и все равно вызывает положительные эмоции во всех, даже неверующих. Мне кажется, глядя на нее, изречение из Библии весомо и теперь: «Бог есть Любовь»….
Кристина вспыхивает румянцем:
- Спасибо, Леша!
В классе зависает пауза. Все думают уже о простой и грешной земной любви, которую хотят испытать или испытывают.…А я ухожу от заданного Алексеем определенного вектора к теме урока:
- В произведении М.Ю.Лермонтова «Испанцы» речь идет о любви и о вере…Юноша и девушка с детства полюбили друг-друга. Юноша беден, он был приемным сыном отца девушки. Отец же слышать не хотел про брак с любимым и уготовил дочери судьбу богатой испанской матроны.…Но девушку обесчестил старый развратный священник.…И тогда она в отчаянии попросила любимого о страшном: о смерти во избавление от пожизненных мук позора. Во имя любви! Так что есть любовь? Юноша пронзил ей грудь кинжалом! Зло это? Добро это? А Вера? Вера присутствует в этой драме и нашей жизни?
Класс умолкает и невидимые мне картины юношеского сознания переносятся в Испанию.

Никита смотрит на Машу, говорит:
- Я бы не смог убить любимую девушку никогда! Я бы убил священника-развратника! Он нарушил принципы Веры! Он подлец и мерзавец!
Ванька изрекает:
- Ну, подумаешь! Когда-то это со всеми девушками происходит.…Раньше или позже.…А священник давал обет безбрачия. Он точно животное. Вот он точно не верует, а лицемерит Богу!



Леха вторит:
- Нет, в этом, без сомнения ты прав. Уголовное преступление, не есть всегда преступление, ибо не соотносится с моральным понятием общественных взглядов того периода истории на СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Я очень просто скажу: Зло не всегда есть зло! Убийство любимой, как бы на ее просьбу же, это Убийство своей ЛЮБВИ - как УБИЙСТВО самого себя! Кого еще пожалеть? В чем проблема произошедшей трагедии-БЕЗВЕРИЕ!



Лешкины философские «выкрутасы» пугают молчаливого Ваню. Он с уважением смотрит на него и тянет руку для рукопожатия. Все смотрят на это. Кристина - с нескрываемым уважением. Ванька ловит этот взгляд и говорит:
- А может быть это Возмездие за что-то? Ну, ведь девушка должна была не согласиться с волей гнусного папаши. А она? Вот и получила! Да: у каждого есть Ангел-хранитель и Искуситель. Вера-это ВЫБОР в чью-то пользу. Бездоказательный выбор Любви. Ей не надо было долго думать. Любишь-люби. Старому хрычу не досталось бы ее невинности! И вообще, может отец бы тогда пошел навстречу молодым. Ведь многие, даже в России, тайно венчались.…А потом их прощали родные!

Леха не унимается и припоминает недавнее убийство на селе:
- Смотрите, Возмездие и Бог, очень тождественные понятия! Вот недавно убили предпринимателя, по-прозвищу «Спирт». Все говорят теперь, что он был хороший мужик. Муку и сахар, подсолнечное масло и водку привозил по дешевке….Все уверены в этом. А полсела молодых и старых…лежит на кладбище. Он был убит всего одним ударом по голове, напившимся СПИРТА парнем! СПИРТ убил «СПИРТА», а до того «СПИРТ» убивал спиртом всех! Вот если бы он был верующим-не было бы страшного Возмездия!
Молчащий всегда Иван, друг того молодого «убивца», краснеет и впервые за весь урок произносит: - А я тогда там не был! А пил с ним только раньше.…Вообще, завязывать надо всем…

Урок неумолимо завершается. Надо «выплыть»! Выплыть из темы с пользой «для»! Раздаю листочки. Задаю задание: самостоятельно написать определения понятиям «убеждение» и «вера». «Выплываю» с мыслью и общим выводом для класса:
выбор мировоззренческих позиций каждого-это дело сугубо личностное, но опора ВЫБОРА ПОЗИЦИИ должна быть фундаментально оформлена ИСТОРИЧЕСКИ, ПОЗИТИВНО, ФИЛОСОФСКИ…Мы должны опираться на собственный РАЗУМ.
МИРОВОСПРИЯТИЕ, МИРООЩУЩЕНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ- единая спасительная цепочка в духовной и практической деятельности Человека обладающего ВЕРОЙ



Рецензии