Гуси-Лебеди фотосказка

Предисловие

Сейчас многие одержимы фотографией. Некоторые одержимы настолько, что она заполняет почти все место в их сознании. Вся жизнь крутится вокруг съемок, фотоаппаратов, пленок и фото-принадлежностей. Посмотрим, что было бы, если герои одной известной народной сказки были бы так же одержимы.

В конце сказки добавлен словарик.
***

Гуси-Лебеди

Жили-были мужик да баба. Были у них дочка да сыночек маленький.

Как-то раз собрались они в путь-дорогу.
- Мы, дочка, в город за фотореактивами поедем, да еще в проявку цветную пленку сдадим. Ты умницей будь, братца береги.
- Не беспокойся матушка, со двора не пойду.- Отвечала дочка. - Буду на огороде цветочки снимать. А ты, батюшка, привези мне пленки цветной негативной несколько катушек, да пару обратимых. И с десяток черно-белых четырехсоток. Только двухсотки не бери - они ни то, ни сё.
- Будь по-твоему.- Отвечал батюшка. - Только ты, Маша, Ваню береги, со двора не ходи.
- Хорошо батюшка, сберегу! Не забудьте забрать пленки, что в прошлый раз в проявку отдавали!
- Не забудем, милая! - Прокричал в ответ батюшка, удаляясь с матушкой на скрипучей телеге.

Только Машины родители уехали, прибежали к дому подружки, и давай Машу звать:
- Машенька, Машенька, посмотри какие у нас платочки да сарафаны красивые, пойдем, ты нас фоткать будешь. А то нам вконтакте повесить нечего.
- Не могу, подруженьки милые. Нужно за братом присматривать. Мне батюшка с матушкой строго-настрого запретили со двора выходить.
- А мы быстро, а? Да и с братцем твоим ничего не случится.
Подумала, подумала Машенька, не послушалась родителей, взяла Ваню, камеру, прихватила пару фиксов, отражатель, несколько катушек пленки в передник положила и пошла с подружками.
- Ты здесь, Ваня, пока посиди, поснимай жучков. - Сказала Маша, протягивая Ване макро-объектив.- А я подружек поснимаю. Никуда не ходи!
А на свою камеру портретник светосильный прицепила, и пошла подружек снимать, оставив Ваню сидеть под окошком.




Хорошо съемка пошла, затвор щелкает, подружки в кадре улыбаются. Увлеклась Маша, да совсем забыла про братца. Вдруг из-за темного леса налетели гуси-лебеди. Подхватили Ванечку вместе с его камерой и понесли.
Оглянулась Машенька на крик, а братца-то уже нет. Только стая гусей-лебедей вдаль улетает и затвор знакомый щелкает, да всё тише и тише.

- Как же красиво! Закатное солнце, в лучах стая гусей-лебедей, тучка алая, лес на горизонте. - Прошептала Машенька, поймав композицию в видоискатель, и щелкнула последний кадр в катушке. - А на спине у одного гуся-лебедя сидит Ванечка и так хорошо эту композицию дополняет…
«Эх, жаль» - Подумала Маша. «Не успеваю в дом за телевиком сбегать!»
Тут она опомнилась , бросилась догонять и побежала в ту сторону, куда гуси-лебеди братца понесли. Бежит, плачет, слезами заливается, а сама на ходу пленку перематывает.

Добежала Машенька до леса, забежала вглубь, а куда дальше бежать не знает. Вдруг видит, стоит на поляне машина проявочная. Рядом ящик полон пленок цветных негативных.
- Проявочная машина, скажи, куда гуси-лебеди моего братца понесли?
- А ты достань пикером концы пленки из кассет, обрежь, приклей скотчем к лидеру и заправь в меня.
- Машина, милая, некогда мне. Мне братца нужно из беды выручать.
Ничего не сказала ей машина. Только тяжело вздохнула. Побежала Маша дальше.

Лес становится всё гуще и мрачнее.
- Экспозиция падает. - Пробормотала себе под нос Маша, доставая из сарафана экспонометр. - Четерехсотку поставить, что ли, черно-белую? Всё равно цвета вокруг почти нет.
Вдруг, увидела на опушке красный мухомор красоты невиданной. На коленки перед ним встала, замерла. В кадр поймала, примерилась и так и так.
- Нет уж, поставлю лучше цветную. Эх, штатив бы. - Сказала сама себе Машенька, глядя на показания экспонометра. - Нет, нет! - Встрепенулась Машенька. - Не за этим я здесь! Нужно братца из беды выручать! Ладно, я быстро, только пару кадров…

А тем временем, в избушке Быбы-Яги Ванечка изучал за печкой содержимое полок с пыльными бутылками. В глубине закутка пряталось что-то похожее на фотоувеличитель. Почитал кривые надписи на бутылках. Покрутил в руках какой-то странный объектив непонятной системы с мутной линзой. Вдруг слышит странный свист. Выглянул в окошко, а это Баба-Яга в ступе летит. Испугался, поправил быстро бутылки, что трогал, поставил объектив на место. Сел в углу на лавку и камеру свою на коленки положил. Словно так и сидел всё время.

