Эссе

                "Ты течешь, как река. Странное название!
                И прозрачен асфальт, как в реке вода.
                Ах, Арбат, мой Арбат,
                ты — мое призвание.
                Ты — и радость моя, и моя беда.

                Пешеходы твои — люди невеликие,
                каблуками стучат — по делам спешат.
                Ах, Арбат, мой Арбат,
                ты — моя религия,
                мостовые твои подо мной лежат.

                От любови твоей вовсе не излечишься,
                сорок тысяч других мостовых любя.
                Ах, Арбат, мой Арбат,
                ты — мое отечество,
                никогда до конца не пройти тебя."
 
                Булат Окуджава
 
     Достоин  ли  Артек  подобных  аналогий?

     Глава  первая:  Предисловие

     Мои воспоминания ограничены временем моей работы в Артеке с января 1981 по июль 1984 годов в дружине «Хрустальная»  и  будут носить, конечно же, субъективный характер, однако:

     Глава вторая: Что есть для меня Артек?

     Для меня, наладчика токарных автоматов и полуавтоматов приборостроительного завода  города Ульяновск, секретаря комсомольской организации  цеха № 2?
Удивительно, но моя малая Родина и Артек связаны с именем одного и того же  исторического деятеля, с небольшой  лишь разницей:  город, где я родился, назван Ульяновском  по настоящей фамилии, а Артеку присвоено звание  Всесоюзный  пионерский лагерь «имени …..»  по революционному псевдониму.
    В русском языке слово «родина» пишется с «большой»  или  «маленькой» буквы, в зависимости от смысла: Родина как Отечество или родина как место рождения. Внимательный читатель, надеюсь, заметил, что слова  малая Родина  и  Артек  написаны с заглавной буквы. Для меня это важно, исходя из  значимости  событий, опирающихся на данные географические точки на карте нашей Родины, с точки зрения ОБРЕТЕНИЯ САМОГО СЕБЯ.
    Если  Артек указал на  мое предназначение в этой жизни, был моим вторым домом,  моей большой и малой Родиной – он, безусловно, достоин признания.

     Глава третья: Роскошь общения

    Юрий Александрович Васильев, Сергей Вячеславович Ерохин, Людмила Степановна Крошка, Светлана Полозкова, Тамара Генриховна Кручина, Володя Вагнер, Алла Грязнова – люди уникальные, с высоким уровнем интеллекта, как сегодня принято говорить КРЕАТИВНЫЕ, отдавшие себя служению делу воспитания, порою в ущерб личному и семейному счастью. Это те,  кому начертано на судьбе  «кусочек сердца отдавать кому-то».
    Юрий Александрович Васильев –   легенда Артека. Его театральные представления всегда  вызывали восторг, дружина «Полевая» была на особом положении, стиль его работы был  ругаем начальством  и боготворим вожатыми и детьми.
    Сергей Вячеславович Ерохин – интеллектуал, знаток театра, начальник лагеря, совещания с его участием – спектакль в лицах, с иронией  и большой долей юмора.
    Людмила Степановна Крошка – железная леди комплекса «Горный», строгая снаружи, добрая внутри.
    Светлана Полозкова – лично вела детские массовки в дружине «Полевая», храбро сражалась за свою  теорию  развития временного коллектива. В ее периодизации  меня восхищал исповедальный период как высшая точка развития межличностных отношений в отряде.
    Тамара Генриховна Кручина, руководитель студии бального танца, учила нас владеть телом  (оказывается, танец – это еще и повод для общения!). При распределении выпускников ШПР  в дружины направлялись готовые танцевальные пары, таким образом,  конкурсы бального танца были обеспечены показательными выступлениями.
    Володя Вагнер олицетворял Артек со сказкой. Об этом  с проникновенной искренностью  говорят его песни. Находясь еще в ШПР,  Володя  при проведении  антифашистского процесса  высказался категорически  против ритуала сожжения книги Гитлера «Мein Kampf», чем вызвал негодование многих.
- Это же книга! Нельзя жечь книги – это варварство, -
эмоционально аргументировал Вагнер.
    Прошло  много лет, мне кажется, он был прав – уничтожение книг не форма и не средство борьбы со злом.
    Однажды,  это было в «Хрустальной»,  он включил проигрыватель с «Ave Maria» и спросил:
- Ну, как? Испытываешь наслаждение?
   Наслажденья в то время, к  сожаленью, я не испытывал. Все пришло гораздо позднее, с осознанием того, что гениальное не перестает быть гениальным, даже если это кому-то  не нравится;  во-вторых, чтобы испытывать  наслаждение от соприкосновения с шедеврами мировой  культуры  необходимо иметь  достойное эстетическое воспитание.
   Алла Грязнова – моя партнерша по бальным танцам, напарница на отрядах, в делах которых в большей степени присутствовали творческие удачи.
Помните,  формула счастья из фильма «Доживем до понедельника»:  «счастье – это когда тебя понимают».  Просто, наивно, понятно –  мы с Аллой, надеюсь,  она со мной согласится, это разделяли!
    Недавно вычитал высказывание, чье, к сожалению, не помню: «Счастье –  это когда есть возможность обнять единомышленников».  Я, как и многие,  осознавал тогда  себя частью  сообщества, основанного на уникальных особенностях Артека, одной из которых является  роскошь общения.
    Достойно ли для поклонения место, где ты обрел счастье иметь настоящих друзей, быть  в кругу единомышленников?
    По-моему,  ДА!               

