Всего - то день

Всего - то  день... один из многих,
Всего-то парк, но взор, светясь,
Со всех собрав  красот по крохе
Улавливает красок связь.

Канвой раскидистые ветви
Под  вышивку листвы ложась
Играют светом... веришь... нет ли -
Так, словно сочиняют джаз.

Мосток поющею пичужкой
Глядится в зеркало реки.
И отражения - подружки
С небесным облаком близки.

Упоено блаженной негой
Мгновенье трепета души...
И год за годом... век за веком -
Мы этой слабостью грешим.

15.03.2012

Краткий анализ стихотворения
Заголовок: «Всего;то день…» (по первой строке).
Тема: мимолетность и красота повседневного момента; созерцание природы как источник душевного трепета.
Основная мысль: даже обычный день и привычные пейзажи могут стать источником глубокого эстетического переживания, если внимательно всмотреться в их гармонию. Это чувство — вечная человеческая слабость, к которой мы возвращаемся из года в год.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: описание с элементами рассуждения (от конкретного пейзажа — к обобщению о человеческой природе).
Композиция:
1;я строфа — фокус на обыденности, которая вдруг раскрывается как чудо.
2;я строфа — образ деревьев как музыкантов, создающих «джаз» из света и тени.
3;я строфа — отражение природы в воде, единство земного и небесного.
4;я строфа — философское обобщение: это переживание — наша вечная «слабость».
Средства связи предложений:
лексические повторы («всего;то», «год за годом… век за веком»);
местоимения («этой» в последней строфе);
синтаксический параллелизм («Всего;то… Всего;то…»);
ассоциативные связи (природа ; искусство ; вечность).
Средства выразительности:
анафора («Всего;то…») — подчёркивает контраст между обыденностью и открытием красоты;
метафоры:
«со всех собрав красот по крохе» (созерцание как собирание сокровищ);
«канвой раскидистые ветви / Под вышивку листвы ложась» (деревья как художники);
«мосток поющею пичужкой / Глядится в зеркало реки» (отражение как диалог);
олицетворение: «деревья… сочиняют джаз», «отражения;подружки»;
сравнения: «словно сочиняют джаз» (игра света уподобляется импровизации);
эпитеты: «блаженной негой», «слабостью»;
аллитерация (звуки с, з, л в описательных строках создают ощущение шелеста и света);
риторический вопрос («веришь… нет ли») — вовлекает читателя в переживание.
Размер и рифма:
стихотворный размер — четырёхстопный ямб с вариациями;
рифмовка перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
рифмы точные и неточные («светясь» — «связь», «ложась» — «джаз»).
Настроение: созерцательное, умиротворённое, с оттенком тихой радости и философской задумчивости.


Рецензии