Тут дверь избушки со скрипом отворилась и вошла Баба-Яга:
- Чую, чую! – Проскрипела Баба-Яга, протирая переднюю линзу объектива своей камеры углом грязного подола и зыркая на Ваню жадным глазом.- Хитро добавила. - Будет у меня, будет сегодня натюрморт!
Ванечка от страха, сжался весь и прикрыл лицо камерой.
- Что ты тут делаешь, негодник? Небось, пока меня не было, мне все тут всё линзы пальцем залапал?! – Прям с порога накинулась с подозрениями Яга. – Вон вижу объектив трогал. Нельзя его трогать! В этом объективе центральная линза – это смерть кощеева. Он мне его в карты проиграл.
- Он тебе в проявитель плюнул. - Заметил черный кот, который долгое время делал вид, что спит на краю печи, сам внимательно наблюдая за Ванечкой чуть приоткрытыми хитрыми глазами.
- Не плевал я, бабушка! Неправду он говорит! Я только понюхать наклонился: не испортился ли. – Ваня удивленно и презрительно посмотрел на кота.
- Ох, не верю я тебе! Впрочем, это все не важно, я тебя всё равно съем! – потирая кривые руки, заключила Баба-Яга.
Еще больше испугался Ванечка.
- Не ешь меня, Баба-Яга - я тебе пригожусь.
- Да на кой пень ты мне в таком виде-то нужен! Портреты твои снимать что ли на фоне болота, или реактивы будешь разводить? Да ну!- протянула она.
Ваня сидел и смотрел в одну точку, потирая большим пальцем экранчик на тыльной стороне своей камеры.
- Знаешь, это непростое решение… Да, я пожалуй готов это сделать.- Скорее для себя, чем для Бабы-яги добавил Ваня. - А давай так: не ешь меня, а я тебе свою камеру отдам. Она хорошая, полнокадровая, не кроп какой-нибудь. Только давеча батюшка на ярмарке купил… макро-объектив отдам. Будешь пауков снимать. И еще объективов потом из дома принесу.
- Хм, что там у тебя? – скрючилась над камерой Баба-яга, протягивая костлявые руки. - Фю! Да это у тебя цифра?! На что мне твоя цифра-то?! Компьютера у меня нет. Даже объективы твои мне не подойдут. Системы у нас разные. – Да и какая это фотография? Баловство одно!
- Бабушка, а у тебя Кенон или Никон? – поинтересовался Ваня
- Да, тьфу на тебя, Кенон, Никон… - Передразнила Баба-Яга. - У меня ФЕД! Раньше Лейка трофейная была, да Иван-царевич спер, будь он неладен! Убежал с сияющей рожей, словно смерть кощееву унес, только пятки сверкали – догнать не смогла.
- А может, чем другим пригожусь? – жалобным голосом спросил Ваня.
- Ладно, пошутила я. Не бойся. - Перешла Баба-Яга на ласковый тон. - Не собираюсь я тебя есть. Помощь мне твоя нужна. Стара я стала, руки никудышные. Мне бы пленку проявить, что я сегодня у Кощея в гостях отсняла. Помоги мне. Вот тебе, Ванечка, бачок и катушка пленки. Возьми, заправь. Только черного рукава у меня нет, так что полезай в печь, чтоб пленку не засветить. А я выйду за реактивами пока.
- Только смотри! – выходя из избушки, сквозь зубы добавила Яга. - Криво намотаешь и она у меня при проявке слипнется – живьем тебя сожру!

А пока он топтался у печки, думая как в нее лучше лезть - передом или задом и не перепачкаться при этом в саже, вышла мышка из своей норки и говорит:
- Ванечка, дай мне катушечку пленки под "Киев-вегу" я тебе добренькое скажу.
- Нет у меня такой. Даже не знаю, что это за камера. Я бы тебе свою флешку отдал, да кадров отснятых жалко, а другую флешку с собой не прихватил.
- Флешку - не нужно. Ну, что ж, раз нет у тебя пленочки, тогда хоть сними меня со всем моим семейством.
- Не вопрос! У меня как раз макро-объектив прицеплен. Приводи семейство. Только освещение здесь не очень, но я чувствительность повыше поставлю. Да и объектив, к счастью, светосильный. Если пару лучинок еще зажжем - должно получиться.

