Вещий Дуб

ВЕЩИЙ ДУБ

"- Повторяю: омелы побег родился..."
Александр Хинт. Неизбежность.
http://www.stihi.ru/2010/08/10/3638

*****

…до рассвета рождение вещего дуба
кареглазому барду явилось во сне.
- Мой прекрасный, несмелый сначала подумай:
раз несмелый, зачем подставляться под дуло?
Парабеллумы нынче в высокой цене…
Брызжет красным по белому - кровь по стене.

Этот стон словесами мудрёными выжат,
От которых туман и душевный озноб.
Словоблудие - бизнес пройдошливых выжиг,
накарябали горы затейливых книжек
и сусанят идущих к грядущему дню,
и кладут неразумных в свою колею.

- Видишь, доллар зелёный, чуть-чуть подпалённый
на костре обессмысленной жизни твоей? -
Напрягись и работай целеустремлённо,
взяткодатствуй, пиратствуй и определённо
ты добьёшься приятных тебе перемен,
если только не сгинешь в гражданской войне.

Чтоб бездумно не прыгал, опутаем цепью,
чтоб не вздумал летать подломаем крыло.
Хочешь неба? А что тебе делать на небе?
Ты ведь был и останешься глупеньким бэйби.
Ну, езжай за картошкой в родное село,
ненадолго, ведь ждёт на галере весло.

Вещий дуб заклинал и вещал всяко разно,
но пойди разберись в сонной белиберде.
Может, вовсе не стоит копаться напрасно
в этих снах? И без них ведь достаточно ясно:
хочешь счастья? - но лучше готовься к беде.
Счастье в гости не хочет идти к голытьбе.

- Так чего же ты хочешь?

- Откуда я знаю?
Вот, пойду, в домино с мужиками сыграю,
да пивком побалуюсь у старых берёз,
а в субботу вскопаю немногие грядки,
да к соседке-молодке дебелой и сладкой
потихоньку схожу, заласкаю до слёз…
Ну а в будни, известно, – каштаны таскаю
из огня – президенту, как и подобает.

Как бы сдвинуть ярмо неподвижных времён,
от которых исходят тупые подранки?!
Из метелей да в лето с лицом итальянки! –
Почему нам, галерникам, вход воспрещён?

Изумлённо внимала вопросу позёмка,
Но вещавшее дерево мыслило тонко.
Дуб подумал немного:
- Отвечу: нельзя.

- Почему же нельзя, чтоб журчали свирели,
Чтоб имели и мы, а не только хотели?

- Потому, что омелы побег родился.


Рецензии
Омела - сакральное растение, с которым издавна связаны красивые рождественские поверья и ритуалы. Поэтому каждый год в декабре мы покупаем изящную веточку омелы и, принеся ее домой, подвешиваем где-нибудь повыше. И каждый раз, проходя под омелой, обязательно целуемся, как предписывает старинная традиция. Именно на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в наших домах любовь, здоровье и достаток.
Каждая ягода омелы содержит только одно семя.
Среди национальных названий омелы – дубовые ягоды в русском, трава распятья (Herbe de la Croix), отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы).
Растение паразит... И мы уподобились.
Вот и Вы о том же.
Спасибо. Сильное произведение.

Луминица   08.05.2012 01:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Луминица.
Спасибо за высокую оценку моего стихотворения, но, возможно, это всего лишь недоразумение. Дело в том, что это ведь пародия на стихотворение А.Хинта, а следовательно, мой текст вторичен. Это реакция на уход многих современных поэтов в разные мудрёные красивости от торжествующей злобности и неустроенности мира.
Строка "- Потому, что омелы побег родился" у меня намеренно бессмысленна. Она, как говорится, "ни к селу, ни к городу". Ведь "Потому что..." предполагает какое-то чему-то объяснение. Его нет, как нет и в барочных мудрёных красивостях Хинта. В этом пародийный акцент строки.
Но, если говорить об омеле, которую мы с Хинтом имели в виду, то это роковое растение исландских саг. Из ветви омелы злонамеренный завистник Локи изготовил стрелу, убившую Бальдра, любимого сына Одина.

