Ночь на борту

Мне  нравилась  ночь на теплоходе . На мостике вахтенный штурман и рулевой  и я один вахтенный механик в машине …все остальные спят и на пароходе тихо .
Если идем в открытом море – то у матросов рабочий день и в ходовой рубке на вечерних и ночных вахтах …штурман тоже один как и я …Двух мотористов сократили давно и я их уже не застал . Оставили одного моториста на трех механиков.
Он стоял обычно вахту со стармехом – изредка при необходимости в помощнике…несколько вахт работал и со вторым или со мной с третьим механиком. Но это было очень редко – обычно я в машине всегда один .
Второй  механик – будил меня  минут за десять до заступления на вахту . Умыться –одеться   и пару десятков шагов в машину …все ты на вахте. Тратить время на дорогу к работе – не приходилось вообще .
Осмотрев и обойдя все МКО – особенно работающие механизмы и агрегаты …далее запись в машинном журнале о приеме вахты и отсутствии замечаний . Конторка с журналом находилась на площадке у ГРЩ –тут же были видны оба пульта управления каждым из двух главных двигателей с кучей манометров и лампочек сигнализации над каждым из приборов…
Все было в порядке – ничего не светилось и не звенело . Машина была просторная – с множеством  разно уровневых площадок и выгородок , отдельных закутков с разными механизмами и закрепленными запасными – поршнями втулками и головками цилиндров .
Металлический  и состоящий из отдельных съемных  листов - сланей…пол или палуба в МКО – красился почти каждый год и в разные цвета .  Многие предпочитали синий или ярко-зеленый …торчащие из вырезов в сланях  десятки вентилей ,задвижек и насосов - были желтого белого и красного цвета и чем-то напоминали траву в лесу усеянную ягодами или грибами …
Несколько  вертикальных и  полых колонн – пиллерсов  были  всегда белого цвета и некоторые эстеты-механики наносили на них небольшие черные полоски придавая им сходство со стволами березок .
Иногда на зеленых сланях …рисовали белые ромашки с желтым кругом в середине.
Обходя  железную машину в этом разноцветном многообразии – создавалось ощущение что ты почти на земле …правда  один и что-то все время жужжит и тарахтит звуками –совсем не похожими на живую природу .
Вахта начиналась в четыре ноль-ноль …самый сон и самая тишина на борту . Ну в машине всегда что-то  работало звучало  и крутилось …но это не мешало спать другим …а даже как то убаюкивало .
Рядом со шкафами контроля параметров ГД –висел пульт судовой связи «Березка»…в громкоговорителе над ним раздался сухой щелчок – это штурман в рубке приглашал пить чай . Днем по ней разговаривали – но ночью , даже через все тамбуры с двойными и герметичными дверьми ведущими в машину…человеческий голос резко выделялся на фоне шума от работающих движков и механизмов и мог разбудить кого-нибудь из спящих . Окинув еще раз взглядом мерные стекала в расходной топливной цистерне, стекла контроля воды идущей на дейдвуды – начинал подъем из недр теплохода – практически на самый его верх .
Первый  крутой почти вертикальный  трап – и я на главной палубе …дверь в машину открывается и закрывается мягко и практически бесшумно – днем конечно можно чуть хлопнуть – но все равно не сильно …несколько человек всегда спят или после вахты или перед ней …
Молчаливый  пластик  коридоров с  рядком  жилых  кают и тусклым ночным освещением …серый и унылый линолеум на палубе .  Тишина … казалось что большая часть парохода отдыхает спит , а меньшая включая вахтенных - работает и все вместе - идут в очередной порт с таким же очередным грузом .
Еще один трап рядом с кают-компанией  и ты уже на верхней палубе где каюты старших офицеров и затесавшегося к ним третьего штурмана и радиста .Можно выйти из рубки на шлюпочную палубу и подняться в ходовую рубку с крыльев мостика по левому или правому борту …но ночью лучше все таки через трап внутри жилой надстройки …
На мостике темно и тихо …светится только подсветка многочисленных приборов и экран работающего радара . Справа от центрального трапа на мостик – небольшой деревянный шкафчик и зеленый диванчик .
Тусклое и местное освещение  включается  на десяток  секунд – налить чаю и насыпать сахару. Штурман сидит в крутящемся капитанском кресле по левому борту или стоит рядом с ним опершись на небольшой столик-полочку идущую вдоль всего ряда  больших иллюминаторов мостика …
Мы уже вдвоем …смотрим в окружающую наш и заодно БОПовский сухогруз – темноту , слушаем  тихое потрескивание дежурного канала  радиостанции  «Рейд» .
Прихлебываем крепкий и вкусный чай – такой вкус у него встречается только на флоте …В темных иллюминаторах отражаются красноватые огоньки  наших- первых за вахту сигарет  , освещая  заодно  и полуметровое пространство вокруг двух  одиноких – вахтенных фигур …


Рецензии