Детство без отца

 Моя формула:
«Любовь ребенка к матери – заслуга природы, любовь ребенка к отцу – заслуга отца».
То, что я скажу сейчас о своем отце, мне важно не для того, чтобы рассказать о моем детстве, не для того, чтобы открыть что-то о себе.
Но для того, чтобы понять, как такое может быть? И почему?

Папа был дирижер, композитор, погиб, когда мне не было полутора лет.
Мое отношение не связано с его образом.
Детство без отца. И вот что страшно.
Можно сделать тест, провести соцопрос: «Что означает детство без отца»?
Могу состояние положить на карту, что ни один пункт ответов не совпадет с тем, что я сейчас скажу.

Мне приходилось учиться во многих школах, видеть немало разных семей, бывать в разных домах. Случались крепкие дружбы, обсуждалось с детьми то, что происходило их семьях.
Диапазон и динамика такова: за 10 лет у меня сменилось 8 общеобразовательных школ, что говорит о разных коллективах, разных знакомствах.
Плюс спортивные школы (почти все виды спорта, какие были доступны) и несколько музыкальных школ, и каждое лето – три месяца пионерлагеря – широкий круг людей, семей, детей и их родителей.
Характер у меня был открытый, дружбы велись взапой: с доверием, откровениями, как у всех активных, развитых детей.

Об отцах

Теперь о главном:  никогда, ни при каких обстоятельствах, ни разу за все детство мне не пришлось пожалеть о том, что у меня нет отца.
Никогда – ни в детстве, ни в юности мне ни разу не пришло в голову, что отсутствие в семье отца – это потеря.

Видя другие семьи, их нормальные взаимоотношения, вот что мне приходило в голову: отсутствие отца – это преимущество.
Всякий раз, всякий! Когда  приходилось бывать в гостях у  одноклассников, мы вместе играли, и все было хорошо, пока не появлялся чей-нибудь папа, и нас, детей, тотчас гнали.
– Пришел с работы папа, пора убираться!
Не обязательно этот папа был драчуном, алкашом или дебоширом, просто с его глаз следовало исчезнуть!
Ведь домой он приходил отдыхать, а дети – помеха для всего, что ищет расслабления.
Почти в любой семье сохранялся определённый уют и свобода, пока в доме не появлялся их папа.
От друзей и просто знакомых ребят часто приходилось слышать:
– Ой, скоро папа придет, пора сматываться!
Или:
– Привет! Папаши дома нет, заваливай!

Чей-то папа пил.
Мои мысли: как хорошо, что у меня этого нет!
Кто-то, нашкодив, боялся папы, кто-то, получив двойку, был бит папой.
Чья-то мама ссорилась с папой, были скандалы.
Чей-то папа гулял, уходил, приходил. (Ребенок стыдился, страдал.)
Чей-то папа бил маму, и во мне рычал волк: если б это случилось в моей жизни, какой выход? – сжечь дом, город, себя, его…
Чей-то папа не выносил чью-то бабушку (теща), а она хорошая.
Другой папа был военный и крыл свой дом матом.
Третий папа…

В общем, бесконечный список, в каждом пункте которого одна мысль: папа – это бедствие.

Заиграешься с кем-то в доме, чья-то мама улыбнется, накормит, а то и стоит в дверях, чувствую – любуется нами: играйте, дети!
А то вдруг зайдет – чужая, озабоченная – и скажет:
– Сейчас папа придет! Ну-ка быстро собирайтесь и марш отсюда!
Бывало, что и выскользнуть не успеешь, а он заходит, этот чей-то папа. Неповоротливо снимает обувь в тесной прихожей, и ноги воняют нестерпимо, и думаешь: ужасный, как хорошо, что у меня нет этого.
Помню, как чьи-то мамы разговаривали о наших школьных делах, вникали в них.
Но никогда ничей папа не сказал мне, за все мое детство, ни одного живого слова, ничем не угостил, ничем не поинтересовался, даже просто не погладил по голове.

Можно подумать, что у меня был страх перед родителями, боязнь пап?
Нет, не было комплексов, скорее, папы моих товарищей боялись побеспокоить себя об мою природную живость.

