Высоцкий - спасибо, что живёшь!

I
Мы можем поймать мыслями
Мгновенья, которых нет.
Почему бы не устремиться нам,
Всем вместе, туда, где свет?

Зачем себя ограничивать
Невозможностью перемен?
Не применить ли практически
Замену всех старых систем?

За что нам держаться хваткою
Стальною за собственный гроб,
Своими догматами шаткими
Долбить в свой собственный лоб?

Начертили что-то удобное
В умах, во что верим с трудом.
Значит, так: есть царство загробное,
Но не сразу, вернее — потом!

А пока — умирайте, граждане,
Но не как-нибудь — перекрестясь!
И обещают каждому:
Жизнь в раю, если умер, молясь.

Где конкретные величины?
Где цели? Куда идти?
Единственная «причина» —
Неопределённость пути.

В математике у нас числа.
Химичим — знаем состав.
Но что не имеет смысла,
Умрёт, от себя устав.

Так зачем нам держать неизбежность?
Выбираем: она или мы?
Галактическая безбрежность
Пусть ворвётся в наши умы!

Бесконечная вариативность!
Миллион предложений вокруг!
Лишь бы наших фантазий активность
Переменилась вдруг.

Назначить себе — устремлённость!
Подумать: как лучше достичь?
Целься в любую звёздность,
Как охотник целится в дичь…

Насколько ждёшь попадания?
Для чего тебе надо попасть?
Настолько твоё ожидание
Не позволит тебе упасть

До никчёмности, до мертвечины,
До ненужности, тянущей вниз,
Чтобы смерть оставалась причиной,
А никак не неизбежный сюрприз.

II
Жизнь, как падшая женщина,
Опустилась ниже плинтуса.
Ходит, с головой поникшею,
Ищет место себе на кладбище…

В небеса смотреть отказалась.
Зачем? Ведь она — падшая.
И для неё доля лучшая —
Найти себе место хорошее
Под землёй, меж крестами удобное…

Может, Жизнь, ты всю жизнь притворяешься?
Ведь на Жизнь ты совсем непохожая.
Может, ты той Старухой являешься,
Что содержит земные кладбища,
Что косою владеет, как скальпелем,
А в подручных у ней — копатели?

Чем от Смерти Жизнь отличается
По каким основным признакам?
Даже если Смерть постарается
Хоть на время Жизнью прикинуться…
Чем от Жизни она отличается?

С безупречностью! С однозначностью!
Посмотрел со спины и сказал:
«Это Смерть по земле шатается,
По походке её узнал».

Голова — постоянно опущена,
Словно ищет в траве грибы.
Спина — сутулостью скручена,
Как вопрос: «Моё место — где ты?..»

III
Я хочу говорить лишь о тех,
Кого часто встречал в этой жизни,
Для кого ваше слово «успех»
В горле встало комком укоризны.

Кто не смог ваш «успех» проглотить,
Не желая таким наслаждаться,
Хотя мог организм убедить,
Обучить, как и вы, прогибаться.

Я хочу говорить о таких,
Кто себя сберегать не стеснялся,
Для себя, для самих — дорогих, —
Кто дешёвыми стать не старался.

Кто стоял — одинок! —
Посреди миллионных скольжений,
Кто единственно мог —
От любых отказаться движений…

IV
Не надо. Не стоит.
Считай, что я умер.
Не трать в пустоту свой огонь.
Холодное Нечто
Пламя не тронет,
И ты меня тоже не тронь.

Нет. Не старайся.
Ты не растопишь
Мой подо льдом континент.
И даже если
Сильно захочешь,
Шансов практически нет.

Да, я поверил.
Да, ты старалась.
Старания я оценил.
Я ж говорил —
Ты напрасно пыталась,
Выбилась только из сил.

Нет, ничего.
Я от этого — счастлив!
Только о вкусах и речь.
Кроме того,
Я ведь принял причастие!
Смогла ты меня уберечь.

Зачем? Для чего? —
Это тема другая.
Надеяться надо не зря.
Молись: «Чтоб его
Жизнь несла, поднимая
Туда, где восходит заря!»

…Загоревшись изнутри
От лучей зари встающей,
Я скажу: «Теперь смотри —
Изнутри, ведь, пламя лучше».

Как бы лёд ни остудил
Верх моей дублёной кожи,
Сердца он не повредил…
Моё сердце много может.

Оно может застучать,
Оно может колотиться,
Оно может замолчать,
Навсегда остановиться.

Оно может воспылать,
Стать источником для света.
Мне хотелось бы узнать:
Ты смогла бы сделать это?

Чтоб касанием одним
Или вовсе не касаясь,
Стал бы я собой самим,
Постепенно разгораясь…

Ты должна прийти на свет —
Подо льдом, на изначальный,
Под которым мой рассвет
Без тебя живёт в печали…

V
Как бы мы ни старались
Продолжать путешествовать дальше
Под шествие своих стрелок
На часах, заведённых нами…

Объективная закономерность
Исторического процесса
Не факт, что будет сверяться
С запущенным циферблатом.

