А. М. Жемчужников. Грачи

А. М. Жемчужников. Грачи

 Анализ стихотворения Алексея Михайловича Жемчужникова " Грачи".
 В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.

 В программу по литературе для школьников 5-х классов включено для чтения и изучения стихотворение русского поэта-лирика 19-го века Алексея Михайловича Жемчужникова " Грачи".
 Предлагаю свой анализ этого произведения.

 1.
 Немного о писателе.

 Алексей Михайлович Жемчужников ( 1821-1908 ), русский лирический поэт, родился в дворянской семье. Закончил гимназию и Училище правоведения. Служил в Сенате.
 В 1863—1884 г.г. Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).
 Печатался Жемчужников с 1850 г. в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью был созданный совместно с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Толстым литературный псевдоним Козьмы Пруткова.

 В 1859—1869 г.г. Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884 г., начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 г., однако уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900 г., к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.


 2.
 Алексей Жемчужников
 Лесок при усадьбе (1896)

 Грачи
 
    Лесок дремал. Приход ничей
    Его покуда не тревожил.
    Но я пришел, и сонм грачей
    Взлетел, крича, и весь он ожил.
   
    Они, к полудню прилетев
    С прогулок утренних по нивам,
    Качались на верхах дерев
    В расположении сонливом.
   
    Я помешал; я их спугнул.
    Над рощей долго в шумной свалке
    Стоял грачей басистый гул,
    И звонко вторили им галки.
   
    Иным грачей несносен крик;
    А я его люблю, напротив.
    Я с детских лет к грачам привык,
    Себя их слушать приохотив.
   
    Друзья родной земли моей,
    Они, как я, здесь летом - дома.
    Непостижима без грачей
    Страна дубов и чернозема.

 3.
 Стихотворение Алексея Михайловича Жемчужникова " Грачи" является вторым из четырёх стихов под разными названиям, объединёнными заголовком " Лесок при усадьбе" и созданном в 1896-ом году.
 Оно состоит из пяти строф по четыре строки каждая. Таким образом в стихе двадцать строк.
 Автор использует перекрёстную рифму: "ничей-грачей, тревожил-ожил" и др., при которой первая строка стиха рифмуется с третьей, а вторая - с четвёртой.
 Размер - четырёхстопный ямб - энергический двусложный размер с ударным вторым слогом. Ямб был самым излюбленным в русской поэзии 19-го века размером.

 Особенности русской весны отражены автором с помощью разнообразных художественных тропов.
 Метафорами ( от греч. - перенос ) являются следующие словосочетания и выражения:
 "Лесок дремал"," и весь он ожил", "сонм грачей", "качались... в расположении сонливом",
 " в шумной свалке стоял грачей басистый гул".

 Эпитеты ( художественные определения ) использованы в словосочетаниях:" с прогулок утренних"," в расположении сонливом", " в шумной свалке", "басистый гул"," родной земли". В первых двух примерах применена инверсия ( обратный порядок слов), то есть имена прилагательные стоят после имён существительных, а не перед ними, как это выглядит при прямом порядке слов.

 Для усиления эмоционального и смыслового значения стиха автор применяет приём переноса мысли в следующую поэтическую строку, что можно проследить на примере каждого катрена.

 Повествование в стихе ведётся от первого лица: " я пришёл", "я помешал; я их спугнул", и в двух последних катренах это так же очевидно:

    Иным грачей несносен крик;
    А я его люблю, напротив.
    Я с детских лет к грачам привык,
    Себя их слушать приохотив.
   
    Друзья родной земли моей,
    Они, как я, здесь летом - дома.
    Непостижима без грачей
    Страна дубов и чернозема.

 Кроме, барина, помещика, казалось бы, в пространстве стиха больше нет людей; из живых существ присутствуют только птицы - грачи и галки. Но строка " Иным грачей несносен крик" указывает на лиц, не разделяющих любви автора к птицам, " приносящим на крыльях весну". Автор противопоставляет себя обывателям, равнодушным к своей родине, - таким образом в текст входит антитеза.

 К слову "грачи" автор подбирает развёрнутое сравнение, без использования сравнительных союзов: "Друзья родной земли моей". Одновременно эти понятия в контексте стиха - синонимичны, а к местоимению " они", стоящему перед ним, относятся как обособленное определение, выраженное существительным " друзья" с зависимыми от него словами.