Чьи-то папы

В присутствии чьего-то папы, если нас и не прогоняли, то все равно жизни не было. Чувствовалось, что он терпит (это были лучшие папы, способные терпеть нас) через отношение к нам, как к помехам. Как к чему-то, что мельтешит на экране, когда ты смотришь футбол.
Две страшные вещи моих детских и юношеских ощущений, в которых отсвечивалась жизнь вокруг:
Первое – чувство большей свободы без папы.
Второе и главное чувство: жизнь более безопасна без папы.
Потому что от пап в целом исходила какая-то угрюмая беда, с перегаром, тревогой и равнодушием.
Это мои искренние и истинные впечатления, вынесенные из обычного окружения моего детства.
Мне, конечно, не приходилось связывать их с моим родным папой.
У меня не было о нем ни малейших воспоминаний.
При упоминании о нем у мамы вздрагивали губы, она любила его, он погиб.
Но это другая история.

Наверно, он был прекрасным, мой папа, писал музыку, любил…
Все мои чувства не к нему, не о нём, это просто отражение жизни.
Безотчетное, отражение, отсвет.
Не говорю, что отцы плохие, у каждого свои примеры, но в детстве у меня не было возможности анализировать, понимать, любить умом за, то и ценить за это.
У меня просто были не замутненные нужными понятиями чувства, рефлексия, если хотите.
Это впечатления не наученные, как надо относиться, что ценить, как и за что.
Это просто реакции на окружающую жизнь.
И самое... мгм... странное – то, что с возрастом переоценки этих ценностей не произошло.
Сама картина, конечно, изменилась. Теперь я понимаю иначе, чем тогда, и могу оценить, и знаю хороших пап, глазами их взрослых детей, но в общем, это сути не меняет.
То, что папа хороший, понимаешь с каким-то усилием, с объяснениями.
И примеры других ситуаций – они, конечно, есть, но на стандартную картину не влияют.

Если мое взрослое отношение к отцам проскальзывало в общении, то в ответ мне приводились довольно банальные примеры, в которых выпирали два факта.
Первое – видно, что хочется противоречить. Чесотка спора и бытовые  пересказы своих детств, (интересные только рассказчику.)
Второе – желание выделиться: а вот у меня!… И все приукрасить, и как-то беспомощно прихвастнуть, замыленной чужими внушениями памятью.

Поэт Шаламов говорил, что на Колыму приезжали за мужьями женщины, но никогда за женами мужья.
Ахматова говорила, что плохо стала относиться к мужчинам, потому что в очередях в тюрьмы стояли, чтобы сделать передачу, одни женщины.
Чуковская думала, это оттого, что сидит больше мужчин.
Но Гинзбург (мать Аксёнова) в «Крутом маршруте» писала о том, сколько женщин сидело, и как.
Будучи человеком взрослым, могу понять и чувствую себя вполне нормально с другими родителями, но стоит взглянуть на них через чувство ребенка, их ребенка, и снова – мгм…

«Бывший» ребёнок

Сплошь и рядом отцы бросают детей.
Не считаю правильным связывать этот факт с фактом развода.
Жена и ребенок – разные категории.
Жена может стать бывшей.
Этот термин применим к понятию жена.
Но ребенок бывшим стать не может!
Можно сказать: познакомьтесь,  моя бывшая жена…
Но нельзя сказать: познакомьтесь – это мой бывший сын, сейчас и я сам с ним познакомлюсь.
По какому праву отцы присвоили себе подлость, как норму: бросать детей?
Мать остается  с  ребенком,  тянет на себе груз, предназначенный  двоим.
Еще  и вынуждена создавать  из отца-предателя образ «летчика испытателя», то есть отца-героя. Потому что сознание – отец погиб, легче переносимо, чем понимание: отец бросил.
 Смерть – горе,  но ею можно гордиться, а брошенность – хуже смерти: она унижает.
 Ты такое ничто, что не нужен, даже тому, кто тебя родил, кому ты тогда вообще нужен?
 
Сыновья, выращенные при живых отцах, без отцов – дети предателей, а не героев – это факт, нравится он вам или нет.
А Мать, после всех жертв,  вместо награды несет жертву вины.
Ребенок рано или поздно узнает правду.
– Ты лгала мне всю жизнь!
А каково узнать, что ты сын не героя, а труса?
Потому что сбросить с себя ответственность за ребенка, под любым предлогом – это прежде всего трусость. (Страх взвалить на себя: то есть меньше, спать, гулять и так далее.)
Как разрубишь этот узел фарса, лжи и страданий?
Ответ отцов: «Она не дает ребенка», – не принимается.
Это оправдание себе, своей лени, безразличию, жадности и тупости.
 