Привела мышка все свое семейство, рассадил всех Ваня, лучинки поджег, лег, уперся локтями в пол.
- Хоть чувствительность высокую поставил - выдержка всё равно длинноватая получится. Постарайтесь не моргать.
- А где ты видел, чтобы мыши моргали?!- Ответила мышь, и смачно моргнула.
- Ну я же просил!- занудил Ваня.
Потом сконцентрировался замер, вдохнул глубоко, и снял серией несколько кадров.

- Хорошо, теперь Ванечка слушай. Баба-Яга пошла свежие реактивы разводить, потом тебя в печке зажарит, мясо съест, а из твоего черепа и костей натюрморт сложит. Будет снимать и так и сяк. Потом всю ночь при красной лампе за печкой печатать и фотографии твоих костей на болотных корягах сушиться повесит. А утром кикиморам покажет. Беги Ванечка!
- Ужас какой!- пролепетал Ванечка, икнув и дернув плечами - Как же она здесь при таком слабом освещении снимает?
- А ей Кощей черно-белую пленку волшебную китайскую на 6400 ISO достает, да и на меньшую чувствительность она тоже снимает, прям без штатива, так как от шевеленки тащится. «Это - авангард» - говорит. Хочешь, утащу для тебя катушечку, я знаю где она пленку прячет?
- Спасибо тебе, добрая мышка, но у меня цифра. Не люблю я всю эту канитель: ждать, проявлять, печатать. Вот сестрица моя бы оценила. Хотя, может и нет. Наверно на такой чувствительной пленке зерно жуткое. А может и не жуткое, раз пленка волшебная.
- Да, про зерно ты правильно подметил. Так и есть. – Ответила мышка - Ну, как знаешь.
Ваня пожал плечами.
- Ты, Ваня, если Баба-Яга тебя всё-таки не сожрет, мне фоту потом пришли. Адрес, как будешь убегать, на табличке, что на углу избушки прочитаешь. Он простой – запомнишь. В поле «получатель» напиши: для мышки.
- Хорошо, Но может ты имела ввиду «в теме»?
- В какой теме? – Удивилась мышка.
- Ну как?! В поле «кому» я пишу е-мейл, что написан на табличке … А в «теме»...
- Ванечка, подожди.- перебила его мышка. - Ты не собираешься фотографию печатать, что ли?
- Ну да! Я свои фоты вообще-то не печатаю. На компьютере смотрю и на яндекс вывешиваю. Могу тебе мылом ссылку на весь сегодняшний альбом прислать.
- Ах, Ваня, - расстроилась мышка.- Ну нет у нас в лесной глуши Интернета, да и компьютера нет. Да и на углу избушки - адрес почтовый, всамделишный. Обманул ты меня, Ванечка! Повесив нос, мышка засеменила под лавочку возле печки, где была ее неприметная норка.
Как мышка скрылась, вернулась Баба-яга с темными бутылками.

