КорректУра. Евгений Мотурнак. 23-29. 03. 2012

.

Евгений Мотурнак. Смысл. http://stihi.ru/2011/04/29/3720
.
А иногда куривший на балконе,
Задумчиво сбивая пепел вниз,
Смотрел, как день опять в закате тонет.
А пепел приземлялся на карниз
И рассыпался темно-серой кучкой,
Среди таких же кучек прежних дней…
Прищуривался…
Гас последний лучик
В еще багряно-красной стороне…

И вот тогда он обращался мыслью
К тем миллионам, миллиардам душ,
Что жили, плакали, смеялись и любили,
И уходили прочь в ночную глушь…

И он уйдет, и будут миллионы
И миллиарды жить, страдать, любить,
И станут прахом на карнизе оном,
Как кучки пепла…
Жизней этих нить
Бессмысленно теряется в эпохах.
Когда-нибудь и прах самой Земли
Развеется…
Докуривал со вздохом…
И шел постель бессмысленно стелить.

А за окном в листве купался ветер,
И прорастали жизни семена.
Бессмысленно про смысл искать ответы,
Неадекватной будет их цена.

                ПРАВИЛА РУБРИКИ  (полные правила и запись на  разбор - по  ссылке http://stihi.ru/2011/03/29/7128)

"КорректУра" - это серьезный, корректный и всесторонний разбор стиха. основная цель - помочь автору увидеть стих со всех сторон, чужими глазами, обсудить его.

___________________________________ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Обсуждение представленного на "КорректУру" произведения проводится в течение 1-7  суток. Допускается обсуждение стиха в последующие дни.
2. После 1-7 дней обсуждения стихотворения произведение переносится в архив. Желающие продолжить обсуждение могут сделать это там.
3. Обсуждать произведения может любой автор.  Доброжелательный тон обсуждения желателен - независимо от технического уровня обсуждаемого текста, его содержания (сюжета) и формы. Автор пришел за помощью - он должен её получить.
4. автор может пригласить рецензентов лично или ждать, что к нему зайдут посетители страницы Ноев Ковчег.

5. Переход на личности, оскорбительные высказывания, использование инвективной лексики категорически недопустимы и чреваты - вплоть до снятия текста с обсуждения или  бана - после трех предупреждений.

6. Координатор рубрики может отклонить заявку автора на обсуждение в том случае, если не считает обсуждение данного произведения целесообразным, причем отклонить без объяснений.
7. Авторам произведений рекомендуется принимать участие в обсуждении, чтобы у рецензентов не складывалось впечатление, что автор не заинтересован в получении откликов на стих. на время обсуждения автор фактически становится соведущим.
8.  Если автор принес стих на обсуждение - и получил отзывы, было бы неплохо, если бы и он, в свою очередь, принял участие в обсуждении стихов других авторов, которые тоже поставят свои стихи на разбор. Это будет вежливо по отношению к рецензентам. Взаимопомощь.
9.  Сам факт выставления произведения на обсуждение рассматривается как согласие автора на цитирование текста стихотворения и/или использование его в возможных публикациях на Ноевом Ковчеге - например,в обзорах или подборках.

10. Автор  произведения может снять его с обсуждения, сообщив об этом под своей рецей-заявкой на это произведение или отдельной рецей - если произведение уже вывешено - то под ним. с момента публикации рецы-отказа  обсуждение прекращается и стих переносится в архив.

11.  В качестве рецензии допустимо размещение произведения в жанре пародии, эссе, более или менее подробного критического обзора, затрагивающего стилистику, лексику, образность, пунктуацию произведения, его эстетические и технические характеристики, в общем - мы занимаемся КОРРЕКТУРОЙ, причем - корректно.
а вот фразы типа "стих тронул меня до глубины души" или "Фу,какая гадость " , "какой низкий уровень", "таким стихам тут не место" - качественными рецензиями не считаются.


Рецензии
мягко говоря, стих мне не нравится. это, разумеется, чистое имхо, в квадрате и кубе, и определяется оно личным отношением к технике. стих не особенно нов по сюжету - поэтому логично было ожидать от него сильной техники.
техника же оставляет желать лучшего. много амфиболий, слабого управления, небрежна работа с препинаками.
среди достоинств можно назвать строфику и ряд образов "день в закате тонет", "И шел постель бессмысленно стелить."

но тут, увы, и образы и техника не вытянули бы банальный вывод, вынесенный в финал.

теперь подробно.
...

вход в стих - хорош: "А иногда..." - есть в этом что-то эпическое, предвкушение срабатывает на стих, как у собаки выделяется слюна на запах мяса... однако дальше разум вязнет в слабом управлении строки.

"А иногда куривший на балконе," - что происходило иногда? ЛГ иногда курил на балконе? или ЛГ,часто куривший на балконе, иногда что-то делал? или Куривший-На-Балконе - это вообще имя ЛГ? единственный знак препинания в конце строки не позволяет принять решения. не позволяет сделать этого и вторая строка. по логике, она выделена запятыми, как придаточное, поясняющее предложение, но после непонятностей первой строки совершенно невоспринимаемое. третья строка несколько проясняет ситуацию - ИНОГДА... СМОТРЕЛ. правда, возникает противопоставление смысловое - ИНОГДА смотрел - как день ОПЯТЬ тонет. то есть, противопоставление ежедневного события очень редкому.
все три строки вместе дают картинку, но при этом трудно "удержаться" в стихе.

