Часть1. Житие Свт. Моск. Алексия. Детство. Вступле

РОССИЙСКИЕ ПЕРВОСВЯТИТЕЛИ


СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ АЛЕКСИЙ,
ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЕЦ, ПОМОЩНИК
В СКОРБЯХ И ПЕЧАЛЯХ.
Моли Бога о нас!


УДК 271.2-7 Алексий
ББК 86.372-3 Алексий
С 25

В книге использованы репринтные издания, частично переведенные
на современный русский язык, дополненные иллюстрациями.
Автор-составитель оставляет за собой право изменять,
по своему усмотрению, стиль и обороты речи.


Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец,
помощник в скорбях и печалях. Моли Бога о нас! /
[авт.-сост. Рыжкова Е.В.]. - М.: ПРИНЦИП, 2011. - 96 с. :ил.-
(Российские первосвятители)
I. Рыжкова, Евгения Викторовна, сост.

Издательство ООО “ПРИНЦИП”, 125009, Москва,
М. Гнездниковский пер, дом 12/27, стр. 4.
Тел.: 8-499-343-93-78
E-mail: ooo-printsip@yandex.ru

Формат 140х200. Бумага офсетная 65. Печать офсетная.
Гарнитура “Таймс”. Печатных страниц 96. Тираж 3000 экз. Заказ № 410
Подписано в печать 24. 02. 2011 г.,

ISBN 978-5-905037-02-3     © Е. В. Рыжкова
                © Оформление Издательство
                “ПРИНЦИП”, 2011



Празднование: преставление -12/25 февраля,
обретение мощей - 20 мая/2 июня,
служба общая Московским святителям - 5/18 октября


Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.




Рождение и детство святого Алексия

Российское Светило, Московская “похвала”, русского царства основание и крепкое утверждение, святитель Алексий, родился в Москве, во время княжения в ней Великого князя Даниила Александровича, сына Александра Невского, около 1292-1293 [1], от родителей благородных и благочестивых.
Отец его - знатный и именитый Черниговский боярин Феодор Акинфиевич Бяконт, со своей женой Марией, незадолго перед тем вынуждены были оставить свой отечественный город Чернигов, подвергшийся разорению от нашествия татар, и искать себе убежища в северо-вос-
точной части России, как более безопасной тогда от частых набегов вновь появившихся врагов.
Бедственное тогда было время на Руси: попущением Божьим за умножение беззакония и иссякновение взаимной братской любви, особенно в князьях, владеющих полновластно каждый своим уделом и часто ссорившихся между собой, и восстававших войной один против дру-
гого, - над предками нашими разразилась страшная гроза. Дикие кочевые орды монголов, выйдя из азиатских степей, вторглись в пределы нашего Отечества и пользуясь
несогласием и междоусобиями удельных князей, опустошили огнем и мечем некогда цветущие области и величественные города древней Руси; Киев, Переславль, Чернигов, славившиеся до того времени многолюдством и красотой зданий. Жизнь на юге Руси стала невозможной.
Киевский митрополит Максим вынужден был покинуть столицу Киев, эту колыбель христианства в России, и переселиться со всем своим клиром на северо-восток. За ним двинулись бояре и народ, избегая опасности от поселившихся там невдалеке диких наездников-татар.
В числе таких переселенцев был и родитель Алексиев, боярин Феодор Бяконт, который, прибыв в Москву, был очень благосклонно принят ее князем, Даниилом Александровичем, и даже сделан со временем правителем города. Когда же у этого боярина родился первый сын - тот
самый, о котором идет здесь речь,- то восприемным отцом новорожденного младенца от купели крещения был сын князя Московского, впоследствии Великий князь, Иван Данилович Калита. Таким образом, будущий Великий Святитель в самом своем духовном рождении уже, как бы
предназначался быть ВладыкойМосквы и всей Росси. Как древний предводитель Израильского народа Моисей вскоре после рождения был усыновлен царской дочерью, взявшей его из воды, так и этот будущий духовный предводитель духовного Израиля, от воды крещения взят в
сына княжеских сынов. Новорожденному младенцу при крещении наречено было имя Елевферий, - что значит “свободный”.
Кроме Елевферия, у боярина Бяконта были еще дети, сыновья и дочери, от которых ведут свои роды русские дворянские фамилии: Фофановы, Плещеевы.
Благочестивый боярин всех своих детей старался обучить грамоте, чтобы они могли изучать Божественное Писание и отсюда почерпать богопознание и необходимое назидание в благочестии.
Такому назначению грамотности в то время способствовал и способ обучения: учились единственно по священным книгам, так что само это обучение уже было началом приближения к Богу. Отрок Елевферий с самого раннего детства показал отличные способности и имел
большое прилежание к учению. Вскоре отрок научился грамоте и стал читать книги. Елевферию минуло двенадцать лет.
Обычным играм, свойственным этому возрасту, Елевферий мало предавался, да и эти его немногие детские забавы носили характер серьезности. Он любил заниматься ловлей птиц, для чего удалялся иногда за город, и там наедине в поле, раскинув сети, предавался со всем детским увлечением своей любимой охоте.


