Елена Кугушева. Учитель. Историк. Гражданин

           Накануне юбилея школы  хочется рассказать о тех, кто держит её на руках, эту нашу многострадальную школу, ежедневно отдавая ей и талант свой, и свою душу.

Школу сегодня ругает каждый: и родители, и дети, и…учителя. Последние – потому, что работают на пределе возможного, претворяя в жизнь опадающие, как листья по осени, идеи, на смену которым приходят новые – еще более абсурдные… Еще более.
Что-то случилось в   королевстве, если ни один наш ВУЗ, даже самый-самый, не украсил собой сотню лучших учебок мира. Это – знак недобрый, который если и заставит обратить на себя внимание, то начинать всё же надо будет со звена пониже, коим школа и является.
Пока же наши учителя бьются и о лёд непонимания, и о капризы родителей, которых всё больше, потому что они считают, что учителя должны их детям столько, сколько не должен дать даже самый любящий родитель.
А учителя – вопреки всему –  воплощают и воплощают, угождают и делают  даже то, что уж совсем странным может показаться, искренне любят это проклятое временем место, название которому «Школа».
И только поэтому школа наша еще стоит на ветродуе сегодняшних дней и пока еще (пока еще!) не падает.
Возможно, и об этом думают сегодня учителя средней образовательной школы № 64 г. Рязани, которая вот уже 30 лет вливается в городское многоголосие образования. Но в общем хоре даже очень талантливых исполнителей всегда приятно услышать тот, единственный голос, который и сильнее, и ярче, и богаче обертоном. Талантливых голосов в рязанских школах много, и сегодня, в юбилейный для школы апрельский месяц, хочется познакомить горожан с хорошим человеком, Учителем школы № 64 – Еленой Николаевной Кугушевой, которая более тридцати лет отдаёт школе и душу своё, и сердце.


С Еленой Николаевной Кугушевой я познакомилась в конце 80-х годов прошлого века.
Написала это предложение и… такой дымкой оно меня окутало, таким флёром ностальгического облака, из которого выходили попеременно образы и сюжеты того, далёкого уже, времени.
Елена Николаевна пришла в школу в восьмидесятых и  сразу же  проявила свою гражданскую позицию, которая именовалась  только что вошедшим в язык выражением «человеческий фактор».
Что запомнилось в Елене?
Её выступления того времени, в которых , наряду с умом и знанием предмета, всякий раз можно было констатировать прекрасные ораторские способности молодого учителя.
Приятного тембра голос, богатый модуляцией и оттенками, не просто обращал на себя внимание, но настойчиво приковывал слушателя, причем, в её речи не было дидактических нот, которыми  часто грешат учителя.
Она не подавляла своей претензией на исключительность, она даже не говорила громко.
Наверное, это и есть талант риторика, когда человек без какого-то видимого напряжения овладевает аудиторией и не отпускает её до тех пор, пока не произнесет последнего слова.
Когда говоришь  Елене Николаевне, то первой среди её характеристик  на ум приходит интеллигентность. У неё это качество природное, не данное ей бесплатным приложением –к диплому о высшем образовании.
В том, как она выглядит, какой душевностью лучатся её глаза, сколько тепла и природного такта в её обращении с коллегам, как она мудра не по годам, сдержанна, какой внутренней культурой наполнено всё, что она делает, можно без всякого сомнения сказать, что в лице этого человека мы, пожалуй, имеем тот безупречный, одухотворённый, духовно богатый образец представителя нашего учительства, который в последнее время можно будет заносить в Красную Книгу социальной иерархии России.
Я знаю отзывы о ней самых строгих критиков – родителей её учеников, и за тридцать лет ни разу не услышала даже маленького недовольства учителем после того, как дети выпускаются из школы (чего греха таить – после окончания школы только и можно услышать об учителе всю правду-матку!).
Ни для кого не секрет, сколь трогательны отношения этого педагога и со своими воспитанниками, и с их родителями.
Ко всему тому, о чем я уже вспоминала, можно добавить главный критерий человеческих отношений – искренность, в отсутствии которой Елену Николаевну Кугушеву обвинить нельзя.