А пепел приземлялся на карниз___________ вообще-то приземляются на землю. перед "А" не хватает троеточия, паузы.
И рассыпался темно-серой кучкой,________ сигаретный пепел - светло серый, и при падении с высоты в два метра и на улице редко дает кучку (ветер ибо). или там ветра не бывает?
Среди таких же кучек прежних дней…______каким образом, можно, ИНОГДА куря на балконе, РЕГУЛЯРНО попадать пеплом на один и тот же казниз? дело даже не в том, что обычно под балконами расположены другие балконы, а не оконные карнизы, дело в том, что если курят ИНОГДА, то ветер, дождики и хозяева карнизов обычно успевают прежние кучки удалить. (а если кучек много, то хозяева карнизов еще успевают и пожарную охрану вызвать)

Прищуривался…___________________________ кто прищуривался? ЛГ или Пепел?. в последнем предложении (2 строки) речь шла о пепле. и троеточия в конце двух смежных строк наводят на ту же мысль.
Гас последний лучик_____________________ последний лучик - в памяти возникает немного сентиментальная, но картинка заката.
В еще багряно-красной стороне…__________ картинка заката исчезает, потому что последний лучик не бывает на багряно-красной стороне. когда гаснет последний луч, небо уже зеленоватое.

И вот тогда он обращался мыслью_________ кто ОН? лучик? в последнем предложении речь шла о лучике. а до того - о пепле. пока вспомнишь про ЛГ, из стиха выпадешь

К тем миллионам, миллиардам душ,________ а почему не триллионам? бабочки - тоже живые существа.
Что жили, плакали, смеялись и любили,___ мыслью/любили - ну, не сказать что рифма, но что то есть... после "любили" запятая не нужна.
И уходили прочь в ночную глушь…_________ уходили прочь - штамп. а вот душ/глушь - рифма притянутая за уши. это вот так теперь смерть называют? не забвение, не посмертие, не ад, не чистилище, не рай. не небытие, не реинкарнация, а - глушь? причем обязательно НОЧНАЯ, не дневная, не утренняя, не вневременная - а именно ночная, со звездами и летучими мышами? а, ночная глушь - это, наверно, ночной саратов! вот ведь и классик сказал - "в деревню, к тетке, в глушь, в саратов". блин, кто бы знал, а я в этой глуши живу... даже ночью. кстати у нас ночью довольно весело. огоньки горят, ночные клубы работают... вообще, над этой строкой хочется пафосно всплакнуть.. миллиарды уходили в ночную глушь... - пафосно, увы.

И он уйдет, и будут миллионы_____________ у ЛГ начинается приступ философствования и саморефлексии и жалости к себе. я его понимаю, я тоже не хочу жить в саратове.
И миллиарды жить, страдать, любить,______ повтор тут оправдан
И станут прахом на карнизе оном,_________ да неужто станут? и вот прямо на ОНОМ карнизе? у ЛГ мания величия и архаизмы в речи - нехороши, когда ради рифмы и пафоса.
Как кучки пепла…
Жизней этих нить_________________________ красивая аллюзия на Нить Ариадны (жаль что штамповата, но есть надежда на следующую строку)
Бессмысленно теряется в эпохах.__________ ан нет, не Она. не Ариаднины нити прядут Парки... но почему - бессмысленно-то? всё в мире имеет смысл и ценности. даже ЛГ, курящий на балконе.
Когда-нибудь и прах самой Земли__________ интересный, должно быть, процесс. я так мало знаю про физику космоса... я почему-то был уверен что планеты после смерти не рассыпаются в порошок
Развеется…_______________________________ и не улетают незнамо куда. все же в космосе есть гравитация...
Докуривал со вздохом… ___________________ да, тяжело осознавать ответсвенность за мир. вот куришь - и вместе с твоим пеплом падают на "твой" карниз (а как же, ведь сказано - "на оном - станут"!)кучки от умерших землян... это ведь почти на уровень божества заявка! вселенская такая грусть в ЛГ. но - он продолжает курить. докуривает...
И шел постель бессмысленно стелить.______ да, после такого размышлени в простых действиях смысла уже нет, очевидно. хотя сама по себе строка очень хороша, полноценный абсурдный моностих.

А за окном в листве купался ветер,_______ всё же ветер есть... и кучки лежат на карнизе? странно. опять два взаимоисключающих образа.
И прорастали жизни семена._______________ нравится строка. вообще эти 2 строки - вне стиха - хороши.
Бессмысленно про смысл искать ответы,____ бессмысленная строка, простите за каламбур. возможно, бессмысленно ДУМАТЬ о смысле жизни, или искать смысл жизни. но " про смысл искать ответы " - это не по-русски сказано, это нарушение языковых норм. про какой смысл-то, главное, говорит автор? какой смысл искал ЛГ? про смысл жизни или про смысл шоу Петросяна думалось ему? Бессмысленно про смысл - не очень удачный каламбур, имхо.

