Психея имя прекрасного

1. У Апулея в «Золотом Осле», среди множества историй, есть замечательная история об Амуре и Психее. Прекрасная, смертная девушка превосходит красотой саму Венеру, так что «… многие из местных граждан и множество иноземцев»… считали что «..из нового семени светил небесных не море, но земля произвела на свет другую Венеру, одаренную цветом девственности»… [1] Само имя «Психея» переводится как «душа», «дуновение». Но нам интересно вот что – Психея и Венера враждуют между собой.  А более точно – смиренная и прекрасная Психея подвергается гонениям со стороны завистливой к ее успеху Венеры, жестокая богиня желает гибели Психеи, и наверняка сгубила бы несчастную, беременную от сына Венеры, женщину, если бы не «Deus ex machina» в лице подоспевшего Зевса.


2. Итак, перед нами любящее и бескорыстное начало, воплощенное в Психее и завистливое – в котором вся суть Венеры. Богиня жаждет поклонения людей, покорности, то есть полной принадлежности ей сына Амура, она становится груба, будто рыночная торговка, когда таскает за волосы, колотит и честит последними словами невестку. Разумеется, Венеру прекрасной не назовешь.


3. По названному признаку Умберто Эко проводит границу между прекрасным и хорошим.[2] Хорошее то, чем хотят обладать, прекрасное то, что заставляет забыть обо всем, и ты, будучи завороженным, испытываешь наслаждение. Для Венеры успех Психеи (а не сама Психея) хорош, потому что она сама хотела бы иметь его, такой успех, но ярость Венеры происходит оттого, что Психея заставляет людей видеть только ее, восторгаться только ею, Психеей, причем без малейшего насилия. Психея прекрасна – в этом ее суть.


4. Мы могли бы назвать прекрасным стихотворение, подобное Психее. Читатель от него глаз не должен отрывать, на время чтения – для него пропадает весь мир… И остается читателю «зависнуть» в тексте и забыть чуть ли не себя самого. Само же стихотворение помнить до конца дней своих. Прекрасное, как понятие философии – предмет эстетики. А прекрасное, с точки зрения анализа, и, насколько возможно, технологии написания стихотворений, может быть предметом «Психоделики».


5. Я много раз говорил о том, что мне мешает название «психоделика» - пусть оно и привлекает ряд людей. Но оно же несет в себе и нечто мне чуждое, путь даже литературная психоделика-pi и отделила себя от наркотиков самым решительным образом. Я называю направление, которое проводит анализ «прекрасных стихотворений», а также вырабатывает подходящие поэтические инструменты именем «Пси», по начальной букве имени «Психея». Психея в переводе – душа, дыхание. И могу сказать – это предмет несколько отличный от психоделики, в чем-то более узкий, в другом – более широкий. Но оба они одного корня.


6. И в том, и другом случае я считаю целесообразным наличие в именовании числа - pi. Это одна из самых замечательных констант, мера «превращения кривого в прямое». Если же говорить о других свойствах этого числа, то во всем своем значении они показаны в трудах моего многолетнего соавтора В.Г. Лейбовича, в его блестящих работах по нумерологии Библии [3]. Но, продолжу.


7. В исследованиях по психоделике часто говорится о «расширении сознания», «новом сознании» и так далее. Я уже не раз говорил на ту тему, в дополнение, что речь идет об открытии нового, более широкого и просторного мира. [4] Сначала такой мир строится в музосфере  (на основании прошлого культуры и существующей реальности), а затем «силовые поля измененной культуры» приводят в действие «механизмы земного будущего». Оно приходит, и очередной цикл движения повторяется.


8. При таком движении, в действие приводится некоторая существенная часть накопленного «творческого слоя», как искусства, так и науки. Автор выступает здесь как творец, с разного вида умениями. Мы можем говорить, в связи с этим, о событии в жизни одного человека, нации, мира. И, соответственно, о личном, национальном и общего значения ренессансе. Очень существенно – каков «объем культуры преобразованный алхимией» в мастерской того или иного творца.


