Фантом Одиль

В глубине подвальных коридоров, костюмерных и над сценой работники театра Гранд-Опера видят темные силуэты. Призраки Оперы живут здесь со дня основания театра. Летом этого года в нем появился еще один «Фантом» – ресторан, гениально спроектированный Одиль Декк, - он так гармонично вписался в пространство театра, будто существовал со времен Наполеона III. Разве что современные материалы сооружения да запахи жаркого из ягненка, приготовленного в «Фантоме», возвращают в настоящее.



Построить в Париже новое здание Оперы в 1858 году решил Наполеон III. На конкурс поступил 171 проект, но победил молодой архитектор Шарль Гарнье. Строительство длилось без малого 15 лет. Гарнье буквально с боем приходилось отстаивать свой необычный проект перед его недоброжелателями и даже перед самой императрицей Евгенией. Архитектору в конце концов удалось доказать, что его детище создано в стиле эпохи Наполеона III.

Шарль Гарнье совместил испанский иезуитский стиль XVII века со стилем итальянского фасада эпохи Возрождения. Во внутреннем убранстве Оперы царят два цвета - красный и золотой. Впервые в истории постройки театра основное пространство стала занимать не сцена, а парадная лестница и фойе. При внушительных размерах здания зрительный зал вмещает не более двух тысяч зрителей и, несмотря на размеры, производит гармоничное впечатление. Спустя 136 лет в это гармоничное пространство предстояло вписать ресторан Phantom современному архитектору. Национальная комиссия по охране памятников истории, отклонившая до того множество предложений, одобрила решение французского архитектора Одиль Декк.

Ничего лишнего

Изучив градостроительство в Институте политических исследований в Париже, Одиль Декк в 1985 году основала архитектурную мастерскую в Париже совместно с Бенуа Корнеттом. Когда в 1990 году было завершено строительство административного комплекса Banque Populaire de l'Ouest (BPO) в Ренне по ее проекту Одиль Декк , здание получило более 10 национальных и международных премий. А в 1996 году Декк и Корнетт получили на Архитектурном Биеннале в Венеции «Золотого Льва» за вклад в развитие мировой архитектуры.

Красный, алый – излюбленные цвета Декк. Большинство ее проектов решено именно в этой гамме. Сама Одиль Декк относит свои проекты к направлению «гипер-напряжение» - Hyper-Tension. Их отличает новаторская трактовка формы и активное использование высоких технологий.

Именно такое гипер-напряжение передано Одиль Декк в проекте нового крыла Музея современного искусства (MACRO) в Риме. Комплекс общей площадью 12 тыс. кв.м включает в себя выставочные и подсобные помещения. Главный вход выделен нависающим над ним стеклянным кубом кафе, в музейное фойе выходят главный выставочный зал с белыми стенами, аудитория, заключенная в ярко-красный изнутри и снаружи объем, зал видеоарта с черным базальтовым полом – «брутальность» базальта должна напоминать об «индустриальном прошлом» участка – старой пивоварне.

Ресторан-призрак

Одним из непременных условий, поставленных перед архитектором заказчиками ресторана Phantom, была гарантия неприкосновенности памятника архитектуры — знаменитой постройки Шарля Гарнье. И ректор французского архитектурного университета L’;cole Sp;ciale d’Architecture Одиль Декк выполнила это условие. Чтобы увеличить полезную площадь, архитектор предложила встроить вторым уровнем в уже существующее пространство самонесущую антресоль с изогнутыми опорами. Конструкция текучей фантомной формы не мешает разглядывать резные своды, к тому же, ее можно легко демонтировать, вернув историческому месту прежний облик. Снаружи белая, а внутри красная антресоль напоминает маску призрака оперы. Драматичный алый цвет словно «стекает» с верхнего яруса на нижний. Между старинными арками инсталлированы стекла, выгнутые на входе в ресторан волнами. Игра света делает эти преграды между городом и интерьером призрачными, что  придает ресторану вид миража. Главный же элемент исторического архитектурного пространства — купол — становится виден посетителям именно с верхнего уровня ресторана. Поистине ресторан-призрак, ресторан-мираж, он полностью соответствует атмосфере Гранд-Опера, известной своими мистическими событиями.

Еще сам Шарль Гарнье верил в существование духов и призраков, которые якобы живут в громадном подземелье его детища. Над суеверием архитектора смеялись. Но 20 мая 1869 года, когда давали «Фауста», в зале присутствовали более тысячи зрителей. Главная героиня, Маргарита, произнесла свою реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!», - и зал содрогнулся от ужасающего грохота. Канат, на котором крепилась знаменитая люстра Оперы, оборвался, и 700 кг позолоченной бронзы и хрусталя рухнули. Погиб один человек и многие зрители получили ранения.
Как выяснилось позже, именно на этот спектакль руководство Гранд-Опера нарушило многолетний «контракт» с мифическим призраком, согласно которому за ним навечно закреплялась ложа номер пять, и продало билеты на эти места. Ходят слухи, что и по сей день в контрактах директоров «Гранд-Опера» присутствует пункт, условия которого запрещают продавать билеты в таинственную ложу номер пять первого яруса кому бы то ни было. Эта ложа на все века принадлежит Эрику - Призраку Оперы. Каждый вечер он бесшумно входит в нее и располагается на удобных креслах, обитых красным бархатом. Какие мистические явления ожидают ресторан с названием «Фантом»…


Рецензии
Очень интересно,особенно мистический балкон - дух захватывает.
Творческих успехов и весеннего настроения!

Наталья Сытникова   20.03.2012 11:10     Заявить о нарушении