    Глава четвертая: Уроки осердечивания ума…

    Предпосылками  дальнейшего образования становятся противоречия между знанием и незнанием. Эти противоречия у меня возникли на втором году работы  в Артеке.
    Ощущать  прелести студенческой жизни  я  поехал по настоянию Сергея Вячеславовича  Ерохина в Костромской педагогический институт. Между прочим, многие вожатые Артека по сложившейся традиции стали выпускниками именно этого вуза. Образованность, уважаемый и просвещенный собеседник, на мой, может быть глубоко ошибочный взгляд, не есть сумма знаний, полученных в процессе обучения. По моему разумению, высшая школа дает некий инструментарий  дальнейшего познания мира, обеспечив при этом  предельно необходимым.
    На памяти:  Ксения Давыдовна Радина, профессор Ленинградского института им. Герцена, читавшая нам  «Теорию пионерского движения».  Игорь Кон с лекциями по социальной психологии, где я  узнал о четырех институтах воспитания: семье, школе, СМИ  и референтной группе. Учитель из Донецка по фамилии Урин с необычным по тематике выступлением   «Уроки осердечивания ума на примере сказок Сухомлинского». 
    Перефразируя  Цицерона «истинный вожатый  – это тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно и с достоинством при исполнении», уверяю, в Артеке это было именно так. А слова артековской песни «перелистав известные тома, мы учим жить словами  и  СЕРДЦАМИ», дают мне основания утверждать,  что  Артек дал нам, ко всему прочему,  великий УРОК ОСЕРДЕЧИВАНИЯ УМА…
    Если бы не было Артека, его пришлось бы придумать, чтобы  у каждого в сердце был  свой Артек, олицетворяющий все самое чистое, светлое, и что, в свою очередь,  было бы  мерилом нравственности поступков и  ПРЕДМЕТОМ  ПОКЛОНЕНИЯ.

    Глава пятая: Вера, Надежда, Любовь…

    Магическая аббревиатура ШПР… и далее год выпуска!
    Любовь… Ты не о том подумал, милый  читатель.  Люба, в девичестве Заневская,  вожатая четвертого отряда  ШПР-81, первый человек, который настойчиво и  терпеливо объяснял нам, великовозрастным претендентам на высокое звание « вожатый Артека», тонкости воспитательной работы в условиях Всесоюзного пионерского лагеря, к тому же  в игровой форме.
    Извечный вопрос, что спасет мир?
По версии Достоевского – КРАСОТА. Согласен, но я  бы добавил сюда:  ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ и ПАМЯТЬ.
ВЕРУ  в будущее,
НАДЕЖДУ  на неизменность человеческих ценностей,
ЛЮБОВЬ к ближнему своему,
ПАМЯТЬ  о том, что тебе дорого.
                "Благословен и год, и день, и час,
                И та пора, и время, и мгновенье,
                И тот прекрасный край, и то селенье,
                Где я был взят в полон двух милых глаз.
 
