203 года со дня рождения Н. В. Гоголя

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ  ВАСИЛЬЕВИЧ
(20 марта 1809 г. – 21 февраля 1853 г.)
 
Уникальный русский писатель. В писательской биографии Гоголя поражает необыкновенная интенсивность и стремительность его развития как художника.      Всего несколько лет отделяют первое произведение молодого писателя Гоголя от начала его работы над знаменитыми «Мертвыми душами». Сам Гоголь воспринимал поэму как чрезвычайно важную веху в своём творчестве. Работал автор над поэмой 6 лет.

Гоголя всегда увлекали  истории, отличавшиеся резкими, неожиданными поворотами сюжета. Вот почему в основе многих произведений писателя – нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайное происшествие.         Своеобразная особенность гоголевского искусства и состоит в способности за внешней оболочкой, казалось бы, нелепого анекдота угадать правду жизни, полно раскрыть реальную картину действительности («Ревизор»).

Гоголь был наделён острым чувством гражданского самосознания. Смешное в жизни всегда вызывало в нём горькое раздумье о человеке («Шинель», «Нос»), о его трагической судьбе в современном мире, о нелепости общественного строя, в котором хозяевами являются Собакевичи, Плюшкины, впрочем, – не только они… –    Вий, оборотни, ведьмы, черти, вурдалаки…

В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» (две части) (1часть: «Сорочинская ярмарка», «Вечер на кануне Ивана Купала»,  «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»); (2 часть: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место») вдруг появилось вольное и дерзкое смешение бытового и фантастического, трагического и комедийного, сатирического гротеска и светлого безудержного лиризма. Проза зазвучала как самые насыщенные мелодиями стихи. Каждая картина природы в «Вечерах…» – не  частность, не малая доля мироздания, а вселенная в целом, только видимая с той именно стороны,  откуда лучше просвечивает она вся, откуда приметнее то, как дивно она хороша. Гипербола не утихает ни в чём: например,  вот  винокур закурил трубку. Но какую трубку и как закурил! «Казалось, будто широкая труба с какой-то винокурни, наскуча сидеть на своей крыше…, чинно уселась за столом в хате головы». 

Так в те годы  не живописал ни один прозаик. Таких густых красок не было ни у Пушкина, ни у Бальзака – ни у кого! Гоголь желал не отразить жизнь на страницах своих произведений, пересказывая,  а создать жизнь, а значит –  и  цвет, и звук, и живую речь народа. Всё в «Вечерах на хуторе…» полно  звуков, звучны голоса людей и сама авторская речь клокочет. Особенно зычно всё раздаётся в ночной тишине. И страшное дано с преувеличенной силой и просвечивает в нем что-то лукавое и смешное.

Романтическая ирония приобрела новый характер: в светлом мире видимо-невидимо завелось всякой дряни. И дрянь эта прикидывается то степенным повелителем – головой, то – удалым казаком,  то – Солохой, то сверкает и прельщает грудой золота… Призрачны богатства, добытые нечистыми путями, ибо  «нечистое» золото превращается в мусор –  сколько обольщений, сколько ужасов.

 «Вечера на хуторе…» оказались и примером слияния двух национальных, сильно выраженных культур. Быт, нравы, характеры, природа – всё это Украина (Малороссия).    И, в то же время, в этом зрелом цикле произведений Гоголя – такой задорный, такой цепкий, такой искрометный русский язык.

Гений писателя Гоголя не в том, чтобы самому придумать страшные истории, как будет это делать Эдгар По, а в том, чтобы чутко слушать говор народа, выращивать свои создания на почве народной фантазии, юмора, трагедии.

Прав  Т. Шевченко, который писал: «Перед Гоголем должны благоговеть как перед человеком, одарённым самым глубоким умом, самою нежною любовью к людям!»

Создавая свои повести, рассказы, в которых столько непринуждённой весёлости, так много сказочного и страшного, Гоголь жил вдохновляющей его задачей – дать своё творческое, философское понимание человека и мира.
Просто, народно, по-славянски без задней мысли, рассказывают  были и небылицы его герои: дьячок, пасечник, чумаки и всякого рода бывалые деды, что видели, что слышали, что почудилось и подумалось в самое время рассказа. Слушателю, как ребёнку, хочется пострашнее, хочется и чтоб посмешнее.  Всё в изобилии у  Николая Васильевича Гоголя, который  по сей день остаётся и интересным, и современным. 

Похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, и на его памятнике помещены слова: «Горьким моим словом посмеются».

Другие произведения писателя: «Тарас Бульба», «Игроки», «Женитьба», «Записки сумасшедшего», «Вий» и т.д..



ГОГОЛЬ


Г*лавный в Малороссии знаток
О*боротней, Вия и чертей;
Г*ениальный  «Мёртвых душ» урок
О*н провёл среди живых людей…
Л*ичность и писатель наших дней.
Ь-----------------------------------------
21 марта 2009 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.