18. Наташе - 3 года. Любовь к чтению

В три года Наташка уже читала. Я интересовалась разными методиками по воспитанию детей и как-то наткнулась на обсуждение феномена методики семьи Никитиных (в семидесятые годы их знала вся страна). Они учили читать детей не буквами, а слогами, но подробно об этом ничего не говорилось. Я нарисовала на карточках слоги, где зеленым цветом обозначила все гласные буквы, а красным - согласные. Наташка крутилась рядом и принимала самое живое участие.
- Почему эти буковки зеленые?
- Потому что их можно петь, слушай: ааааа--ооооо---уууу!
Наташка старается, усердно подпевает.
- А эти почему красные?
- Эти не поются, их можно только пыхтеть, смотри: пппппп! бббб! ккккк!-
Дочь смеется и покряхтывает.
- А зачем ты все это рисуешь?
- А тебе интересно, что будет, когда поющие и кряхтящие повстречаются?
- Ага! И что будет?
- Ну, например, пусть встретятся вот эти две. Одна поет: АААААА! А вторая подходит и кряхтит:ххххх!  И что получилось из этого знакомства?
- "Ах!"- догадывается дочь, - Ура! Ах! Ах! Ах!
Я продолжаю: "Но это, если к поющей "А" подошла кряхтящая "Х", а если наоборот, к кряхтящей подойдет поющая?
Наташкино лицо после минутной задумчивости озаряет радостная улыбка:
- "Ха!" "Ха!" Вот, что получится! Ой, я не могу! Ха-ха-ха! - распевает она и смеется.
- Малыш, давай тогда запишем два твоих первых слова на карточки?
- Держи, вот тебе твое... (нарочно медлю я)...
- "Ах"! - радостно кричит Наташка.
- А вот тебе твое...
- "Ха!" - смеется она. Нарисуй мне - "ХА-ХА-ХА", пожалуйста!
- Ты и сама сможешь, вот тебе карточки, а вот восковые мелки.
- Ура! - быстро рисует кособокие слоги и складывает их вместе. Бежит хвастаться на кухню к бабушке Любе. Прибегает оттуда с просьбой:
- Мамочка, давай бабулю порадуем, как она будет написана?
- Ну, одну-то букву ты уже знаешь.
...Озадаченно смотрит на меня, догадывается и поет:"АААААААААА!"
- А вторая вот так бурчит: "Б-б-б-б!"
Интерес к познанию подталкивает дочь на новые эксперименты:
- Сейчас я им встречу устрою...
Дальше мое участие было уже минимальным: я давала ей стопку карточек и восковые мелки, а сама могла заниматься чем  угодно, т.к. процесс обучения захватил ее целиком, ей хотелось знать как можно больше, она только справлялась у меня насчет очередного звучания буквы и тут же превращала "встречу" в слог, а затем в слово. В течение месяца, она знала уже все буквы и слоги, некоторые трудности сначала вызывали твердый и мягкий знаки, но когда мы решили, что один из них - добрый и все смягчает, а другой - строгий - и все утверждает, она научилась и с ними "знакомить" другие буквы, хотя не обошлось без конфуза, когда она спрашивала: " Мамочка, у меня встретились "А" и твердый знак. "А" здоровается, поет, а твердый знак  молчит..он, что - невоспитанный?
...Курьезный случай настиг нас через две недели после первого знакомства Наташки с буквами. На Святках к нам приехали друзья нашего христианского подполья (дело было в 1977 г., когда мы читали и обсуждали Священное Писание небольшими группами по домам, а встречались в  храме Николы в Кузнецах, где настоятелем тогда был  отец Всеволод Шпиллер), так вот, празднуя Рождество, которое тогда не только не было официальным государственным праздником, но и приходилось иногда и на будние дни (поэтому мы заранее придумывали причины для того чтобы не появиться на работе, а быть на службе)...в рождественские Святки мы собирались шумной компанией, у нас была какая-нибудь бутылочка красного сухого вина или Шампанского, или игристого "Салюта", как в  тот день, о котором я пишу. Дети не должны были  знать о том, что на столе вино,, чтобы не было соблазна. И, хотя некоторые из них присутствовали на подпольных "агапах", никому из них и в голову не приходило, что чаша, которую передают по кругу с молитвой - это вино с водой.
     Наташке не терпелось похвастать своими успехами, она стала рассказывать о "встречах" букв и утверждать, что она уже может читать. Все ее внимательно слушали и снисходительно улыбались. Она почувствовала, что ей не очень-то верят и в подтверждение своих слов стала водить пальчиком по наклейке бутылки,  только что поставленной на стол:
- СА-ЛЮТ! Ви-но  бе-ло-е ши-пу-че-е! - и дальше в гробовом молчании - Вы что, вино пьете?!...
Врать в такой ситуации было нельзя и как-то ей объяснили, что "вино веселит сердце человека", но...взрослого человека, а для детей оно вредно и т.п., словом выкрутились на тот момент.
    После своего рождественского триумфа Наташка стала читать везде и всюду: вывески на улицах, объявления, надписи в транспорте - все было ей интересно.
Через полгода после ее "знакомства" со слогами, мы отправились на дачу в подмосковное Расторгуево. На лавке напротив нас сидел молодой, но абсолютно лысый, не бритый, а именно лысый человек... когда в мелькающие окна попадали солнечные лучи, отражаясь от его головы, они бликовали на потолке вагона. Конечно, это было соблазном для любознательного ребенка, я видела, что она близка к тому, чтобы спросить об этом своим звонким голосом на весь вагон, поэтому заранее отвлекла ее, дав ей книжку, шепотом объяснив, что так смотреть на людей неприлично а уж задавать вопросы по поводу того, как человек выглядит - тем более. Но запретный плод манит...
- Мам, я знаю, что неприлично, но если я сейчас не спрошу, меня просто разорвет, - скороговоркой выпалила Наташка, - мамочка, я буду тихо (громким шепотом кричала она) - почему дядя такой голый? почему он с головой голый? - поправилась она под хохот тех, кто ее услышал...
Молодой человек оторвался от книги и решил ей отомстить: "А вот ты девочка, держишь книгу, а читать-то и не умеешь!" - он был заранее в этом уверен, видя перед собой трехлетнего ребенка.
- А вот и умею! Умею! Правда, мам, умею?" - возмутилась Наташка. Я кивнула.
- Это же твоя мама, она, что хочешь подтвердит! - не сдавался лысый.
- Моя мама не врет! Она честная православная христианка! - выкладывала Наташка на весь вагон. Наступила гробовая тишина.
- Ну раз твоя мама не врет, прочти что-нибудь вот отсюда, - протянул он ей переплетенную рукопись, вероятно, своей диссертации, открыв ее на странице с жуткими формулами, где изредка встречались слова, но это были  сплошь химические названия... Я заранее приготовилась к позору и стала молиться, чтобы ребенок не разочаровался в людях.