В любом случае спасибо, что отозвались.

Алексей Алейников   08.05.2012 09:40   Заявить о нарушении
Да, но у Вас обозначено как гражданская лирика. Прочла оригинал, написанный по легенде. Значимо название "Неизбежность", тут и омелу-то винить не надо.
Барды знали о «Меде поэзии», чей мистический язык способен принести удачу в бою, отвести тяжелый недуг или, наоборот, поразить насмерть.
Кельты во время летнего и зимнего солнцестояния, а также в каждое полнолуние совершался священный обряд срезания ветви омелы золотым серпом. Исполняющий обряд друид облачался в белую одежду. Омела была символом жизни и солнца, а срезание ветви омелы с дуба, на котором она растет, имело значение «кастрации» магического дерева.
Как бы сдвинуть ярмо неподвижных времён...
Судя по содержанию Вашего текста и употреблению слова "ярмо", явно определяющего нашу современную действительность(во всяком случае, мне так увиделось):*Парабеллумы нынче в высокой цене…
Брызжет красным по белому - кровь по стене.
*Словоблудие - бизнес пройдошливых выжиг,
накарябали горы затейливых книжек.
*- Видишь, доллар зелёный, чуть-чуть подпалённый
на костре обессмысленной жизни твоей?
Напрягись и работай целеустремлённо,
взяткодатствуй, пиратствуй и определённо
ты добьёшься приятных тебе перемен,
если только не сгинешь в гражданской войне.
*Ты ведь был и останешься глупеньким бэйби,
ну, езжай за картошкой в родное село
*Чтоб бездумно не прыгал, опутаем цепью,
чтоб не вздумал летать подломаем крыло.
Я не увидела иронических элементов, более того текст пронизан скрытой болью о социальной неустроенности не только нашего быта, но и опечаленность вырождением душ.
*Потому, что омелы побег родился"… Употребление слова «родился» уже само по себе несет великую смысловую нагрузку и говорить, что она ни к селу ни к городу не стоит, ибо сам побег омелы – не красивость и не словеса.
Она символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является ни тем, ни другим. Расширяя это понятие, она символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом, облечена дополнительными духовными качествами.
*Это реакция на уход многих современных поэтов в разные мудрёные красивости от торжествующей злобности и неустроенности мира.
Да. Достаточно вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина. Пугачев, возомнив себя царем, оклеивает избу золотистыми лубочными картинками. Среди красоты себя ощущаешь не столь ущемленным жизнью и теми кто пускает «стрелы омелы»
Вопрос ведь и в том, что каждый прочтет с точки зрения своего восприятия. Иногда автор и сам не подразумевает, что затронул проблемы вселенского масштаба.
Тут ему и золотую ветвь в руки.
Мое же дополнение слишком отвлеченно и имеет познавательный характер только и всего. Исключая, "уподобились".
Благодарю за беседу.
С праздником Победы!

Луминица   08.05.2012 22:15   Заявить о нарушении
Спасибо за поздравление с праздником. Взаимно.

"Да, но у Вас обозначено как гражданская лирика" --- верно, поскольку этого больше, чем иронии, которая тем не менее присутствует хотя бы в последней, по сути и намеренно бессмысленной строке. Есть и другое, что обязательно почувствует А.Хинт, но мне не хочется вдаваться в детали.
"...текст пронизан скрытой болью о социальной неустроенности не только нашего быта, но и опечаленность вырождением душ" --- приятно, что вы это заметили и отметили.

Спасибо вам также за то, что мои познания об омеле вы расширили весьма значительно.

Алексей Алейников   08.05.2012 22:43   Заявить о нарушении
Непременно пройду по ссылке.

Луминица   08.05.2012 22:51   Заявить о нарушении