7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

Православный календарь: Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля


                Тропарь праздника:
          Днесь спасения нашего главизна,
          и еже от века таинства явление:
          Сын Божий Сын Девы бывает
          и Гавриил благодать благовествует.
          Тем же и мы с ним Богородице возопиим:
          радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
               

***

          Интересно, что имя своей жене Адам дал только после изгнания их из Рая, и имя это -  Ева, что означает «жизнь». Возможно, таким образом пророчествовалось, что Жизнью должна стать другая Женщина (Евина дочь), к Которой придет Архангел Божией славы (а не ангел грехопадения, как к Еве) с великой вестью: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего...».
          Это событие определит название Праздника, который станет любимейшим праздником наших мам, бабушек, прабабушек. Даже «птица гнезда не свивает в этот день» - так благочестно чтили Благовещение на Святой Руси.
          И именно это событие, пожалуй, единственное из  описанных в Евангелии, которое вызывает у неверующего, скептика, рационалиста столько недоверия. Ангел, посылаемый с неба к юной женщине! Это странное обещание, этот непонятный разговор... Что это - легенда, миф или, что еще страшнее, обман?.. Но «пройдите по музеям всех стран, и со всех стен будут сиять на вас лазурь неба, радостный и трепетный лик ангела, обращенного к Деве, Ее смирение, Ее неземная красота» - говорит в своей проповеди протоиерей Андрей Ткачев. И вы убедитесь, что не может быть обманом то, что длится более двух тысяч лет! Благовещение - это радость, которую завещано благовествовать всей земле. 
          Другие смеют утверждать, что на месте Богородицы могла быть любая другая женщина... И это - утверждение неверия.  Дело в том, что нельзя, невозможно родиться Богу от любой жены. Да, любой куст может стать Неопалимой купиной, если того захочет Бог. Но не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати.  Да, во всех женщинах – одна природа и органы пола приспособлены к вынашиванию и рождению. Но не во всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва, одно желание служить только Единому и больше никому. Поэтому Господь воплотился и стал человеком только тогда, когда нашлась во всем человеческом мире единственная - та, которая настолько поверила Богу и настолько глубоко была способна к послушанию, что стало возможно Боговоплощение.
          Мы помним, что  с 3-летнего возраста Мария жила при Храме, чередуя  молитву с работой, а работу - с чтением и богомыслием. И когда в Ее доме появился Архангел, Она тоже была занята делом. 
          Впомним и то, что тот же Архангел явился в Храме священнику Захарии и возвестил о будущем зачатии Предтечи. На что старый священник «смутился, и страх напал на него» (Лк. 1: 12).   
          Когда же Дева Мария увидела небесного гостя, Она «смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1: 29).
          Разница очевидна: священник боится, Дева размышляет. Она смотрит на гостя молча, так, словно Она привычна к таким посещениям. Она молчит и рассуждает в себе. Это - проявление дисциплины ума высшей пробы, это аскетическая зрелость высшего порядка. Поэтому и ответ Ее прозвучал: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...».
          Вот она — благая весть. Новость, никогда не перестающая быть новостью — новой, неслыханной и ослепительной. Вчерашние новости истлевают, а вечное остается вечным. И вечно новым остается это сочетание неба и земли, красоты небесной и красоты земной, Божественного голоса и человеческого приятия. А все это и есть праздник Благовещения.
          Благовещение — это действительно праздник Божественной любви и человеческой свободы. Свободы, свободно принимающей Любовь.
          И слово «раба» в славянском языке и в догматическом понимании имело совершенно другое смысловое наполнение. Рабом себя называл человек, который добровольно (никакой порабощенности) свою жизнь и свою волю отдавал другому. То есть раб (работник) - исполнитель воли своего господина. И каждый волен в выборе своего господина.
          Богородица же отдала Богу и Свою жизнь, и Свою волю, и Свою судьбу, приняв по своей чистосердечной вере весть о том, что Она будет Матерью воплощенного (от слова «во плоти») Сына Божия.

________________________________________________________
По материалам pravoslavie.ru подготовила Ольга Ролич


Рецензии
В вашей проза,как в хорошей картине,есть "воздух".И поэтому она кажется не застывшей,а живой.

Ирина Давыдова 4   07.04.2012 16:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Вы так значимо сказали.... я об этом не думала... Храни Вас Бог.
С праздниками этих выходных дней, сил на Страстную седмицу и Солнечной Радости встретить Спасительную Пасху Христову!
С уважением,

Ольга Ролич Брестчанка   08.04.2012 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.