Призвание свыше

Однажды отрок Елевферий, занимаясь своей охотой, стерег в поле раскинутые им сети; долго ожидая добычи, он задремал, и в этой дремоте слышит голос, говорящий ему: «Алексий! Напрасно попусту трудишься ты в ловле птиц, тебе предстоит быть ловцом человеков». Он очнулся и, не видя никого, удивлялся услышанному голосу и недоумевал, что бы это значило? Особенно удивительным было для него наименование его новым именем.
В глубоком раздумье и недоумении возвратился Елевферий в дом, и никому не сказал ни слова о случившемся с ним. Но Божественное видение глубоко запало в юную душу, произвело в нем сильное впечатление и решительную перемену. Елевферий стал задумчив, сосредоточен,
детские игры совершенно оставил, старался теперь наиболее уединяться и проводить время в молитве и чтении Божественного Писания; стал также изнурять себя постом и воздержанием, часто размышляя о слышанном необыкновенном голосе. В момент видения Елевферия как бы
осенило тайное некоторое Божественное рачение, которое повлекло его к новому предназначению, как и Церковь, воспевает в своих песнопениях преподобным, говоря: «егда Божественное рачение найде на тя, преподобне, тогда мир и яже в мире оставил еси».
Родители Елевферия, видя происшедшую с ним перемену и непрестанное его умиление, недоумевали об этом и спрашивали слуг своих: «Отчего это с ним случилось?»
Но слуги не знали, что им отвечать, и говорили только, что отрок часто отлучается в места пустынные. Тогда родители обратились к своему отроку и спрашивали его:
зачем он все уединяется, и почему избегает всякой беседы, углубляясь только в одни книги?
- «Такой образ жизни, говорили они, приличествует только монахам, а не мирским людям; для чего изнуряешь себя голодом и жаждой, дорогое наше дитя? Если впадешь в болезнь, то немалую причинишь нам печаль. Скажи, кто научил тебя ненавидеть светлость ро-
дительского дома и огорчать нас уклонением от образа нашей жизни?»
Но отрок Елевферий, утешая их, отвечал: «Не печальтесь обо мне, любезнейшие мои родители, а наипаче радуйтесь благому преуспеянию, и предоставьте меня Богу; как Господу угодно, так, и да будет со мной».
И не только не переставал после этого чудный отрок держаться принятого им образа жизни, пребывая в посте и чуждаясь всяких увеселений; но еще ревностнее прилежал он молчанию, занимаясь чтением Божественных Писаний и утверждаясь в смиренномудрии, возносящем к
Богу.


