Часть 10. Предложение митр. кафедры пр. Сергию

Предложение митрополичьей кафедры
преподобному Сергию.
Св. Киприан, Митяй


Достигнув глубокой старости и чувствуя себя изнемо-
гающим в силах, Святитель решил еще при жизни назна-
чить себе приемника. Он однажды позвал к себе
преподобного Сергия, игумена Радонежского, и, беседуя
с ним, взял свой крест с парамантом, украшенный золо-
том и бисером, и предложил его в дар святому Сергию.
Тот со смирением поклонился Святителю, говоря: «Про-
сти, Владыка святый! От юности я не был златоносцем, а
в старости тем более желаю пребывать в нищете». –
«Знаю, чадо, что ты это исполнил, говорил ему архиерей;
но теперь окажи послушание, и прими даруемое тебе
мною благословение». И надев на него крест своими ру-
ками, Святитель потом сказал ему: «Знаешь ли, препо-
добнейший, зачем я призвал тебя, и что хочу о тебе
устроить? Вот я управлял врученною мне Богом Русской
митрополией, сколько самому Богу было угодно; теперь
же вижу себя приближающимся к исходу, только не знаю
дня моей кончины, и желательно мне еще при жизни
найти человека, могущего после меня пасти стадо Хри-
стово; но обо всех недоумеваю: тебя только одного я из-
брал, как могущего достойно править слово истины. Знаю
наверно, что и все тебя желают и требуют. Сначала бу-
дешь произведен в сан епископский, а по моем престав-
лении займешь мое место». Услышав это, преподобный
63
Сергий отвечал: «Прости меня, Владыко святый! Выше
моей меры то, что ты мне предлагаешь. Кто я, грешный и
худший всех людей!
Прошу тебя, Владыко, если не хочешь отогнать от себя
моей худости, то не говори более об этом, ни мне, ни дру-
гим, потому что никто не может найти во мне согласия на
это».Святый Алексий, видя его непреклонность, не стал
более говорить ему об этом, опасаясь, чтобы преподоб-
64
Предложение митрополичьей кафедры преподобному Сергию
ный не удалился куда - либо в глубокую пустыню, и мир
не лишился бы такого светильника.
Утешив преподобного Сергия духовной беседой, отпу-
стил его с миром в свой монастырь.
В это время (в 1376 г.) прибыл из Константинополя ми-
трополит Киприан, родом Серб, муж ученый, весьма све-
дущий в Писании, а главное – духовный [27], которого
патриарх Филофей поставил на Русскую митрополию еще
при жизни святителя Алексия.
Причиной этого было настоятельное требование со сто-
роны Литовских и Галицких князей для своих областей
отдельного митрополита, с угрозою, в противном случае,
пригласить католическое духовенство. Патриарх, вынуж-
денно сделал им эту уступку, хотя на время, писал об этом
св. Алексию, предлагая на его рассуждение: как поступил
бы он сам на его месте? Впрочем, Киприан при жизни
Святителя Алексия должен был довольствоваться Литов-
скими областями, а по его смерти назначался митрополи-
том всей России. Мера эта, удовлетворяя настоянию
Литовских князей, в то же время ограждала Русскую Цер-
ковь от разделения, сохраняя ее единство. Не видно,
чтобы св. Алексий был против этой меры. Но Великий
князь Дмитрий Иоаннович остался не доволен назначе-
нием Киприана и не принял его, а послал сказать: «У нас
есть митрополит Алексий; а ты как дерзнул без нашего
согласия ставиться на место живого митрополита?» Ки-
приан вынужден был оставаться в Киеве до кончины св.
Алексия, а по кончине его, хотя и не сразу, сделался до-
стойным преемником его престола.
65
Великий князь, недовольный назначением Киприана,
хотел сам подготовить преемника престарелому Святи-
телю. В Коломне, его удельном городе, был священник,
по прозванию Митяй, видной наружности, человек начи-
танный, приятный в беседе и сведущий во внешних делах.
По всем этим наружным качествам, он очень нравился Ве-
ликому князю, который и взял его в Москву, назначил
своим печатником, а по принятии им, согласно желанию
князя, монашества с именемМихаила, определил его ар-
химандритом Спасского монастыря, что на Великокня-
жеском дворе, и избрал своим духовником.
Это было за два года до кончины Святителя. Этого - то
Митяя готовил Великий князь в преемника св. Алексию,
и просил его, как сам лично, так и через своих бояр, бла-
гословить Митяя после себя на престол. Но митрополит
отвечал, что Михаил еще новоначальный инок, и потому
может легко попасть в сети врага рода человеческого.
Не довольствуясь этим отказом, Дмитрий Иоаннович
продолжал ходатайствовать за своего любимца и прислал
двоюродного брата своего князя Владимира Андреевича с
прежней просьбой. Но святитель Алексий не преклонился
и на эту просьбу, а отвечал в духе пророческом: «Если
даст ему Бог и Пречистая Богородица и святой Вселен-
ский Собор, то пусть будет; а я не вправе благословить
его» [28].
66


Рецензии