Мать - самое святое слово

Я сидела на лужайке на заднем дворе дома. Был солнечный весенний день, легкий ветерок взъерошивал листья на деревьях, делая их похожими, на, только что проснувшихся, котят. Раскрытая тетрадь белела чистыми листами у меня на коленях. Ничем не заполненные строчки так и кричали: «Пиши! Пиши!». Я вздохнула, в голове не было ни единой мысли. За моей спиной зашелестела трава. Кто-то сел рядом.
- Что делаешь? – спросил голос моей сестры.

Моя старшая сестра Вероника училась на выпускном курсе института психологии, когда я только заканчивала 9 класс общеобразовательной школы.
 
В отличие от моей сестры, которая была всегда первой в учебе, я училась весьма посредственно. Школа никогда не была моей сильной стороной. Особенно гуманитарные науки. У меня страдало все, начиная от правописания и заканчивая лексикой. Самой слабой моей стороной были сочинения. Я никогда не умела красиво выражать свои мысли. Вот Вероника была совсем другой. Полной моей противоположностью.

Я вздохнула и посмотрела на сестру.
- Сочинение пишу.
- А на какую тему? – глаза Ники загорелись любопытством, она любила помогать мне делать домашнее задание.
- «Нет ничего в этом мире более святого, чем мать», - продекламировала я.

Вероника на мгновение задумалась, а потом произнесла:
- Знаешь, я могу тебе помочь. Недавно у нас была лекция на похожую тему.

Мои глаза заблестели от радости, я уже и не надеялась написать хотя бы что-то.

- Это было в прошлом месяце, - начала Вероника. – По расписанию у моей группы сейчас была лекция про взаимоотношения в обществе. Наш преподаватель немного опаздывал, это было на него непохоже. Андрей Витальевич всегда был до ужаса пунктуален. Минут через 10 после начала пары он влетел в кабинет. Его глаза сверкали, будто две рождественские звезды, верный признак хороших новостей.

Еще не до конца отдышавшись после легкой пробежки, Андрей Витальевич сообщил нам весть, так взволновавшую его. Завтра к нам в институт приезжает телевиденье. Каждый из нас должен был подготовить небольшое сообщение-рассуждение на очень глубокую и важную тему. «Мать». Одно короткое слово, а какая глубина смысла! Сколько философских течений,  какой простор для полета мыслей… Но такую тему тяжело раскрыть. Что бы докопаться до истинного смысла, надо копнуть глубоко.

На утро следующего дня была назначена репетиция, на которой все должны были представить свои сообщения Андрею Витальевичу. Каждый пытался рассуждать более обобщенно, не опираясь на отдельных людей. Первой выступала Люся.

Ее рассказа касался родной матери – самого дорого сокровища для каждого. Она рассказывала, как многогранен бриллиант материнской любви, ведь одна его сторона сверкает лаской, другая заботой… Материнская улыбка – солнце на небе жизни, будь то свежее воспоминание или тень полузабытого прошлого. Ничто в этом мире не греет так, как ласковое слово, сказанное мамой. Даже в самые лютые душевные холода, материнская нежность укроет от холода. Мама – самый дорогой человек…

После Люсиного рассказа все были в глубокой задумчивости. Из оцепенения нас вывел голос Андрея Витальевича. Он приглашал Лешу прочесть свое сообщение.

Леша сделал упор на Родине-Матери. Его рассказ касался того, как солдаты не жалея собственной жизни защищали свою Родину. Леша сравнил солдата с маленьким камушком, из миллиарда которых можно построить непробиваемую стену. Подытожил свой рассказ парень очень мудрой фразой: «Что есть Родина-Мать? Родина-Мать это вся твоя семья, твои друзья, твои знакомые, твои близкие, твоя земля, твой хлеб, твое небо… Это все то за что стоит бороться! Это все то, что свято в этом мире.»

Последующие сообщения были подобные первым двум, но более прозаические, а вот выступление Максима меня очень заинтересовало.

Он говорил о редком словосочетании. Душевная мать. Не родная, но душевная. Ведь есть дети, по какой-то причине лишенные любви и заботы родной матери. У некоторых таких детей есть душевная мать. Это либо воспитатель в детском доме, либо нежнейшая приемная мать, либо родственница, которая поддерживала и заботилась о ребенке. Именно ее улыбка – твое солнце, колокольчики ее смеха – твой летный дождик, ее ты вспоминаешь в трудную минуту. Вы с ней связаны духовно и эту связь не разорвет даже долгая разлука.

Все остальные сообщения я прослушала. Я была слишком погружена в себя. Не с первого раза я услышала голос Андрея Витальевича, приглашавшего меня выступать. Когда я, наконец, поняла, что пришла моя очередь, то, не раздумывая, отложила листок с домашней заготовкой, прочистила горло и начала рассказ.

Слова лились сами по себе, откуда-то из подсознания. Я говорила, что мать – самое святое слово. На всех языках мира оно звучит как короткая молитва, дань всем матерям мира. Мать, будь она родная, духовная или Родина, это то, что ты защищаешь душой и телом, мыслю и словом, жестом и взглядом. Мать – сокровище.

Ника замолчала, звенящая тишина отдавалась в сознании пустотой. Я сидела, глубоко задумавшись над словами сестры.

- Знаешь, - наконец произнесла я. – Я знаю, что напишу в сочинении.

Ника ласково улыбнулась. Мы еще немного посидели во дворе, смотря на звезды, и думая о том, какие глубокие тайны хранит лишь одно слово: «Мать».

Самое святое слово…


Рецензии