Великий Разум. - Монологи со Всевышним
Согласно Откровению, 16.
Великий Разум, если ты «един»,
А не рассредоточен по Вселенной*,
Ты только одинокий Господин
Всего, что исчезает неизменно.
Коль это так, не слышишь Ты людей,
Не слышишь их молитвы, стоны, всхлипы
И будни мира в записи Твоей
Хранишь как назидательные клипы.
Кому смотреть их, если без того
Всё ведаешь?
Иль всё-таки кому-то
Даешь увидеть жизни существо,
Вместив века в ничтожные минуты?
Сдается мне, апостол Иоанн
Такой вот клип принял за Откровенье.
Но Богослову не был смысл дан,
И получились странные виденья.
В них нет людей, есть просто чудеса,
Для коих слова нет у Богослова,
Абстрактны там Земля и Небеса
И всё, как в клипах наших, гротесково.
Вот первый Ангел «излиет фиал»,
И что-то происходит в результате…
Вот акт второй, … А вот уже финал…
Всё страшно… Но во имя Благодати…
Но Благодать - для избранных опять.
И счислены элитные «колена»,
Всем остальным - в мученьях умирать…
И тут же – устрашающие сцены!
В сто сорок тысяч избранных включен,
Сам Иоанн эпически спокоен,
Без оговорок принимает он
Всю изощренность предстоящих боен.
«Сидящий на престоле» - прав во всём.
И Агнец – прав, карая миллионы
И саранчой, и жаждой, и огнём -
От широты натуры возмущенной.
Народы гибнут - значит, поделом,
И «чистые» своим несметным хором
Осанной славят этот «бой» со злом,
Всех неэлитных истребят в котором…
О Господи, и всё - во весь экран!
И даже всё - под запись Богослову!
… А может, просто тёмный Иоанн
Твой старый клип «прочел» как жупел новый.
Сентябрь 2000
* Согласно Спинозе, например, Бог не единичная сущность, но сам Космос "тело" его.
Свидетельство о публикации №112040607204
Основная идея
Центральная мысль произведения заключается в попытке осмыслить природу Великого Разума («если ты един»), Его отношение к человечеству и восприятие людьми откровений Божьих. Игорь Карин задаёт важные вопросы: почему Бог кажется равнодушным к людским страданиям и молитвам? Почему божественное откровение воспринимается человеком искажённо, превращаясь порой в жестокое зрелище?
Структура и композиция
Поэт выстраивает своё размышление в форме монолога, обращённого непосредственно к Богу. Это придаёт произведению особую интимность и искренность. Композиция стихотворения построена вокруг идеи, что человеческое понимание божественного часто оказывается ограниченным и неполным. Центральным образом становится Откровение Иоанна Богослова, которое поэт интерпретирует как своеобразный «клип», демонстрирующий абсурдность человеческой истории и бессмысленность человеческих усилий.
Образность и символизм
Особого внимания заслуживает использование автором символов и образов, заимствованных из христианской эсхатологии. Например, образы ангелов, чаши, саранчи и огня становятся частью общей картины, подчеркивая драматичность и трагичность человеческого существования. Однако автор подчёркивает, что истинный смысл этих образов остаётся скрытым, создавая впечатление разрыва между замыслом Творца и восприятием творения.
Поэтический язык
Язык стихотворения отличается яркостью и выразительностью. Использование аллегорий, гипербол и риторических вопросов позволяет автору передать всю глубину своего сомнения и отчаяния перед лицом непознаваемости Божества. Каждое предложение насыщено эмоциональностью и глубиной мысли, заставляя читателя задуматься над вечными вопросами бытия.
Заключение
Таким образом, стихотворение Игоря Кары является ярким примером современной религиозной поэзии, способной пробудить интерес к духовным вопросам и вызвать глубокие размышления о природе веры и её месте в современном мире. Оно вызывает чувство сопричастности к общечеловеческим проблемам и заставляет пересмотреть привычные взгляды на роль религии в жизни каждого отдельного человека.
Вячеслав Зуев 26.10.2025 14:47 Заявить о нарушении