 - Вод - ный  рас…раст…раст - вор   фор - мал-...ага. тут мягкий знак...  -  маль – де – ги - да   вы – зы – ва - ет де - на - ту – ра – ци – ю   бел- ков! – победно завершила Наташка под всеобщие аплодисменты.  (Сидящая рядом старушка испуганно перекрестилась потихоньку).
Наташка чувствовала свою победу. Особенно, когда лысый промямлил: «Надо же предупреждать было, что… такой ребенок…» , чем вызвал очередной взрыв смеха.
-  Мааам, а про что я прочитала? Я ничего не поняла. Я же хорошо прочитала? – спросила Наташка, когда мы вышли на платформу в Расторгуево.
- Малыш, я и сама не поняла, про что ты так замечательно прочитала. Это – химия, есть такая наука ("А с химией у мамы в школе не было взаимной любви," - подумала я про себя)…
После этого случая пришлось объяснять дочке, что бывают слова, значения которых мы поймем, когда изучим определенные науки, но это еще не скоро, это в школе.
… Вспоминается и еще один трагикомический случай. Когда Наташка перечитала все свои детские книжки, моя мама – ее бабушка Люба, записала ее в детскую библиотеку. Теперь она уже терзала бабулю – два раза в неделю они непременно ходили в библиотеку, где она обнаружила по своей любознательности, что книги не только дают читать на дом, но также читают и в читальном зале. Она тут же заинтересовалась, какие книги нельзя взять на дом…и ей открылся удивительный мир больших красивых альбомов и книг. Однажды, она с увлечением читала книгу В.Катаева «Цветик-семицветик», вернувшись из детской библиотеки…моя мама в это время готовила для внучки так любимый ею борщ.  Что-то вдруг насторожило бабушку… а это Наташка замолчала (перед этим она громко по слогам нараспев читала).  «Надо бы проверить, что с ребенком», - забеспокоилась моя мама, т.к. Наташка страдала астмой… Бабушка открыла дверь в комнату, услышав взволнованный детский шепот:
- Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. Вели, чтобы у бабушки больше не болело сердце! – обрывала последний лепесток Наташка с необыкновенно  голубой махровой фиалки, которой так гордилась бабушка Люба…

На фотографии: Москва, 1975 г. -  моя мама - Любовь Семеновна Калитина и моя старшая дочь Наташа Каховская.


 


Рецензии
Ириша, познакомилась с Вашей старшенькой. Написано безумно интересно. И посмеялась, и удивлялась, и восхищалась! А сейчас Наташа работает (или, наверно, правильно будет сказать)служит регентом?
А ещё залюбовалась фотографией Вашей мамы! Красивая женщина с очень проницательным взглядом! Невольно притягивает к себе внимание!
Спасибо. Очень интересно пишете, хотя я об этом Вам уже говорила неоднократно! Прочитала с удовольствием.

Лидия Клочкова Заруцкая   23.04.2012 02:03     Заявить о нарушении
Наташка - и регент, и певчая в нескольких храма Москвы - надо детей кормить, а еще она учится в Богословском. Наверстывает то, что потеряла, когда родились близнецы 18 лет тому назад, ей пришлось оставить учебу в Лавре (она там училась в регентском классе).
Мама моя, была удивительной женщиной. На этой фотографии у нее как раз не свойственный ей проницательный взгляд, а в жизни она была добрейшим и безотказным человеком. В следующем году будет тридцать лет, как ее нет с нами. Спасибо вам за добрые слова, мне приятно, что эти бесхитростные повествования находят путь к сердцу такого читателя, как вы, Лидочка.:)

Ирина Каховская Калитина   23.04.2012 02:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.