Долго Маша по лугам по болотам ходила, платье всё измочила, переднюю крышку потеряла. Наконец вышла Маша на полянку, а там стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. Неподалеку гуси-Лебеди пасутся. «Ага, значит верно я пришла.» - подумала Машенька. Вокруг на корягах развешены отпечатки покоробленные, на них кости какие-то. "Жуть какая!", подумала Маша, посмотрев снимки, "Хотя, я знаю пару фотографов, которые снимают примерно так же. Им бы такое бы творчество глянулось".
Только Машенька собралась постучать в окошко, как из окошка высунулась Баба-Яга.
- Здравствуйте, бабушка!
- Здравствуй, девица! Чего тебе надобно? - Проскрипела Баба-Яга голосом Милляра.
- Эээ…- Оторопела Машенька от неожиданности, и в растерянности пролепетала – Ааа… можно я ваших Гусей-лебедей щелкну?
- Да снимай, не жалко. Только без вспышки. А то ослепнут нахрен.
- Да я ее дома забыла. Как же вы тут сами снимаете-то? Темень такая!
- Много ты понимаешь! - Сказала Баба-Яга, высунув в окно старый потертый немецкий экспонометр. - А я в сумерки, между прочим, и не снимаю. - добавила, в задумчивости почесав им свой скрюченный нос.
Гуси-лебеди недоверчиво следили, поворачивая головы туда-сюда, косились на хозяйку в окне, пока Маша делала несколько снимков с различных ракурсов.
- Ой, да, чуть не забыла,- встрепенулась Машенька. - Я за братцем Иванушкой пришла.
- За братцем пришла, говоришь? Ну, что ж, заходи, коли так. - ухмыльнулась старуха. - А ну избушка…!
И избушка стала поворачиваться к лесу передом, а к Маше задом, где было маленькое крылечко.
А Баба-Яга думает: «Еще один натюрморт пожаловал!»
Бросилась Машенька сразу к Ванечке и прижала радостно к себе.
- Мой макро-объектив не потерял? – Первым делом поинтересовалась Машенка.
- Да нет, вот он. Правда, чуть не пришлось его Бабе-Яге отдать.
- Только бы попробовал! Я бы тогда все твои флешки в речку выкинула.
Ваня промолчал.
- Ну что, красна девица, вот тебе тоже бачок и катушечка пленки. Полезайте в печку вместе заправлять. – Протягивает Маше бачок с пленкой и кассету. – А я заслонку закрою, ну, чтобы свет не попадал.
- Бабушка, вы нас обмануть решили. Кассеты-то пустые.
- Да как так? Не может быть, кассета полная, Не сомневайся! – Удивляется Баба-Яга.
- Да что я - дура что ли?! Они ж по весу отличаются!
Баба-Яга помрачнела и стала грозно наступать, оттесняя детей к печке.
Вдруг среди всякого фотохлама, Машенька разглядела вспышку. В голове пронеслось «только бы батарейки не оказались дохлыми». Маша быстро схватила вспышку.
- Прикрой глазки, Ванечка. – Шепнула на ушко сестра.
- Ой! – Вскрикнула Баба-Яга, закрывая глаза руками.- Глаза! Ой! Черти окаянные! Ослепили!
А Маша быстро, но аккуратно положила вспышку на место, схватила братца за руку и они вместе выбежали в дверь.
Бегут, бегут, оглядываются… А тем временем Баба-Яга прозрела и послала гусей-лебедей в погоню. И только дети, добежали до машины проявочной, как вдалеке на горизонте гуси-лебеди появились.
- Машиночка, миленькая, спрячь нас скорее! – начала умолять Машенька.
- Что с вами делать?! Спрячу.- Отвечала проявочная машина.- Только сначала сделай то, что я тебя тот раз просила.
- Хорошо, машина, сделаю.
Быстро повыдергивала Маша из кассет концы пленок пикером, обрезала, приклеила к лидеру, да и пихнула в машину.
- Хорошо, Маша. Теперь возьми в ящике два белых лабораторных халата, и две белых шапочки. Марлевые маски на лицо наденьте. Камеры свои в ящик спрячьте. Возьмите вон те бутылки и сделайте вид, что наливаете в меня реактивы! Авось, примут вас за работников фотолаборатории.
- Ваня, надевай! Держи бутылку! – выпалила Маша.
Ваня сунул свою и сестрину камеру в ящик и завалил пустыми кассетами.
Дети быстро надели халаты шапочки и маски. Взяли бутылки и в картинных позах замерли около машины, словно наливают.
Подлетели гуси-лебеди. Летают вокруг, круги нарезают, в глаза заглядывают. Глядят – не узнают, на следующим круге опять глядят- не узнают. Ваню от такой игры в гляделки стало на смех пробирать.
- Смотрите, только не засмейтесь! – шепнула машина.
Покружили, покружили гуси-лебеди да ни с чем обратно полетели.
-Фууух, пронесло! – облегченно сказала Машенька. – Представляешь, Вань, они даже не заметили, что у бутылок крышки не отвинчены.

Поблагодарили дети машину и домой побежали. Только добежали до опушки – а там уже родную деревню видать. Домой побежали, умылись, причесались.

Сидят Машенька с Ванечкой на крылечке усталые и довольные.
- Машенька, посмотри чего я наснимал. С гусей-лебедей снимки получаются, словно карты Гугл-мапа. - Показал Ванечка экранчик - Вот домик наш. Вот эта точка - наши батюшка с матушкой на телеге уже почти до города доехали. Жалко, что телевика с собой не было, удивил бы их. А вон, смотри этот кадр – вот, какая мышка у Бабы-Яги живет!
- Знаешь, Ванечка, ты лучше матушке с батюшкой эти фотки не показывай, а то они мне пленочки, что из города привезли, не отдадут.