9. Отдельный, и вовсе не самый выдающийся человек, способен пережить чувства близкие к тем, которые испытывали Данте, Рабле, Микеланджело, Леонардо… Например, читая античного поэта Анакреонта, он может найти строки: «Бросил шар свой пурпуровый. /Златовласый Эрот в меня./ И зовет позабавиться. /С девой пестрообутой». И замена стрелы на шар станет открытием, «личным ренессансом» кого-то из читателей. А, возможно, им станет доказательство теоремы Пифагора, проведенное особенно красивым способом.


10. Можно сказать так – для того, чтобы текст стал фактом Возрождения, он должен стать фактом нового сознания читателя, а для того, чтобы это произошло, текст должен стать «новым Солнцем над новой Землей», должен предстать «прекрасными словами творения», «завораживающим голосом очередных дорог».


11. В итоге можно говорить о крайней близости психоделики [5]и psi-pi, обе "стороны пси" связаны с инструментарием создания прекрасного, но последняя имеет основной задачей исследование текстов и других явлений культуры с точки зрения создания автором своего культурного пространства.  И делает опорой не столько анализ отдельных произведений, сколько «культурные миры авторов» с интуитивным или сознательным их взаимодействием, причем с точки зрения практики, создания  практически-применимого инструментария. 


12. Мандельштам в статье «Слово и культура» дает ряд образов и мыслей, которые невозможно здесь не привести.. У него находим: «Поэзия — плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени, его чернозем, оказываются сверху. Но бывают такие эпохи, когда человечество, не довольствуясь сегодняшним днем, тоскуя, как пахарь, жаждет целины времен» [6]. Здесь, собственно, у поэта даны  два образа – двух пространств, которые становятся «плодородной землей Возрождения». Это «земля всей культуры в пространстве-времени» и «земля  целины времен», то есть областей новых культурных завоеваний.


13. И читателя мы можем назвать такой «целиной». Ибо культура всегда стремится к экспансии – в пространстве и времени. Две амфоры полны мерцающего света, и оба сосуда приносит Психея творцу, чтобы поддержать его силы – с нектаром славы среди всех живущих и нектаром бессмертия. Культура стремится к экспансии, потому что стремится изгнать с лица земли и лица времен тьму.


14. А для этого нет иного пути, кроме «Империи слова», поэтического придания речи звучаний многих культур, насыщения ее множеством образов и аллюзий, синтез в новую культуру.


15. В той же статье Мандельштама есть слова известные и совершенно замечательные: «Разве вещь хозяин слова? Слово — Психея. Живое слово не обозначает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело. И вокруг вещи слово блуждает свободно, как душа вокруг брошенного, но незабытого тела». Я полагаю, что эти слова стоят целых библиотек окололитературной говорильни, и, несмотря на широкую известность, требуют внимательного и восторженного прочтения.


16. Мы однозначно можем вывести из сказанного о слове-Психее первенство в тексте идеи, то есть следование Платону. У Апулея, платоника, мы имеем возможность прочитать о странствиях души в образе смертной, прекрасной девушки. Она принята всюду и нигде не находит себе места, пока ей не даровано бессмертия. «Я всюду принят, изгнан отовсюду». О Психее говорят – «душа», «дыхание». Но Психея – всегда жертва несправедливости, гонимая.


17.  Когда мы с соавтором, под общим именем Лейбгор, писали роман «Венецианец», то именно образ гонимого властью и людьми творца стал центральным образом книги. [7] Непонимание, неблагодарность  – удел всякого, кто творит новое, даже если он получил от общества «свой лавровый венок». Но творчества нельзя остановить, потому что это видовое свойство человека, то, что дано Всесильным – человек его подобие. Творец создал творца. И вот поэт «выдыхает стихи», и надеется на вечность созданного им мира.


18. Но текст не может жить долго, оставаться востребованным у многих поколений, если он не «прорастает во временах». Можно сказать – то, что ищут в произведениях люди, имеет в основе только два положения: узнавание известного и удивление неожиданным. И мы можем метафорически назвать первое телом, а второе – душой.


19. Так возникает «живое существо» - текст, или картина, или музыка. Если речь о слове, то в поэзии существует постоянное стремление сделать его все более общим, идущим по пути категории философии, все более абстрагированным от «слова словаря», хотя и последнее – уже абстракция.