Вы взрослый человек – вы сами строите свои отношения – вы отвечаете за них. Но – не ваш ребенок.
Предательство и подлость – тоже всегда имеют причины. Чтобы не совершать таких вещей, требуется стойкость, воля, мужество.
Вот и проявляйте по отношению к своим детям эти качества! Тем более что они имеют прерогативу считаться мужскими.

Принципы наоборот

Пишу всё это только для того, чтобы подумать об этом.
Практически каждому мужчине предстоит быть отцом. И это не спонтанный ход жизни, к нему надо умом готовиться, умом в первую очередь, потом уж все материальное.
Родители часто руководствуются таким принципом: я так рос, и он пусть знает! Или: меня лупили, и я!
У меня другой принцип: сделать моим детям, в каждом моменте их детства, лучше того, что выпало мне.
И если у меня было что-то неладно, то не допустить, чтоб с ними происходило так же. Для этого нужны всего две вещи.

Первое – любить их  превыше своих удобств.
Второе – не загаживать свой мозг общими понятиями, живо чувствовать то, что чувствует ребенок, исходить из его особенностей, его ощущений, а не общих правил на этот счет.

Результат равнозначен вкладу.

Вырастив своих детей и отражаясь теперь в них, и в их любящем отношении, могу твердо сказать: мы получаем то, что воспитали.
Эти выводы уже не на уровне рефлексий, но на уровне опыта.
Проанализировав самые мощные несовпадения в теме: «Путь наших детей и наши пожелания», – вижу: все то, что мы получаем, есть результат наших вкладов –
осмысленных или непроизвольных.
Многие получили не то, что думали, мечтали или воображали.

Но ты не можешь дать того, что не имеешь сам!
Поэтому – приобретай смолоду, копи, чтобы было чем делиться и что отдавать.
Счастье, когда мои детские восприятия пап получают отпор. Чем грандиозней отпор – тем больше счастье.
Отношение к моему эссе «Детство без отца» необыкновенно тем переворотом, что его автору  согласие с ним читателя – в горечь, а противостояние – в радость.
Милый, милый папа, жаль, что многое мы не можем понимать в детстве, а можем только рефлексировать, не осознавая  причинно-следственных связей.
Кто поспорит со мной, защищая, свою любовь к отцу – слава Богу.
Я пишу глазами ребенка того времени (70-80-е годы) – может быть, теперь что-то изменилось.
Главное – чтобы каждый в своем отрезке жизни и судьбы оставался честен .


Рецензии
Сан,спасибо за всё что прочла сегодня, за то что буду читать всегда. Не закрывайте свои странички пожалуйста.

Мне интересно где прошло Ваше детство? В России? И были ли у Вас братья и сестры?
Меня мучает вопрос. Почему в жизни один человек успевает набрать кучу знаний, щедро делится этим с другими, а другой, не успевает.

Неужели виноваты обстоятельства и темперамент каждого человека?

Образование в России считалось лучшим. В чем я очень стала сомневаться.
А сейчас в Америке образование видится Вами как? Плюсы и минусы, если можно.

Не может быть хороших отцов и хороших мам, выросших в ужасной среде. И как хотя бы вокруг себя эту среду сделать возможной для роста души?

Валентина Лаврентьева   09.02.2015 19:00     Заявить о нарушении
Приветствую Вас!

🌷🌻🌹🍀🌸

(С) Почему в жизни один человек успевает набрать кучу знаний, щедро делится этим с другими, а другой, не успевает?

Потому что одни трудится, а другие не очень - успевает тот, кто делает.
А когда делаешь - делается!
У людей разные понятия о нагрузках, не каждый хочет собой делиться.
Одна женщина поднимает 5-рых детей, а другая одного - это не только
разница в степени затрат и жертв, но и в силе отдачи.
Однако я точно знаю - кто хочет просвещения - тот найдет
библиотеку и в гетто, а кто алчет безделья и иных удовольствий - тот заселит собой диван.

