О счастье, несчастье и наркотической зависимости

Почему-то большинство курящих и тучных людей полагают, что наркотическая зависимость - это не про них. А это как раз и про них тоже. Наркотики в бытовом, а не в медицинском смысле - вещества, позволяющие преодолеть депрессию и улучшить настроение. Никотин и сахар, как это ни удивительно, тоже к ним относятся.
Плохое настроение, вплоть до депрессии, приходит к нам из правого полушария головного мозга (ППГМ). Эмоциональные стрессы приводят к выработке повышенного количества адреналина. А рецепторы адреналина находятся в ППГМ. Никотин и сахар, являясь конкурентами адреналина за эти рецепторы, предохраняют нас от плохого настроения. Как и более сильные наркотики, начиная с алкоголя.
Общее правило биохимической регуляции: если вещество, синтезируемое организмом, поступает извне, оно перестает синтезироваться. Зачем? Наш организм экономен.
Никотин входит в систему регуляции нашего настроения в сторону его улучшения. Когда нам надо успокоиться, вырабатыватся в том числе никотин. Когда нам надо успокоиться, мы курим. И становимся зависимыми от поступающего извне никотина. Никотиновые пластыри, электронные сигареты приносят меньше вреда только тем, что избавляют нас от рака легких. Но не от никотиновой зависимости.
Совершенно неправильная жизненная позиция - что мы должны быть постоянно счастливы или хотя бы довольны. Плохое настроение, так же, как боль, - это сигнал нам, что мы ведем себя неправильно. Ощутив боль, мы ищем причину, если надо - отдергиваем руку от огня или лечим то, что болит. Ощутив плохое настроение, мы стараемся его улучшить при помощи алкоголя, никотина, наркотиков, сладкой пищи. Это все равно, что вколоть себе анестетик и продолжать держать руку над огнем.
Эйфория, хорошее настроение, счастье - награда организма нам за то, что мы ведем себя хорошо. Награда должна быть внутренней, а не внешней, вот в чем суть здорового образа жизни!

Что такое "вести себя хорошо" с точки зрения организма? Удовлетворять инстинкты.
Проанализируйте моменты жизни, когда вы были счастливы, так сказать, изнутри.
Утоление голода (только настоящего голода, а не дежурная трапеза на фоне общей сытости).
Ощущение миновавшей опасности.
Влюбленность, в момент обнаружения взаимности.
Секс по взаимному влечению.
Рождение ребенка.
Бескорыстная помощь ближним, ощущение себя важной частью коллектива.
Все позиции - удовлетворение какого-либо основного инстинкта. Так счастливы могут быть и обезьяны.
А вот счастье высшего порядка - чисто человеческое, связанное с интеллектом и креативностью.
Достижение трудной цели собственными усилиями.
Когда вам удалось что-то понять, чего раньше не понимали, решить проблему, создать новое знание или произведение искусства.

