О православных запретах на чтение части светской л

Мне очень хотелось находиться в православии, там было наконец-то хоть немного спокойнее, чем вне.

Я поэтому сколько могла долго - три года - старалась избегать замечать явное уродство, на каждом шагу являющееся в этом самом православии.

Я, правда, за собой это подозревала, но обратиться мне быо не к кому, так как, исходя из определёного своего опыта, я полагала, что все психологи, а тем более психоаналитики, либо страшно поверхностны, либо полоумные хуже упорно представлявшегося мне в розовых тонах православия.

Соответственно, запрет на чтение я тоже поняла созидательно. В моём понимании, этот запрет касался прежде всего монахов.

Монахов этот запрет касался потому, что одна из основных, если не просто основная, деятельность монаха заключается в так называемой "молитвенной практике". Эта молитвенная практика либо сама является постоянной и очень сильной коцентрацией внимания, или предполагает эту постоянную крайне сильную концентрацию внимания. Внимание, при дающей результаты практике, превращается в практически зримый, направленный в некие сферы луч. Луч этот направяют в такие сферы, из которых к тебе переливается часть этого самого спокойствия, жизненной стойксти и всячески положительной силы, энергетики. Если направить такой "луч внимания" даже просто на на обыденность, легко и скоропостижно можно спятить, поскольку в мозг... в душу... не знаю, в человека идёт такая информация и такие энергетики, которые мозг, душу, психику и самого человека заканчивают.

Соответственно, есть громадный пласт прекрасной, интллектуальной, иронической светской литературы. Эта литература создана для читателя, который станет расшифровывать её как ребус, головоломку, математическую задачу; искать в ней потайные смыслы; с определённой долей интуиции соучаствовать в тех или иных авторских эмоциональных, психологических состояниях; всё это напоминает "Игру в бисер" Гессе; но для того, чтобы направить на образы этой литературы сконцентрированный луч монашеского внимания... либо для этого не создана литература, либо для этого не создана монашеская практика. Т.е., например, направить луч внимания на более-менее подробное описание убийства - и оказаться в кадре в формате 3D. Прости господи в каком-то смысле - для психики - лучше даже убить, не останавливая внимания на психологических и физиологических подробностях, предложенных в тексте. Помню, не могла читать "Собачье сердце" Булгакова, описание операции. Мало что я сама оказывалась "в кадре", я к тому же транслировала свои, многократно усиленные состояния, каким-то людям, с которыми случайно связалась телепатически.

*****

Того варианта в православии, что нужно вообще ничего не делать, ничем не интересоваться, я старалась не замечать; к тому же я была окружена читателями о.Кураева, это до некоторой степени интеллектуальный автор; а сама читала и перечитывала "Любовь. Страдание. Надежда." Клайва Льюиса, теперь изданы в одной книге притчи и богословские трактаты. Я и до сих пор считаю, что в книге, кроме практически матерных слов об однопаолой любви, нет никакого криминала. Ну, и кроме именования той свободной духовной радостной области, в которую планирует посмертно перебраться ЛГ, христианской Небесной Церковью, или областью, напрямую связанной с христианской Небесной Церковью какой-нибудь общей надконфессиональной, или же одной из христианских Небесных Церквей. В частности, в "Письмах Баламута" /притча/ шикарно представлены, поэтапно, психологические состояния, через которые проходит христианин по мере духовного постижения - "искушения" так называемые. Кроме того, как щас помню, всю ночь, на кухне у знакомых, неотрывно читала притчи современной писательницы Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения".

Из запомнившихся текстов я бы упомянула ещё поэму "Младенчество" Вячеслава Иванова. /Серебряный век/ В этой поэме представлен спорный, но неизмеримо более притягательный вариант православия, чем тот, который, зайдя наугад, обнаруживаешь теперь в храме. - Беда в том, что этот осмысленный, духовно наполненный вариант православия мог, очевидно, сформироваться только при тесном, в соседней комнате, соседством с декадансом, со светским и "сатанинским" подъёмом Серебряного века; сам же собою этот вариант православия замечательный не мог бы сформироваться ни в коем случае.

Кстати, сама являясь литературой, поэма, разумеется, опровергает/отвергает идею о том, что любое литературное творчество является противником православного делания абсолютно молчаливого, безыдейного, бездумного, но откуда-то такое сильно духовно наполненного.

-Кстати нужно сказать, что вообще любые тексты о вреде литературы, сами являясь литературой, совершенно бессмысленны и дико комичны.

*

 

    


Рецензии
Привет, Агата! Интересно, и кто же там так запрещает читать светскую литературу? Неужто есть такой факт? Впрочем, люди в церкви тоже разные, и каждый свои диктует условия. Да и литература бывает разной (и светская и христианская). И всё равно как бы ни было, человек приходит в храм в первую очередь не ради священников, а ради Бога. И пусть даже священнослужители не всегда бывают хорошие и справедливые, но ведь это не значит, что среди них нет порядочных мудрых людей. И в православии наверное тоже есть замечательные люди, которые не отвергают светскую литературу... И прихожане бывают разные в любом храме. И хорошие и не очень.
Ну, а как же иначе? Впрочем, по настоящему человек приходит в церковь не ради философий и чьих-то правил, а просто приходит да и всё. Для себя и для Бога.
И Вы можете также приходить. Просто так...
В своих рассуждениях, чувствуется, что Вы ищете логику вещей. В чём то сомневаетесь, чем то недовольны. И всё равно как бы ни было церковь есть церковь и она необходима. И вообще вера и храм божий необходимы людям. Вот такие философии к теме...
С наилучшими пожеланиями,
***
Я написала эту рецензию, только для того, чтобы объяснить Вам нужность вообще веры, чтобы Вы всё равно верили, пусть даже церковь не всегда справедлива. Я не православная... но в общем-то знаю, что такое православие. И знаю, что там много было и есть несправедливости. Жуткий антисемитизм к примеру, ненависть. Но ведь это людские правила - это не сам Господь-Бог. Привела тут в пример одного "философа православного", а он оказался на деле нехорошим человеком, заурядным антисемитом. Когда прочитала о нём, поняла это. Да, ладно, Бог таким Судья.