20. Приведу пример. Слово «река» - обобщение рек, с такими-то или такими-то берегами, запахом воды, скоростью течения и прочее, но в поэзии ему придан особенный смысл, поэтический, и это слово «время». Мы имеем право сказать о «поэтических синонимах» ровно так же, как в одной из статей я говорил о «литературном подобии сюжетов». [8] Иногда такая синонимичность видна явно – в водяных часах клепсидре, в струйке песчинок песочных часов. Иногда слегка завуалировано – скажем, вода струится из наклоненного сосуда, часто в сходных выражениях – «струится кровь», «жизнь вытекает по капле». То есть «река» становится «рекой в артериях и венах», особенной, замкнутой, кольцевой, таков и Океан греков… примеров здесь легион.


21. Я попытаюсь об этих, крайне полезных практически вещах,  написать в следующих статьях… Здесь же замечу только – слово пополняется «другими именами» так, как это происходило с богами Древнего Египта. Многократно отмечено – имена этих богов присоединяются к первоначальному, и не механически, а создавая «новое единое целое».  И со «словами поэзии» происходит подобное. Скажем, появление механических часов с зубчатой передачей, может присоединить образ водяной мельницы к слову «река».


22. Как пополняются именами боги, так и поэтическое слово, и так же культурные миры авторов…


23. На этом я пока что завершаю.  Мною был выбран весьма сжатый стиль, во многом – тезисы для будущих работ. За окном март 2012, пока еще холодный, но скоро весна. Не знаю – возможно, мои записи кому-то пригодятся. Возможно, хотя и проблематично, что понадобятся стихи. Искусство разобщено на княжества и только совсем уж простые вещи могут понимать «жители различных поселений». Да и поэзия разобщена не меньше, а, значит, новому особенно «достанется на орехи»…


24. Как точны слова Мандельштама, не раз мною упомянутого «… потребности деклассированной в языковом отношении среды должна удовлетворять текущая русская поэзия. Слово, рожденное в глубочайших недрах речевого сознания, обслуживает глухонемых и косноязычных – кретинов и дегенератов слова… Читателя нужно поставить на место, а вместе с ним и вскормленного им критика. Критики, как произвольного истолкования поэзии, не должно существовать, она должна уступить объективному научному исследованию, науке о поэзии» [8]… Я бы добавил – не только исследованию, еще и созданию поэтического инструментария, методам полезным на практике.
____________________________
1.Апулей «Метаморфозы или Золотой осел», on-line
http://lib.ru/POEEAST/APULEJ/apulei.txt

2.Умберто Эко «История красоты»

3.Лейбович Владимир «Формулы Торы», М., 2002 г.

4.Михаил Горевич «Постмодерн и психоделика-пи»
http://www.stihi.ru/2011/01/19/3476

5.Черный Георг « «Введение в теорию психоделики», журнал «Сетевая Словесность»,
http://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html

6,8 О.Э. Мандельштам, «Собрание сочинений», т.2, М., Терра, 1991 г.

7.Лейбгор (Михаил Горевич , Владимир Лейбович) роман «Венецианец»
 http://venetian.612formulas.com/index.html


Рецензии
Замечательная проза, настоящее эссе!

Ольга Мантурова   06.04.2013 21:42     Заявить о нарушении
А Вы сюжетную прозу не пишете ли?

Ольга Мантурова   06.04.2013 21:42   Заявить о нарушении
Да, в точку. Это и есть мое основное занятие - романистика. В соавторстве 2 романа "Венецианец" и "Праздники Каина". Второй давно издан, а первый в 2012 году, эта книга потребовала 28 лет работы. Издан, более чем ограничено, авторами. Ранее были ссылки на роман в электронном виде, но сейчас сняты. Главы отдельные можно почитать в журналах (общий псевдоним Лейбгор):

http://magazines.russ.ru/kreschatik/2011/3/go5.html
http://mag.russ.ru/din/2011/6/le24.html

и других...

Эссе: http://www.stihi.ru/2012/12/25/268

Несколько небольших рассказов и текстов на странице Михаил Микаэль
http://www.stihi.ru/avtor/mikael2 в рубрике "Малая проза".

Всего доброго!))

Михаил Микаэль   08.04.2013 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.