                Благословенно первое волненье,
                Когда любви меня настигнул глас,
                И та стрела, что в сердце мне впилась,
                И этой раны жгучее томленье.
 
                Благословен упорный голос мой,
                Без устали зовущий имя донны,
                И вздохи, и печали, и желанья,
                Благословенны все мои писанья
                Во славу ей и мысль, что непреклонно
                Мне говорит о ней – о ней одной!"

    Это Петрарка, если мне не изменяет память,  Лауре. 
    Пленили меня сначала дружина  «Хрустальная», затем  будущая жена Людмила. В результате моей последней капитуляции на любовном фронте сложилась дружная семья   (24 февраля 2010 года исполняется 26 лет совместной жизни), имеются двое  взрослых, уважающих своих родителей,  детей,  и Артек, я считаю,  причастен к нашему семейному счастью.
    Достоин ли Артек –  быть предметом поклонения? Решать каждому по-своему, исходя из собственных  представлений о человеческих ценностях. Но ценности,  как ни крути, имеют ДВА  взаимоисключающих  полюса: ДОБРО и ЗЛО, ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК. Один из законов логики (порядкового номера не помню, да извинят меня знатоки в этой области)  «ТРЕТЬЕГО НЕ  ДАНО»,  не предусматривает  возможности находиться где-то МЕЖДУ:  это  ЛОЖЬ или ПРАВДА,  КРУГ или КВАДРАТ.  В противном случае получится  как у Александра Сергеевича Пушкина, может быть и несправедливо, но:
                "Полу-милорд, полу-купец,
                Полу-мудрец, полу-невежда,
                Полу-подлец, но есть надежда,
                Что будет полным, наконец."
      Догадались о ком это?  Возможно, это несправедливо к нему.
Подсказываю: в Алупке сохранился его  дворец.

      Глава шестая: Не мне судить
   
     О моих заслугах судить не мне, правительственных  наград пока не имею, как не имею,  я ученых степеней (как-то  в рифму получилось).  Однако ж, в  1996 году лагерь «Звездный», где я работал,  признан лучшим в  Нижегородской области –  быть первым из 150, по-моему,  не стыдно. Неофициально ношу почетное  звание «заядлый рыбак», на которое  имею полное право. На почетных грамотах, дипломах, записях в трудовой книжке  останавливаться не будем.
    Среди моих увлечений  семья всегда стояла  на первом месте, затем театр, классическая музыка, это заслуга друга Сергея Петракова, замечательного пианиста, который вытаскивает нас  на свои творческие вечера, а также концерты  Нижегородского симфонического оркестра со своим участием и без.
Помните,  у Владимира Винокура «никаких хоббей у нас дома  нет»,     у  меня,  к счастью или нет, хобби есть,  сюда я отношу:  рыбалку, еще раз рыбалку, затем самодеятельную бардовскую  песню, разумеется, гитару и тихую охоту (собирание грибов).
   
     Глава седьмая:  Удивительные  события  в моей жизни.