(с) Неужели виноваты обстоятельства и темперамент каждого человека?

Сам человек отвечает за себя и за свою судьбу, потому что любое наше действие -
результат собственного выбора и личных предпочтений.
Темперамент играет роль - но не решающую: характер, привычки, требования к себе и личные качества - формируются человеком в процессе жизнедеятельности.

(с) Образование в России считалось лучшим. В чем я очень стала сомневаться.
А сейчас в Америке образование видится Вами как? Плюсы и минусы, если можно.

Это очень обширная тема - огромная, в одном диалоге я ее коснулся более подробно.
Здесь: http://www.stihi.ru/2014/01/02/4504

но если свести к схеме - то, в России образование навязанное программой и оторванное от жизни. Уклон в основном технический, гуманитарно одаренные дети
страдают, имеющие более яркие способности должны стереться под общий уровень.
Развитие индивидуальности происходит не благодаря школе, а вопреки.

В США много лучше, в том смысли, что ученик идет вверх в зависимости от
интересов, усилий и успехов - это честнее и правильней.
Можно учится например, по точным предметам в 6 классе, а по гуманитарным в 5, зависит от успеваемости.
В Американской школе учат не только физики и химии, но и жизни, например все водят машины с 16 лет, обучаются как покупать продукты, читать этикетки, вести семью,
заказывать билеты, общаться с полицией, когда вступать в половую жизнь, как пользоваться презервативами, гигиеной, как правильно одеваться и т.д.
Это бытовая культура, владеть которой не менее важно, чем прочитать, допустим Тургенева.

(с) Не может быть хороших отцов и хороших мам, выросших в ужасной среде.

Может быть - жизнь больше, длинее детства, обретая самостоятельность
каждый может формировать сам себя по своим понятиям. Какая бы среда не была, но
всегда есть и другие примеры, иные точки отсчета - дело выбора.

(С) И как хотя бы вокруг себя эту среду сделать возможной для роста души?

Это довольно просто, надо окружать себя успешными, умными людьми.
Как их привлечь? Своим отношением, вниманием, теплом, заботой, приветливостью.
Интеллигентность - в человеке выражается не образованием, а доброжелательностью.
Все тянуться к добру, кто отзывчив, тот окружен людьми. У меня всегда полный дом, потому что атмосфера приятная.
Люди прислоняются к тем, с кем им хорошо.
Надо делиться собой - своим временем, вниманием, энергией, эмоциями - живешь в плохом месте - переселись в лучшее - не крепостное право!
Да, это требует усилий - напрягись! Трудно? - Преодолей.

Не важно сколько человек может поднять, важно сколько он может напрячься.
И готов ли вообще утруждать себя. Очень важное качество - благодарность.
Даже если нет способностей нажить большой ум, то нажить доброжелательность и
способность быть благодарным может каждый,
а это притягивает хорошее окружение и держит его годами, что благоприятно влияет на рост души и атмосферу жизни.



Сан-Торас   10.02.2015 13:52   Заявить о нарушении
Придётся просить прощение за лишние вопросы, мне казалось они должны быть важны
в развитии личности. Вы всё объяснили очень доступно, как бы уложили по полочкам
то, что давно зналось, но было не разложено должным образом. Спасибо.

Вероятно Вам не понравилось то, что я обратилась к Вам не так, как все.
Объясню.
В юности запомнился один человек, который был старше нас и на работе в перерыв
играл с нами в волейбол. Звали его Сан Санч. Отложилось очень приятным воспоминанием.
И хоть Вы объясняли когда то мне, что Сан-Торос, это название организации, так я запомнила, принять Ваше имя Санто, у меня не получилось... Санто-Клаус в голове,
связано с американским дедом морозом, хоть и добрым, но чужим. А Вас сразу восприняла очень своим. Так что простите меня такую разэтокую.

Валентина Лаврентьева   10.02.2015 17:20   Заявить о нарушении
Почему Вы решили, что я чем-то недоволен?
Ненене!
Я просто отвечал на вопросы по существу.

🌻🌹🍁 Рад Вам душевно:)

Сан-Торас   10.02.2015 17:45   Заявить о нарушении
Тогда всё хорошо. Спасибо.

Валентина Лаврентьева   10.02.2015 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.