Неадекватной будет их цена.______________ еще одна бессмыслица. что значит - неадекватная цена ответа? как вообще можно понять эту строку? адекватной или неадекватной ситуации может быть реакция, цена может быть адекватна или неадекватна качеству (потребительским свойствам) товара. но чему может быть неадекватна цена ответа "про смысл"? и в чем выражена? я, как читатель, на этой строке просто впал в ступор. я не вижу из стиха ничего такого, что показало бы критерии неадекватности цены. да и вообще её размерности. и у меня в личном опыте нет таких мыслей/знаний. значит, строка просто бессмысленна и нелогична. кроме того, написана опять же с нарушением языковых норм.

я не говорю о том, что поиском смысла жизни традиционно маются в пубертате и еще пару лет сверху, когда идет ломка сознания - между воспитанной в нас хорошестью и реалом подлого выживания в социуме... и вывод банален... на самом деле читать такое стихотворение не особо интересно. да, в моей голове тоже были такие инфантильные мысли. лет 25 назад. да, я их вспомнил и посочувствовал автору и даже ЛГ - особенно посочувствовал бы, если бы он был показан не взрослым инфантилом, а ищущим подростком. это было бы интересно.
а сейчас - мне это не интересно по смыслу. я не могу "вжиться" в этого ЛГ, и вместе с ним прожить эти 5 минут на балконе. я мог бы - как взрослый - постоять эти 5 минут рядом и полюбоваться на пацана, подумать о том, каким он станет.. но автор не дал мне этого шанса.
увы.

Старый Мудрый Акан   28.03.2012 13:31     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Акан, за подробнейшую рецензию! Прошу прощения, что не ответил сразу. У меня все это время не было доступа к сети.
Подробная и обстоятельная рецензия требует такого же ответа. Я разобью его на части.

Для начала то, что я хотел сказать этим стихом, и откуда он такой взялся. Так будет проще разбираться в том, что сказал на деле.

Начну с конца рецензии. Речь все же идет о взрослом человеке, мающемся поисками смысла жизни. Да, большинство переживает это в пубертате и забывает или забивает на это. Но вот появился некий человек и попросил меня написать что-то по поводу цитаты из "Мира Реки" Фармера:

"Он часто обращался мыслью к судьбам миллиардов людей,живших до него, - они рождались, страдали, любили, смеялись, плакали,умирали. И те, что будут жить потом, тоже уйдут в небытие - вместе со своей скорбью, ненавистью, любовью... А с гибелью Земли все станут прахом - да, собственно, и праха не останется. Тогда к чему все, что было, есть и будет? Если нет бессмертия, жизнь лишена смысла. Существовали люди, утверждавшие, что сама жизнь является оправданием жизни - в этом ее единственный смысл. Питеру подобные мысли
казались глупым самообманом."

При этом, я знаю, что этот человек действительно постоянно думает о предмете цитаты, несмотря на то, что ему уже за 40.

"если бы он был показан не взрослым инфантилом, а ищущим подростком. это было бы интересно." - а вот это уже было бы банально. Мы настолько привыкли к ищущим подросткам, что считаем это нормальным и не особо интересным. А вот, мне, к примеру, интересно другое - что делает (или оставляет) инфантильным взрослого человека? Можно ли этого избежать, можно ли выдернуть такого человека из замкнутого круга его мыслей?

Я уже писал Александре, что хотел показать такого человека, который вызывает жалость. А сверхцель - показать человека самому себе, дать возможность взглянуть со стороны.

Несколько сумбурно отвечаю. Сейчас нужно отвлечься, позже продолжу.

Евгений Мотурнак   01.04.2012 14:43   Заявить о нарушении
хорошо, я с удовольствием подискутирую, потому что многие вопросы действительно спорны, и пока частично за кадром.
но должен сказать, что цитата на порядок сильне стиха, и причем переложена почти дословно. стоило ли делать это?
даже взрослый человек, думая над цитатой, наверное, делал бы это своими словами и мыслями? "вкрапляя" иногда закавыченную цитату из книги?))

Старый Мудрый Акан   01.04.2012 20:06   Заявить о нарушении
Да в том-то и дело, что человек этот почти дословно думает этой цитатой :) По-крайней мере, это стало ясно, когда он ее привел. Я к тому, что его мысли, высказанные до этого, как оказалось, вписываются в эту цитату чуть менее, чем целиком. :)

Евгений Мотурнак   01.04.2012 21:17   Заявить о нарушении
похоже, вы не справились с идеей стиха...
такого человека, - не умеющего мыслить самостоятельно, чьи мысли меньше цитаты (почему-то незакавыченной) - в стихе нет. а показать, кажется, хотели не столько мысль, сколько как раз человека, который её думает

Старый Мудрый Акан   02.04.2012 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.