    В порывах творческого зуда  написал около  трех десятков песен, оговорюсь, чтобы избавить от  напрасных волнений  музыкальных критиков и воинствующих эстетов, без претензий на высокую  художественную ценность  своих произведений. Тем не менее,  некоторые из них,  как  песня «Родной завод», «Здравствуй, Звездный», «Перекрёсток нашей жизни» аранжированы и  вошли в сборники песен на CD.  Для меня более важной в этом случае является  интересная закономерность: как только выходила в свет очередная песня, я менял место работы, поэтому порою кажется, что понятие «лебединая песня»  –   это  про меня.
    Наша квартира  в Выксе находится по адресу: микрорайон  Мотмос, дом 13-б, квартира 17. Сумма  цифр в регистрационных номерах ТРЕХ  в разное время приобретенных нашей семьей легковых автомобилей равнялась, угадайте с трех раз?  Правильно  … семнадцати.
    Напомню, что в  Артек меня направил  в 1981 году  комитет комсомола  приборостроительного завода «Комета» города Ульяновск.   С кем, по вашему мнению, мой заинтригованный любитель путешествий,   я мог столкнуться нос  к  носу … в 1983 году … близ фундамента  десятинной церкви … в Киеве? Ну конечно … с комитетом комсомола …  из Ульяновска …в полном составе.
    Раньше в анкетах подразумевался раздел «общественная работа». Вот здесь-то  я  развернулся:  пришлось  много работать в штабах на выборах всех уровней (местных, областных, федеральных).
    Что касается участия в выборах  лично, в 1993 году  разделил участь депутатов  Государственной думы царской России,  которую разогнал  Николай второй, нас же –  своим Указом  Борис Николаевич. Удивительное в том, что вроде бы эпохи разные, а замашки –  те же.
    В 2005 году  я   в числе  девяти кандидатов в депутаты, используя несовершенство законодательства, умудрился быть избранным сразу в два представительных органа местного самоуправления:  в Земское собрание Выксунского  района и Городскую думу города Выкса. 


     Глава восьмая:  Заключение

     Мне думается, терпеливый читатель, что Артек не уйдет в небытие: во-первых,  в силу  своей  широкой известности; во-вторых,  уничтожить уникальное место оздоровления детей не придет в голову здравомыслящему человеку; в-третьих,   разрушить систему воспитания, созданную в течение восьми с половиной десятилетий, -  значит  расписаться  в собственном невежестве. Помнится,   Николай Добролюбов писал:  «Чем невежественней учитель – тем больший его террор по отношению к детям».  Любопытно, кого имел в виду литературный критик 19 века? 
    Более того, я не исключаю, вернется  осознание,  что дети – это послы мира, и порой они могут сделать гораздо больше взрослых, потому что ПОМЫСЛЫ ИХ ЧИСТЫ  и  БЕСКОРЫСТНЫ.
Во всем мире о действующей  власти судят по ЗАБОТЕ о стариках и детях. Умная власть никогда  не захочет выглядеть  в глазах мировой общественности БЕЗЗАБОТНОЙ,   и  это, в каком-то смысле,  является сдерживающим фактором.
    И,  наконец, пока есть ЛЮДИ,  не равнодушные к  судьбе Артека, где не последнее место занимает ЛЮБОВЬ … Иванова – Заневская, инициатор создания этой книги и ее надежный тыл в  лице  Александра Иванова,  ничего страшного произойти не может по определению.
Я  в это  СВЯТО  ВЕРУЮ, а ВЫ?
 
     P.S.

     Извини меня, мои въедливый читатель и  знаток  литературных жанров,   за решение вернуться к  тому,  с чего мы начали, т.е. закольцевать свою «попытку», «пробу», очерк»,  ограничив  их   свободную композицию.   

                "Ты течешь, как река.
                Странное название!
                И прозрачен асфальт,
                как в реке вода.
                Ах, Арбат, мой Арбат,
                ты — мое призвание.
                Ты — и радость моя, и моя беда.

                Пешеходы твои — люди невеликие,
                каблуками стучат — по делам спешат.
                Ах, Арбат, мой Арбат
                ты — моя религия,
                мостовые твои подо мной лежат.

                От любови твоей вовсе не излечишься,
                сорок тысяч других мостовых любя.
                Ах, Арбат, мой Арбат,
                ты — мое отечество,
                никогда до конца не пройти тебя."
 
                Булат Окуджава
     Достоин  ли  Артек  подобных  аналогий?



     Жуков Александр
     Дружина «Хрустальная»
     ШПР-81
     вожатый,  1981-1984 г.г.

     г. Выкса, Нижегородская область


Рецензии