Пока они на крылечке сидели, как раз батюшка с матушкой воротились. Побежали Машенка с Ванечкой им на встречу, стали их обнимать и целовать.

- Молодец, доченька, сберегла братца! Вот тебе обещанное.
Открыл батюшка свой мешок, а там куча катушек и цветных и черно-белых, конверты с проявленной цветной пленкой да бутылки с реактивами, фотобумага. В общем, богатства такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

КОНЕЦ.

Список терминов и сленга.

Попытался объяснить простыми словами, без излишеств.

«Четырехсотка» – пленка чувствительностью 400 ISO Двухсотка – аналогично 200 ISO. (ISO - см. ниже)
«Фикс» - Объектив с постоянным фокусным расстоянием. ( Еще проще - без зума)
«Марко-объектив» - Объектив, предназначенный для съемки мелких объектов и способный фокусироваться на близких расстояниях.
«Портретник» - Портретный объектив. Используется для съемки портретов. Дает мягкое изображение без геометрических искажений. Спроектирован с рассчитан так, что получать максимальное качество на расстоянии нескольких метров в ущерб качеству на дальних дистанциях. Обычно дает красивое размытие в зоне нерезкости.
«Телевик» - Объектив, предназначенный для съемки объектов, находящихся на удаленном расстоянии.
«Проявочная машина» - Аппарат, применяемый в фотолабораториях, для проявки пленки.
«Пикер» (film picker) - Инструмент, предназначенный для извлечения концов пленок из кассет. Обычно после перемотки пленка уходит в кассету целиком.
«Лидер» (Leader) - специальная пластиковая карточка, при помощи которой плёнка транспортируется по бакам с обрабатывающими растворами в процессе проявления.
«Экспозиция» - количество света попадающего на светочуствительный элемент.
«Экспонометр» - прибор, предназначенный для измерения экспозиции и вычисления значений выдержки и диафрагмы.
«Фотоувеличитель» - устройство для проекционной печати фотографий на фотобумаге.
«Проявитель» - Реактив, предназначенный для проявления скрытого изображения на фотоматериале.
«Полнокадровая камера» - Подразумевается цифровая камера у которой размер матрицы 36х24.
«Кроп» - Подразумевается камера с уменьшенным размером светочувствительной матрицы Например 22x15мм (примерно) У камер различных размеры матрицы отличаются. Т.е. матрица не дотягивает до размера полного кадра.
«ФЕД» - Популярная в советское время марка фототехники.
«Лейка» - Leica. Камера ведущей немецкой компании, выпускающей оптические приборы. Продукция этой компании имеет высокое качество и обладает хорошей надежностью. В то же время имеет высокую стоимость. Бренд слывет культовым. Для ряда фотографов камера Лейка – предел мечтаний.
«Черный рукав» - Непрозрачный черный мешок-рукав, предназначенный манипуляций с пленкой без темной комнаты. К примеру, используя его, можно намотать пленку на кассету. (Раньше продавалась пленка и без кассет) Надо заметить, что в рукаве не очень-то удобно заправлять пленку в бачок.
«Киев-вега» - компактная камера,размером с пачку сигарет, которая выпускалась в 60тые, снимающая на 16мм пленку. (пленку к нему сейчас уже не выпускают)
«ISO» - В данном контексте - стандарт, в единицах которого обозначается светочувствительность фотоматериала. Обычно (100, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200 ISO). С увеличением чувствительности фотоматериала обычно увеличивается зерно и ухудшается качество передачи цвета. Поэтому используются чаще всего от 100 до 400. Больше 400 обычно используется для съемке при слабой освещенности. Например, в условиях: город, вечер, съемка без штатива.
«6400 ISO» - это шутка для фотографов-пленочников. Нереальная чувствительность для пленки. Обычно максимальная чувствительность пленки, доступной в продаже - 3200 ISO.
«Шевелёнка» - Дефект на снимке - смаз, возникающий при движении объекта или камеры во время экспонирования кадра. Чем выдержка дольше – тем более высока вероятность получения шевелёнки на снимке.

(с) Владимир Маркеллов 2010-2012

Рисунок - Светлана Белкина


Рецензии
Владимир, отличная сказка! Большую работу проделали) И новое ваше фото очень позитивное)

Последняя Картина   10.03.2013 01:09     Заявить о нарушении
Спасибо! :) Очень рад, что Вам понравилась сказка :) Я старался.
А эта фота пожалуй лучше всего меня отражает.

Владимир Маркеллов   16.03.2013 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.