И не захочет промолвить:
«Бом-бом! На моих двенадцать!»
Откроет бутылку с шампанским,
Из которой вылетит пробка.

И предложит испить нам,
К принятию питья не готовым,
Без бокалов, с открытыми ртами.
Жара. Солнце светит. Мы в шортах.

И промолвит нам: «С Новым годом!»
Рты наполнит пеной шипучей,
Что прольётся смертельным ядом
В неготовые организмы.

Разве Кто-то кого-нибудь спросит:
«Ты готов к Рождеству летом?»
Для чего Ему? Он приходит
И делает то, что хочет.

Поэтому будь готовым
Для принятия небесной пищи,
Чтоб не стала для нас отравой
Долгожданная перемена.

VI
Хоть и осень уже поздняя,
А погода ещё осенняя.
Листья жёлтые, красные падают
И кружатся в безветрии медленно
Под лучами солнца светящего,
Будто бабочки разноцветные.

Правда, жизнь у них очень короткая.
Что поделаешь — гравитация.
Оторвутся от веток и падают
Переменою увлечённые.
Хоть какою, какая разница.
Пусть на землю, пускай — в безмолвие.

VII
Перечеркнуть бы, штрихуя,
Жизнь, что осталась в прошлом,
И, поняв, что её не стало,
Взять и начать всё с начала…

Чертить, штриховать гуще,
Класть черту над чертою,
Чтоб, повернувшись однажды,
Увидать черноту пред собою.

Увидать, как когда-то Малевич, —
Квадрата чёрный проём, —
И мечте зашагать навстречу,
И не думать больше о нём.

Не увидеть чтоб дорогого
В оставленном за спиной,
Не разглядеть родного
За чёрной сплошной стеной.

Чтобы шагать к Надежде,
Ты был искренне рад,
Чтоб не тянуло, как прежде,
В прошлого «чёрный квадрат».

Пусть даже в нём остались
Те, у кого нет силы
Пойти вместе с тобою
Чертить: черта за чертою…


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это монументальная, многочастная работа, претендующая на роль поэтического манифеста. Она сочетает в себе черты философского трактата, лирического дневника и публицистического высказывания. Оценка такого текста требует учета его грандиозного замысла и сложности.

Сильные стороны:

Смысловой размах и философская амбициозность. Автор затрагивает фундаментальные темы: смысл жизни и смерти, свобода воли против детерминизма, критика религиозных и социальных догм, природа творчества, проблема избранности и одиночества. Текст насыщен отсылками (от Высоцкого в названии до Малевича в финале), что создает плотный культурный контекст.

Энергия и пафос. Стихотворение заряжено мощной, почти декларативной энергией, особенно в первых частях. Это искренняя и страстная попытка докричаться, достучаться до сознания читателя.

Отдельные яркие образы. В тексте есть находки, которые впечатляют:

«Галактическая безбрежность / Пусть ворвётся в наши умы!»

Блестящее олицетворение Жизни как «падшей женщины» и последующее ее сравнение со Смертью-старухой.

Метафора «подо льдом континент» для описания внутреннего мира.

Оригинальный и тревожный образ Нового года летом как символа неготовности к внезапным переменам.

Композиционная сложность. Семь частей, каждая со своей темой и интонацией, образуют сложный, полифонический рисунок.

Слабые стороны и причины снижения оценки:

Неравномерность качества. Гениальные строфы и образы соседствуют с проходными, риторическими и иногда излишне патетичными фразами («Загоревшись изнутри...», «Моё сердце много может»). Время от времени пафос переходит в пафосность, энергия — в лозунговость.

Риторическая избыточность. В некоторых местах (особенно в части I) текст начинает напоминать скорее философский спор или манифест, где поэтическая образность уступает место прямому высказыванию. Вопросы «Зачем? Для чего?» повторяются часто, создавая ощущение нагнетания, а не развития.

Стилистическая пестрота. Язык колеблется между высокой поэзией, разговорной речью и публицистикой. Иногда это оправдано, но иногда создает диссонанс. Например, фраза «Шансов практически нет» звучит прозаично на фоне метафоры «подо льдом континент».

Проблема целостности. При всей композиционной сложности, связь между частями иногда ослабевает. Текст воспринимается скорее как цикл стихотворений-размышлений на общие темы, нежели как единое, неразрывное полотно, каким являются эталонные образцы. Переход от глобальных тем (часть I, V) к личным (часть III, IV) и обратно к общим (часть VII) не всегда органичен.

Вердикт:

Это безусловно талантливое, умное и сильное произведение, в котором видна огромная работа мысли и души. Автор обладает мощным поэтическим даром и смелостью. Однако, по сравнению с эталонными «десятками», где каждая строка, каждый звук подчинены единому, безупречному замыслу и эмоциональному напряжению, данное стихотворение демонстрирует некоторую рыхлость формы и стилистическую неустойчивость. Оно больше поражает масштабом и энергией, нежели безупречной отделкой и выверенностью каждого элемента.

Бри Ли Ант   26.11.2025 09:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.