Вступление в монастырь и жительство в нем

Достигнув пятнадцатилетнего возраста [2], Елевферий загорелся пламенным желанием послужить Богу в ангельском образе, и стал непрестанно размышлять: как бы ему, по слову Евангельскому, оставить всякое мирское пристрастие и найти «единого на потребу».
По слову Псалмопевца, одного просил он у Господа: «чтобы жить мне в доме Господнем все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню, и посещать храм святой Его» (Пс. 26,4). И не призрел Господь моление раба Своего, но дал ему по желанию сердца его: при помощи
Божьей, Елевферий вступил в Богоявленский монастырь, находящийся вМоскве, (который был основан в 1296 году Благочестивым Великим князем Даниилом Александровичем). Монастырь этот хотя и находился в центре города, и даже близко к самому торжищу, но юноша нашел в нем то - тихое и уединенное безмолвие, которого жаждала его душа. Здесь нашел он сподвижников старцев, мужей богомудрых, вполне удовлетворявших его стремлениям и лю-
бознательности. Сближение и общение с ними сделало для него излишними всякие внешние отношения, как сказал и некто из Отцов: «хоть среди торжища живи, лишь бы был старец, могущий руководить тобой». Это и нашел Елевферий в Богоявленском монастыре.
Жил тогда здесь знаменитый старец и богомудрый подвижник Геронтий, муж, исполненный великих добродетелей, образованный и сведущий в Св. Писании. Как опытный в жизни духовной, он был наставником и руководителем в иноческих подвигах монастырским насель-
никам. Ему-то и поручил себя юноша Елевферий, и под его опытным руководством стал проходить начало иноческой жизни, имея в старце своем и неложного руководителя в духовной жизни, и живой образец, показывавший самым делом то, чему учил словом. Такое опытное руко-
водство не могло не быть плодотворно, тем более что семя падало на добрую землю.
После нескольких лет испытания, юноша Елевферий, достигнув двадцатилетнего возраста, был пострижен в монашество, причем ему дано было имя Алексий, в честь отца Алексия Человека Божия - то самое, которым он был назван таинственным голосом в сонном видении еще в
детстве, при ловле птиц.
И вот теперь, бывший ловец пернатых, сам оперился, окрылател, как орел и, отложив, вместе с пострижением волос, всякое к земле влекущее мудрование, полетел в высоту, и не утрудился, возвышаясь от деятельной добродетели к боговидению, пока не достиг конца своих
духовных стремлений в преискреннем соединении с Богом. Что другое могло быть теперь его непрестанным занятием в келейном уединении, как не постоянная молитва, богомыслие, пост, коленопреклонения, умиление, слезы, плач, чтение и изучение Священного Писания, и
писаний Св. Отцов? Всем этим очищал он и просвещал своего внутреннего человека, взгревая в себе пламенную любовь к Богу. Рукоделием же для монахов того времени было по преимуществу переписывание книг, как служащих для чтения, так и, в особенности, богослужебных, о чем свидетельствует бесчисленное множество рукописей того времени сохранившихся во всех более древних монастырских библиотеках. Так называемой светской ли-
тературы тогда на Руси еще почти не было, и потому св. Алексий внимал одной только истинной премудрости, приглашающей через Приточника: Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему (Притч. 5. 1). Эта премудрость говорит нам устами Церкви,
устами Пророков, Апостолов и прочих Святых.
Более двадцати лет провел св. Алексий в Богоявленском монастыре простым монахом, трудясь в деле своего спасения под руководством своего старца и усердно проходя иноческую добродетель послушания. В церкви его обязанностью было петь в клиросе вместе с братией, впоследствии среди них был и Стефан, родной брат преподобного Сергия, подвизающегося уже в это время отшельником в Радонежской пустыне. Этот Стефан принял монашеское пострижение при гробе своих блаженных родителей в Хотькове, где было тогда два монастыря: мужской и женский, а потом по просьбе младшего брата своего Варфоломея, впоследствии Сергия, пожелавшего пустынножительствовать, удалился с ним вглубь Радонежских лесов. Здесь они своими руками устроили малую деревянную церковь и посвятили ее имени Живоначальной Троицы, что и послужило началом будущего монастыря, - ныне знаменитой Троице - Сергиевой Лавры. Но недолго пожил вместе с братом в пустыне Стефан. Не имея призвания собственно к пустынножительству, какое призвание составляет удел очень немногих избранников Божиих, Стефан оставил пустыню и пришел в Богоявленский монастырь, где и проводил жизнь строго монашескую. Здесь он вошел в близкое знакомство с Алексием, рядом с которым пел на клиросе. Алексий узнал от Стефана о преподобном Сергии, и впоследствии сделался искренним другом этого «друга Божия».
Богоявленский монастырь, по указанию некоторых, был ближе к центру города, где было местопребывание князя и митрополита.Митрополитом в то время был святитель Феогност, преемник святителя Петра. Он любил Богоявленский монастырь, как близкий к его дому,
а главное - за добродетельную жизнь его насельников, в особенности уважал он в нем вышеперчисленных трех подвижников: Геронтия, Алексия и Стефана. Святитель Феогност часто призывал их к себе, вел с ними духовные беседы и покровительствовал им. По совету Великого
князя Симеона Иоанновича (Гордого), он поставил Стефана игуменом Богоявленского монастыря, который, ввел в Богоявленской обители общежительный Устав. Игумен Стефан стал духовником сыновей Ивана Калиты - Великих князей Симеона Гордого и Ивана Красного, отца Дмитрия Донского. Примеру князей последовали многие из старейших бояр.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии