Последняя крепость. 3. Элазар бен Яир

ЗАЩИТНИКАМ МАССАДЫ

Начало цикла стихотворений, посвященных героической обороне Массады, здесь : http://www.stihi.ru/2012/02/20/3127


Речь Элазара бен Яира перед солдатами Массады


Храбрые войны, герои Массады !
Мы все вместе дали нерушимую клятву:
Не подчиняться никому в этом мире,
Одному лишь Г-ду подчиняться.

И вот настало тяжелое время
Остаться верным клятве, исполнить обет ;
Ведь мы всегда гнушались рабской доли
На протяжении долгих лет.

Не посрамим же себя и теперь;
Хоть обессилены и гонимы,
Не предадим идеалы свободы,
Не опозорим себя перед Римом !

Мы первыми восстали против римлян
И мы последними покинем поле боя.
Великую милость даровал нам Г-дь,
Дав возможность умереть смертью героев ;

Дав погибнуть людьми свободными,
Без позора бегства, без позора измен ;
Что не дано было нашим братьям,
Внезапно захваченным в плен.

У нас же есть право избрать славную смерть,
Вместе с детьми и женами.
Не изведают горечь рабства наши сироты,
А жены не будут опозорены.

А затем окажем друг другу последнюю милость ;
Братья ! В этот решающий час
Пусть всех накроет почетный саван свободы;
Есть ли что лучше и дороже для нас ?!

И предадим огню нашу крепость,
Прежде чем мы умрем ;
Пусть огорчатся римляне, увидев,
Что не смогли нас взять живьем.

Только еду оставим нетронутой ;
Пусть увидит враг -
Мы не страдали от еды недостатка,
А сами смерть предпочли
позорному рабству.


март 2012

Человеческая история мало знает подобных примеров великого, страшного и потрясающего подвига. Страна была разрушена дотла, все уже в руках врага. Иерушалаим - груда развалин, все города и крепости Иудеи, Шомрон и Галилеи - в руках римлян. Только одна крепость во всей стране еще держится. Одинокая и далекая Массада не сдается, хотя и не имеет никакой надежды выстоять. Враг силен, в его руках вся страна, в его распоряжении много вооруженных легионов. Нет выхода из положения, кроме позора сдачи, бегства или рабства.
Но не так думал главнокомандующий крепостью Элазар бен Яир, внук Иехуды бен Хизкия, лидера антиримского восстания в 6.г. до н.э., все сыновья которого пожертвовали своей жизнью ради свободы. Элазар бен Яир обратился к соратникам с пламенной речью, напоминая о том, что "они давно решили не быть рабами ни римлянам, ни кому-либо иному, кроме Б-га, ибо Он истинный и справедливый властелин всего человечества". Нельзя последним защитникам свободы согрешить нарушением данной ими клятвы. Ведь они знают, что ожидает их, их жен и детей, если они сдадутся врагу. Но - "пусть жены умрут не оскверненными, и дети - не испытавшими позора рабства" ...
И Элазар бен Яир уговаривает всех оставшихся в Массаде совершить страшный подвиг - всем до одного, с женами и детьми, покончить с собой, предав огню все ценности, имеющиеся в крепости, кроме запасов продовольствия, чтобы римляне поняли, что не голод, а именно ненависть к рабству заставила евреев совершить этот ужасный шаг.

фотография - Элазар бен Яир (актер Питер Штраус) в американской исторической драме "Masada", 1981.

продолжение - "Далеко до рассвета" : http://www.stihi.ru/2012/05/11/6551


Рецензии
Спасибо Илана за прекрасный сюжет. Мне кажется это о Ессеях, героях еврейской нации. Мои научные интересы восходят к их трудам и я им вечно благодарен.Если не ошибаюсь, эти события произошли где-то в песках У Мертвого моря. С пожеланиями добра и тепла, Рамзи