Всегда интересно узнать, откуда истоки того или иного явления, где искать ответы, на многие вопросы, касающиеся личности. И если оглянуться назад, в детство, узнать мир, который человека сделал таким, а не иным, многое прояснится. Сегодня редко, кто возвращается к воспоминаниям детства, еще реже, то хочет поделиться ими со своими друзьями, и уж совсем мало тех, кто может рассказывать об отчем доме так образно и ярко, что создаётся впечатление, будто ты жил с теми людьми по соседству, видел их, бывал в их доме.
Трогают и надолго остаются в памяти рассказы Елены Кугушевой об отчем  доме в Пензе: в них столько неподдельной любви к тому миру, из которого юная Лена ушла во взрослую жизнь, покинув родные гнездовья навсегда.
Как искренни её теплые воспоминания о родной бабушке, которая до сих пор живет в памяти внучки  глубокомысленными изречениями и философской мудростью, которые Елена не редко и сама использует в речи.
Создаётся впечатление, что ты и сам знал  её удивительную бабушку, которая уже в конце жизни сетовала на то, что «не наработалась я, Ленушка, за жизнь-то, а уже и умирать скоро…»

Чаще люди отдохнуть мечтают, чего уж греха-то таить… И как по-народному поэтично, напевно, глубоко передано самое сокровенное: «Не наработалась…» Вот о чем горюет старый человек, вот с какой «тяжестью»  в душе готовится покинуть грешную землю.
Да разве не святая она, эта русская бабушка, передавшая внучке своей такую самозабвенную любовь к труду, к выбранному делу, к  жизни!..
С не меньшим   восторженным трепетом говорит Елена Николаевна о брате – биологе-селекционере, который столько творчества и вдохновения вкладывает в работу на земле, столько изобретательности и любви, что слушать рассказы сестры об этом можно бесконечно: и о каких-то необыкновенных цветах – редких-прередких, которые он выращивает, и о персиковых помидорах, и о травках-муравках… Причем, обо всём, что растет у него на участке, он не говорит – Песню слагает, а ты слушаешь, раскрыв рот, и понимаешь, что такой увлеченный ботаник – это совсем не тот ботаник – студент Зубрилкин, который стоит перед глазами при ироничном упоминании "ботаника".
Брат Елены - Сергей – Художник, Поэт, Артист  Земли русской, "сеятель её и хранитель".
До сих пор Елена в деталях может описать встречи с отцом, который приезжал к дочери то и дело, пока она училась вдали от дома. Доверительности их отношений могут позавидовать многие.
И, конечно же, мама, которая хвалила дочь не часто, приговаривая: «Пусть другие похвалят, а я тогда вот и порадуюсь.  А уж черновую работу по культивации мне оставь». И культивировала, и отсекала всё лишнее…
Вот так и росла девочка Лена – под бабушкины сказки, под мамины научения и любовь, среди обожания отца и очень хорошей дружбы с братом, с которым и сейчас им делить нечего.
Может, потому и педагогику профессией  избрала – не поучать, а учить хотелось, в этом признание своё видела – в передачи духовного завещания, которое унаследовала от крепкой семьи, - более юным. Да и история к этому располагала – на примере отцов и дедов пытаться помочь душам юным в жизни, которая не всегда благосклонна к человеку бывает.
Вот такая она, Елена Николаевна Кугушева – учитель высшей категории, заместитель директора школы по учебной работе, классный  и очень классный руководитель и…просто хороший человек – большая по нынешним временам, редкость, скажу я вам по секрету.

                Наша справка:

Елена Николаевна Кугушева,
Окончила Пензенский государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского.
Учитель истории высшей категории.
Заместитель директора школы по учебной работе.
Имеет награды Министерства образования РФ.
Почетный работник общего образования.


Фото стр. журнала "Сотворение" № 11, который готовится к печати.

Материал прошел в "Новой газете"№ 13(р) (1885) 05.05.2012-11.04.2012, стр. 20 культурный слой/персона


Рецензии
Тёплый,добрый рассказ.Учитель - самая уязвимая профессия.....
И наверно - самая важная......Спасибо за вашу доброту,Оля.Счастья и удачи Вам....

Лев Абрамов   03.04.2012 10:34     Заявить о нарушении
Спасибо.

Миоль   03.04.2012 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.