Но. Развитие человечества и даже еще более раннее развитие приматов как общественных животных шло по пути ограничения свободного проявления инстинктов. Индивидуальное выживание и размножение - инстинкты более древние, чем инстинкт стадный. Стадный инстинкт ограничивает индивидуальный эгоизм особей, так что иногда даже обезьяны бывают несчастны. В человеческом обществе свободное проявление древних инстинктов еще более ограничено. Представьте себе свободно текущую реку. А теперь поставим на ней запруду. С помощью накопленной энергии можно молоть зерно, вырабатывать электроэнергию. Так и с инстинктами. Пока не поставлено ограничение, человек не сделает ничего сверх той работы, которая необходима для простого выживания. Все достижения технического прогресса - результат искусственных "запруд" поставленных на пути свободного проявления инстинктов. Прежде всего - сексуального. Моногамия противоречит природе полигамных приматов. Именно с моногамии начался технический прогресс Запада.Интернет стал символом технического прогресса. Установите себе персональный глобус-счетчик и посмотрите на него. 
http://vadim205.livejournal.com/102635.html
Большинство красных точек - там, где узаконен моногамный брак.  Можете также потренироваться и назвать, какие еще инстинкты ограничены западным образом жизни.
Если запруду превратить в плотину, сверх-работы можно сделать больше. Но нарастает и напряжение, пропорциональное размерам плотины. Если плотина рухнет, случится катастрофа. Если не ограничить, а вообще запретить какое-либо инстинктивное действие, наступает состояние фрустрации с вытекающими из него психиатрическими проблемами. Все хорошо в меру, как говорится.
Развитие человечества идет не монотонно все вверх и вверх, оно то наступает, то отступает. Периоды загнивания и регресса стран и империй характеризуются либо разнузданным проявлением инстинктов, либо слишком сильными их запретами. Римская империя времен упадка - дворцы знати превращены в бордели, основная цель жизни - праздное наслаждение, население империи получает хлеб и зрелища бесплатно, труд презренен, трудятся только рабы. СССР времен застоя - секса нет, гомосексуальные отношения - преступление, проповедуется аскетизм и третируется стремление к материальному благополучию. На фоне этого верхушка власти ведет себя, как патриции времен упадка Древнего Рима. В результате большинство граждан не желают и не в состоянии защитить страну от нашествия варваров (напомню, что в первые месяцы Великой Отечественной войны численно и технически превосходящая противника Красная Армия позорно бежала вглубь страны, и только заградотряды погнали ее назад, на врага).
Так что вы теперь можете представить, что я думаю по поводу сексуальной революции и ресторанов, где блюда подаются на животике обнаженной девушки. Америку создали пуритане. А разрушают ее гедонисты. С другой стороны, в мусульманском мире, где для женской половины нации радости секса под запретом, а для всей нации под запретом инстинкт самосохранения (во имя Аллаха - вперед, на танки!), тоже особого экономического расцвета в странах без сырьевых ресурсов не наблюдается.
Стремление к чувственному удовольствию - тоже инстинктивное поведение. Еще в Древней Греции появились философские течения гедонистов и эпикурейцев. Гедонисты чувственное удовольствие ставят во главе угла. Эпикурейцы полагают, что разнузданность инстинктов так же вредна, как и их запрет. Другая крайность - аскеты, строители больших плотин на пути инстинктов. Эпикурейство наиболее близко мне по духу.
Из вышесказанного следует, что есть два уровня счастья и несчастья - инстинктивный (эйфория, депрессия) и сознательный.
Эйфория преходяща, как и депрессия. И то, и другое не состояния, а жизненно важные сигналы. Эйфорию мы испытывем, когда переходим на более высокий уровень (с точки зрения организма), депрессию - когда опускаемся на более низкий. Простейший способ испытать эйфорию - стукнуть себя молотком по пальцу, а потом наслаждаться, когда утихнет боль. Это, конечно, шутка, но вот опыт, который каждый может проделать у себя дома. Встаньте под горячий душ, согрейтесь. Запомните ощущения. Потом вылейте не себя ведро ледяной воды. Это противно, знаю. Затем снова встаньте под горячий душ. Очень скоро вы ощутите небывалый кайф. Гораздо больший, чем просто встав под горячий душ, как вначале.
Когда достигнутое состояние становится длительным, ощущения как эйфории, так и депрессии постепенно утихают. "Привычка свыше нам дана, замена счастию она". А также - несчастию.
Человек мыслящий должен стремиться к другому виду счастья - сознательному. Кто хоть раз его испытал, знает, что чувственное удовольствие, хоть и приятно, не может дать ощущения, что жизнь прожита не зря. "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"
Человек мыслящий также понимает, что он не может быть постоянно счастлив - хотя бы в силу чисто физиологических ограничений. Время от времени он получает от организма сигналы, что инстинкт попран, в виде плохого настроения. Это нормально, и это пройдет. В этом случае его следует воспринять с философским спокойствием.
Несчастье на сознательном уровне может быть следствием собственной ошибки - тогда из него нужно извлечь урок, а урок - это ценность. Такое несчастье делает нас лучше, богаче опытом.
Пытаясь стать счастливыми, что-то съев, выпив или выкурив, создавая искусственное счастье, искусственное спокойствие, мы нарушаем систему адекватного реагирования организма на ситуацию, теряем ориентиры. Сказать "в Багдаде все спокойно" можно, но разве в Багдаде действительно все спокойно?


Рецензии