Елена Горева   01.04.2012 05:13     Заявить о нарушении
Здесь ведь вот что. Приходишь в храм и как-то успокаиваешься, ощутимо благодать начинает оберегать тебя. И вот в чём, опять же тот же самый, вопрос: это нигде, кроме храма, нет защиты, потому что не построили, а в храме значит не то защиту, не то энергетическую подпитку построили... устроили... И бесплатно раздают.

Или эта защита была себе разлита везде. Но пришло христианство и всё порушило, оставив защиту и силу только в своих храмах.

Агата Кристи Ак   03.04.2012 01:08   Заявить о нарушении
Привет, Агата! Интересно, и кто же там так запрещает читать светскую литературу?

Довольно часто говорят, исключить из своего обихода ту часть светской культуры, которая, с православной точки зрения, вводит в грех.

Есть не один только вариант, что сумасшедший проповедник решился ограничить свою "райскую область, Царствие" умонепостижимыми запретами и столь же непостижимыми мистическими, духовными практиками, включающими эти запреты. Т.е. пройдя "по узкой тропе", вступаешь в новую степень Посвящения, которая чуть ли не в том и заключается, что отказ от неизвестно почему запрещённого всего подряд полностью сливаеться с твоей психикой, интуицией. Я слушала другой вариант.

Говорят, Христос /здесь необязательно верить в реальность евангельского Христа, можно воспримать Христа этого как притчевого персонажа/ Говорят, стало быть, Христос не явился в мирную местность и не начал строить среди прежде безоблачной местности чудо, блин, духовной архитектуры. Говорят, Христос явился драться с силами, намерено и страшно ограничивающими человеческие возможности. А поскольку нам известно, с помощью какого жизненного пути Христос дрался, то мы должны согласиться, что это хорошо, что Христос отвоевал только "узкую тропу", только строго регламентированный формат жизни для нас. Проще нам в чём-то себя ограничить и пройти этой узкой тропой, чем Христу идти ещё один такой же путь, чтобы, значит, безопасную дорогу для нас расширить. А на широкой дороге грабят без конца. Например, манят радужными обещаниями, которых после не выполняют, этим совсем расшатывают психику, а значит лишают человека твёрдости в чём бы то ни было а значит лишают человека возможности действовать по своей собственной воле, а не по воле нападающих. А, значит, никакой охраны там среди широкого пути нет и никто не предупреждает. /Впрочем, если иметь в виду реальную практику, лучше пусть совсем не предупреждают, чем слушать эту полоумную трансляцию./ /А я, соответственно, изложила теоретически, и на практику это теоретизирование вообще ни в чём не похоже, как оказалось на местности./

Агата Кристи Ак   03.04.2012 01:37   Заявить о нарушении
Человек приходит в храм ради соборной молитвы)) /в отличие от келейной/ Во время соборной молитвы воля и порыв всех молящихся соединяются и легче могут достичь некоего иного мира. Что такое Бог, никто не знает. Те, кто, не смущаясь этим не знанием, употребляют слово Бог, часто добавляют, что Бог в храмах не живёт.

Ну, и ради священников тоже можно. Бывают умные, начитанные священники, которые интересно говорят.

Агата Кристи Ак   03.04.2012 01:40   Заявить о нарушении
Я думаю, теперь и Церковь включилась в общую гонку, как часть организации некоей, которая хочет подчинить себе в мире всё, что может быть подчинено убогими средствами этой организации, а остальное всё, более сложное, уничтожить. Христиане, не имеющие в виду ничего вот вышеназванного, а учащиеся доброте, радушию, не знаю... Любви, в каком-то смысле - свободе... Всяким замечательным вещам, поступают крайне недальновидно, начиная отношения с Церковью. Пока их Церковь не трогает, оставляя в качестве своего бренда и воюя против Сатаны. Если бы Сатану разбили, далее настала бы очередь этих на всю голову грохнутых христиан.

Агата Кристи Ак   03.04.2012 01:44   Заявить о нарушении
Если Небесная Церковь терпит священнослужителей в том виде, как есть теперь, значит, Небесная Церковь ничего не имеет против их деятельности.

Агата Кристи Ак   03.04.2012 01:45   Заявить о нарушении
Порядочные мудрые люди представляются мне почему-то не то в греческом, не то в сербском православном монашестве.

В каком-то смысле долгая, результативная монашеская практика частично неподконтрольна Небесной Церкви. Монашество такое относится к Небесной Церкви ровно так же, как к светскому гос-ву, каковым Небесная Церковь по сути своей и является.

Закон, что всей земле от Бога дан,
Пожалуй что сюда не доберётся -
Нет между Ангелов первопроходца,
Который путь направил бы сюда. /Мои стихи/ -

Впрочем, определённые ограничения, думаю, всё же в этом монашестве есть.

Агата Кристи Ак   03.04.2012 01:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.