Рамзи Нугманов   29.05.2012 21:16     Заявить о нарушении
9 ава 70. г. был сожжен Йерушалаимский Храм. Город лежал в руинах. Все города и крепости Иудеи, Самарии и Галилеи в находились руках римлян. И лишь одна крепость, одинокая и далекая Массада еще держалась. Но надежды выстоять не было.
Командующий крепостью, Элазар бен Яир из рода Йехуды Галилеянина, все сыновья которого пожертвовали своей жизнью ради свободы, убедился, что спасения нет; раньше он верил, что его отряду удастся отомстить римлянам за разрушение Йерушалаима и Храма. Но сикарии были связаны клятвой никогда не покоряться Риму. И Элазар бен Яир обращается к соратникам с пламенной речью, в которой говорит о том, что они давно решили не быть никому рабами, кроме Б-га; и они останутся верными идее свободы до конца. "Пусть жены умрут не оскверненными, а дети - не испытавшими позор рабства ..."
В последний раз герои Массады обняли своих жен и детей ... Затем ...
В конце мужчины выбрали по жребию десять человек. Каждый лег возле своей жены и детей, которых только что лишил жизни, простер на них руки и ожидал, пока придет его черед. Когда их осталось десятеро, один, опять выбранный по жребию, зарезал своих товарищей. Оставшись единственным живым человеком в Массаде, последний из сикариев поджег крепость и вонзил в себя меч ...
Это стихо - речь Элазара бен Яира перед защитниками крепости. Я постаралась по возможности точно передать сказанное им.
Массада (на иврите "мецада" - крепость) находится на вершине одной из скал Иудейской пустыни, у юго-западного побережья Ям ха-Мэлах (Море Соли, т.е., Мертвое Море).
Спасибо Вам, Рамзи, за интерес к древней истории Израиля.
С искренней признательностью и самыми добрыми пожеланиями - Илана.

Илана Шалэхет   30.05.2012 14:24   Заявить о нарушении
Огромное спасибо Илана за широкую информацию по теме Массада. Значит мы говорим об одном и том же. Но у меня к Вам предложение – надо воспеть в стихах великие теоретические (гуманистические) постижения этих героев для всеобщего обозрения. Ведь очень мало мы знаем в истории культуры народов, в том числе и еврейской нации. С глубоким уважением, Рамзи

Рамзи Нугманов   30.05.2012 15:00   Заявить о нарушении
Рамзи, Ваше предложение, конечно, очень интересно, но, к сожакению, я не тот человек, который мог бы это реализовать. Я пишу под настроение, впечатление; какая-нибудь строчка, сон, туманное воспоминание из далекого прошлого - и рождается новое стихо. Как в искусстве существует направление импрессионизм, так и я свои стихи могу назвать импрессионизмом в поэзии. Они - впечатление (impression), а не философия; предложенная Вами тема - теоретические (гуманистические) постижения - для меня это слишком тяжело и сложно. Извините.
Добра Вам и света ! С уважением - Илана.

Илана Шалэхет   01.06.2012 14:15   Заявить о нарушении
Да, конечно, я понимаю Вас Илана. Буду рад Вашим любым творениям. А мою идею отложим до ноября с.г.(будет защищаться мой сотрудник), я постараюсь поместить хотя бы выдержки из этого труда. И мы получим множество тем для поэтического переосмысления и сочувствования. С уважением к Вам, Рамзи

Рамзи Нугманов   01.06.2012 16:51   Заявить о нарушении
Рамзи, можно спросить - по какой теме будет защищаться Ваш сотрудник ? Связано с историей ?
А я еще раз перечитала нашу переписку и обнаружила следующее совпадение: мои стихи относятся к импрес-сионизму, т.е., сионистским впечатлениям, или впечатлениям сиониста.
У Вас, я видела, переводы Габдуллы Тукая. Когда-то, очень давно я его читала, когда увлекалась творчеством писателей и поэтов Востока. И сейчас люблю исключительно восточную литературу. Помню, что мне очень нравились стихи Мустая Карима.
С самыми добрыми пожеланиями - Илана.

Илана Шалэхет   02.06.2012 11:53   Заявить о нарушении
Отвечаю кратно, Илана: Мы развиваем новейшие идеи культурологической науки. Попутно нашли созвучие с ранними Ближневосточными гуманистическими постижениями гностиков Египта, Ессев Палестины, учением Христа и др. Если Моисей дал народам декалог, то Христос нашел идею Любви (Любви не словесно, а реально). Оказалось, что без культуры любви не бывает. Мы живем в век, когда 90% людей живет только сознанием, а разума-то нет! Именно духовность спасет мир, чем и сильна будущая Россия, если мы ее не "потеряем" по глупости. И т.д. С уважением и с теплом к Вам, Рамзи

Рамзи Нугманов   02.06.2012 16:26   Заявить о нарушении
Вы занимаетесь достаточно сложной и редкой наукой, культурологией.
Вдохновения Вам и успехов ! С искренним уважением - Илана.

Илана Шалэхет   02.06.2012 20:44   Заявить о нарушении
Спасибо Илана, мы еще встретимся на страницах Поэзии. С теплом, Рамзи

Рамзи Нугманов   03.06.2012 07:58   Заявить о нарушении