 Все отмеченные тропы призваны в идейном плане прославить образ русской земли. Земля показана и как " утренние нивы", и как страна "дубов и чернозёма" - страна убаюкивающих душу лесов и плодородной почвы, земля - родной дом: "Они, как я, здесь летом - дома".

 Рядом с настоящим в жизни лирического героя, взрослого человека, присутствует и его прошлое, его детство:

    Я с детских лет к грачам привык,
    Себя их слушать приохотив.

 Таким образом в стихотворении отражены и два жизненных пласта ( детство и зрелые годы героя ) и как бы два портрета одного и того же человека в начале своей жизни и в старости, ведь " Грачи" были написаны 75-летним поэтом.

 Мальчик привыкал к грачам, "себя их слушать приохотив", то есть он постепенно учился понимать их "язык", образ жизни и поведения, возбуждая в самом себе желание познания.
 Поэтому основным мотивом стихотворения является любовь к родине, обогащённая образами воспоминаний, зародившаяся в общении с родной природой, развивающаяся и усиливающаяся с годами.

 Зная, что поэт подолгу живал заграницей, вдали от России, замечаешь в стихотворении скрытое сравнение судьбы автора с судьбой перелётных птиц, весной спешащих на родину. В этом способе жизни Жемчужников видит себя, так как и он не может прожить без родных мест и, возвращаясь в "страну дубов и чернозёма", словно бы оживает и вновь обретает способность к творчеству.

 Любовь к родным местам, общение с природой помогали поэту "постигать"(а " постижение" - это высшая ступень понимания) свою родину на протяжение всей его жизни, прорастать корнями в её почву. И грачи способствовали ему в этом, ведь:

    Непостижима без грачей
    Страна дубов и чернозема.

 4.
 Объяснение непонятных учащимся слов.

 СОНМ - м. устар. Толпа, собрание, множество. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

 НИВА — это земля, на которой растут пшеница, рожь и другие злаки, а не пустое пространство. Нива — большое поле, возделанное и засеянное человеком.

 НЕСНОСНЫЙ (Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова) несносная, несносное; несносен, несносна, несносно. Такой, что нельзя или нехватает сил вытерпеть, вынести.


 5.
 Поскольку именно грачи оказались опоэтизированы Жемчужниковым ( надо сказать, что благодаря такому выбору это стихотворение заняло особое место в русской поэзии 19-го века ), то приведём небольшую справку об этой птице:

 "Описание Бутурлина.
 В средней полосе грач — вестник весны. Он — первая из перелетных птиц, которая после долгой зимы прилетает к нам с юга. Когда говорят: “Грачи прилетели”, это значит, что весна вступила в свои права. В среднюю полосу России грачи прилетают в начале марта, когда появятся первые проталины.
 Грачи гнездятся большими колониями. Для постройки они выбирают березовую рощу, липовый сад или старые ветлы на берегу пруда за деревенской околицей. Грачу нужны небольшие светлые перелески, окруженные пахотными полями, лугами и огородами, — вот те места, где он находит себе необходимую пищу, где выкармливает своих птенцов и обучает их искусству жить."

 6.
 Русскому обществу была хорошо знакома картина А.К.Саврасова " Грачи прилетели" (1871), написанная художником за 25 лет до стихотворения " Грачи" Жемчужникова. Несомненно, что автор стихотворения вдохновлялся и этим живописным полотном.


 02.03.12

 Иллюстрация
 Алексей Кондратьевич Саврасов
 Грачи прилетели, 1871

 Холст, масло. 62;48,5 см
 Государственная Третьяковская галерея, Москва


Рецензии
ДАВИД САМОЙЛОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

Стояли они у картины:
Саврасов. «Грачи прилетели».
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
— Саврасов. «Грачи прилетели» —
Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она — из не больно красивых
И личного счастья не ждущих.

Её проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос, и поздно.

Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чаю.
— У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю...

Два дня она драила, тёрла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.

Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить —
«Грачи прилетели». Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.

Семь, восемь. И девять. И десять.
Поглядывала из-за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.

Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: «Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен!..»

«Наверно, забыл. Или занят.
Известное дело — мужчина...»
А всё же «Грачи прилетели» —
Хорошая очень картина.

20 мая 1986

Кира Костецкая   09.04.2021 09:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.