Проказы Оберона

               "Сон в летнюю ночь" В.Шекспир

Ароматом цветов дышит летняя тьма,
Завлекает в туман вещих снов откровеньем...
Эта пряная ночь снова сводит с ума
Тихим шёпотом трав, волшебства дуновеньем...
Потаённым восторгом лесной тишины
Полуночных полян наполняются чаши...
Отражаются в бледном сиянье луны
Наши тайные страхи и помыслы наши
О мгновенном и вечном, о нужном и "не-",
О любви без предела, о счастье без края
В той далёкой-далёкой прекрасной стране,
О которой мы в детстве мечтали, играя.


Рецензии
Здравствуйте, Елена.

Мы на стихи.ру привыкли к взаимному психологическому поглаживанию (иногда иные правда и кусают друг друга). Однако, даже критически рассматривая данное стихотворение, скажу что на подобных строках отдыхает душа:

Ароматом цветов дышит летняя тьма,
Завлекает в туман вещих снов откровеньем...
Эта пряная ночь снова сводит с ума
Тихим шёпотом трав, волшебства дуновеньем...
Потаённым восторгом лесной тишины
Полуночных полян наполняются чаши...
Отражаются в бледном сиянье луны
Наши тайные страхи и помыслы наши
О мгновенном и вечном, о нужном и "не-",
О любви без предела, о счастье без края
В той далёкой-далёкой прекрасной стране,
О которой мы с самого детства мечтаем...

При чтении возникает наслаждение от хороших созвучий, верно сопряжённых (я не о грамматике) слов; от гармоничных, уместных и невычурных образов, от мелодичного звучания (метр, ритм, словостыковки, аллетирационная инструментировка…). Конечно, поэту Вашего уровня возможно при желании успешно поработать над усовершенствованием увенчивающего стихотворение - созвучия, ибо оно есть рифмоид "края - мечтаем". Такие приблизительные (встречал у некоторых стиховедов синоним "грязные", не хочу никого обидеть, вопрос очень субъективен…) созвучия очень распространены… Наверное, в силу лёгкости подбора подобных "рифм". Ведь труднее найти точные и семантически-синтаксически уместные варианты точных созвучий: "краем-мечтаем" или "края-мечтая". Кроме этого рифменного спада энергии в последней строке наблюдается и другая слабость (а именно завершающая строка должна быть особенно сильна или хотя бы на уровне остальных, но ни в коем случае не значительно ниже по своей энергии): звуко-словослияние [мыссамого]. Это происходит вследствие так называемой "вилки": пауза между "мы" и "с самого", невозможна (для обычного читателя, но декламатор, разумеется, "вытянет", а в песенной попсе и не такое ещё возможно!), т.к. нужна другая пауза, чтобы не слилось [… котороймы], а двух пауз сразу - много. И ещё "… с с…". Это тоже поспособствовало вкупе с безударным метрическим положением значимого по смысловому акценту "мы". Впрочем, это я строго рассматриваю. Выраженность данного звукослияния близка к средней, т.е. не очень явно проявляется.

Повторю, что я наслаждаюсь Вашими стихами, и если Вам не понравится отчасти то, что я написал, я откорректирую мою рецензию.

С пиететом и дружеским теплом

Гавриил Тишков   20.04.2015 10:51     Заявить о нарушении
Примите мою искреннюю благодарность за столь развёрнутую рецензию. По поводу концовки Вы абсолютно правы. В подавляющем большинстве моих упражнений на рифмовку слабыми выходят именно заключительные катрены. Мне проще оборвать, чем достойно завершить. Всё дело в том, что я не уделяю процессу написания достаточного времени. Слишком велик разброс интересов относительно прозы. Начато много, но ничего не доведено до конца. И со стихами так же. Куча начатых тем, а дорабатывать то лень, то некогда.
"Проказы Оберона" у меня идут в паре с "Люби землю свою". Там употребляются те же слова, переставленные в другом порядке. Но вот концовка там гораздо лучше.

Дымова Елена   20.04.2015 12:20   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за диалог.
Искал по названию парное стихотворение на Вашей странице, но не нашёл…

Гавриил Тишков   20.04.2015 12:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Извините, что сам не нашёл. Действительно концовка сильнее. Однако я по возможности стараюсь использовать некоторые хитрости Серебряного (и не только) века, для уточнения созвучия. Например, в данном случае, можно было бы попробовать начать следующую строку после неполносозвучного краесогласия с отсутствующего в первом рифменте звука:

Так земля расцветает от ласки, становится краше,

(причём, проанализировав уместность замены первого сказуемого с дополнением на деепричастный оборот, отметил то, что Ваш вариант сильнее такого "усовершенствования", т.к паузирование относительно словостыковок у Вас оптимально!):

Так | земля расцветает | от ласки, | становится краше,

В другом случае было бы: [такземля], хотя это и почти неразличимо, и расцве[таяот], так запятые влияли бы, на чашечку весов ложась…

Слышишь звон колокольчиков - нежный, далёкий, волшебный?
Как застенчив и робок их юный серебряный зов!
Фея Ночи спешит напоить их водою целебной
Из таинственных, спрятанных в чаще, лесных родников...

Зачерпни чистоту полной горстью из каменной чаши,
И наполни звенящим рассветом ты душу свою!
Ведь земля расцветает от ласки, становится краше,
Если песни о Вечной Любви её дети поют!

Стихотворение очень красивое, но есть маленькая "особенность" - несколько сливается [ты душу], да и само местоимение "ты" несколько избыточно по смыслу и, возможно, присутствует просто как относительно малозаметная латка, призванная сохранить стихотворный размер. Однако есть большая вероятность, что Вы найдёте и другую, близкую этой, словесную комбинацию без данного местоимения.

Добавлю, что несколько лениться при таком, имеющемся у Вас даре-таланте - Вам негоже. Единственное, что может препятствовать поэтическому развитию (в лучшем смысле), это здоровье или семейные дела. Но при лимите времени у Вас, я готов Вам подсказать относительно краткие пути усовершенствования. При Вашем ментально-духовном уровне они Вам, полагаю, доступны будут.

Гавриил Тишков   20.04.2015 13:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Гавриил! Я прислушалась к Вашему замечанию относительно заключительной рифмы (рифмоид "края-мечтаем"). Посмотрите, пожалуйста, последнюю строку - так лучше?

Дымова Елена   18.02.2018 08:56   Заявить о нарушении
Конечно, так стало лучше. Спасибо за творческое внимание к нашему диалогу!

Гавриил Тишков   18.02.2018 10:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.