Первоцвет

Сегодня, в первый день весны, в день памяти священно мученика Ермогена (1612), мы наконец-то пришли к теме набожности и дадим себе возможность войти в ее пресветлый дом и усесться за стол, накрытый скатертью-самобранкой из сундука под названием «Послание апостолов». И угощает нас яствами апостол Иаков. Но прежде чем приступить к трапезе, мы омоем руки свои и отряхнем прах с подошв своей обуви и поговорим о нас с вами. Почему те, кто соблюдает традиции, постится и молится, не совершает преступлений, не обладает благодатью Святого Духа, не обладает и сотой долей той силы, коей обладал Христос? Ответ на этот простой вопрос дали давно и Господь и апостолы и Александр Мень, но и по сей день, это не стало главным правилом спасения, которое кратко звучит так «Вера без дел мертва». И обращаясь к событиям опять-таки сегодняшнего дня, я хочу вспомнить о предыдущей статье, и на примере поведения наших первых лиц, так сказать лидеров, претендующих на роль пастуха овец, показать суть набожности в истинном понимании этого слова. И опять и снова мне приходится напоминать о том, что главная заповедь в совокупности двух звучит так: «Я твой Бог и возлюби ближнего своего как самого себя», в ней основной закон. И если вы любви в себе не имеете даже к червяку ничтожному, то ваша вера ценности не представляет и рушится как песочный домик при первом же вторжении гостя. И казалась бы почему я, фанатично преданная Христу, поддерживаю не социал-демократов или прочую оппозицию, считающую себя православными, а человека, который отрыто заявляет о своем атеизме и даже гордится этим? А потому что он в моем представлении еще молодое деревце, ибо непосвященый для Бога более приятен, чем малодушный - чем тот, кто маловерен, потому что Господь судит о нас не по словам, а по делам. И в этом отношении предложенный мной кандидат, конечно, на порядок выше всех своих оппонентов, что видно и по поведению (выдержанность, доброта, уважение, степенность, искренность, открытость, смелость) и делами (благотворительный фонд, создание рабочих мест, инноваций, активное участие в жизни страны). И когда говорят о том, что он молодой политик, мне хочется сказать о том, что молодое имеет возможность вырасти, и потому это беды не представляет, а старое и горбатое, как дерево, выросшее криво, уже исправлению не подлежит. И вот что по этому поводу говорится в Писании.

Блюдо первое (салат)
 3 испытание вашей веры производит терпение
6 сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих
 9 Да хвалится брат униженный высотою своею
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше
19 всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
 20 ибо гнев человека не творит правды Божией
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Итак, что из съеденного мы должны усвоить? Тот, кто не сдержан на язык, не терпелив, гневлив, агрессивен и призывает нас к войне, не может считать себя праведником. Тот, кто разделен в себе как двуликий валет и чтит Бога только устами, а сердцем стоит далеко от Него, не может относить себя к сынам Божиим. Тот, кто не помогает близким, особенно беспомощным, которыми являются сироты и вдовы, имея  возможность, не может относить себя к благочестивым, таковые есть приспешники дьявола.

Блюдо второе (борщ)
1 имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
9 если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

И усвоив выше сказанное, мы понимаем, что пустые слова о благочестии, о совести и чести стоят не дорого, а только делами, направленными на созидание, мы возводим на небесах себе основательное здание, которое не разрушат ни ураганы, ни лавины. И тот, кто их построил, обладает силой львиной. И только он достоин считать себя львом – царем зверей.

Блюдо третье (жаркое)
2 Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

По плодам их узнаете, кто перед вами. И поскольку не может быть целостным тот, кто разделен в себе, потому и мы не можем доверять тем, кто исторгает проклятия, кто лжет и гневается, хвалится и лицемерит, на свой аршин других мерит. Такой человек не в Бога, а черта верит. И нет ему доверия. Единожды совравшему, нет веры. Так что же говорить о тех, кто врет нам беспрестанно, обещая неба манну, кто призывает к вражде? Не, это лидеры не те. И сила правды в правоте.

Блюдо четвертое (десерт)
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
6 Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», --
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Только тот, кто во всем подчиняется Высшей воле, всегда жизнью доволен. А высшая воля и есть служение совести, изгнание из своих мыслей черноты злобы, зависти, похоти, алчности, чревоугодия – тех паразитов, что вызывают у нас раздражение и картинки благолепия мира искажения. Когда изменяемся сами, изменяется и взгляд на мир, ибо «Царствие Божие внутрь нас». И если не откроем и не разработаем это богатство в себе, то не найдем благодати нигде. А если станем счастливы сами, то наполненная чаша потребует освобождения, и тогда мы будем в режиме нахождения тех, кому нужны эти дары, но не Медной горы, а Фаворской. Ибо ее свет бережет от бед и каждого в отдельности и мир в целом.

Блюдо пятое (фрукты)

1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов»*.
Соборное послание святого апостола Иакова

Тот, кто собирает богатства на земле, теряет свое благосостояние на небе. Ибо невозможно служить двум господам. И если человек думает о наживе, то там и мысли его будут, значит, там и сердце. А когда он довольствуется малым и живет не для того, чтобы есть, а ест только для того, чтобы жить, то он будет Богу служить, отдавая свои знания и умения делу, помогая близким и преображая этот мир. А спасая близких от заблуждений и словом и делом, он выходит на новые уровни игры под названием «Жизнь» и обретает те самые умения, о которых я говорила вначале. И обращаясь опять-таки к своему протеже, я напомню, что он уже готов отказаться от своего богатства ради нужд Родины, что говорит о его благородии, и значит, дает надежду на то, что он станет верным Сыном Бога о совершит чудес много. Хотя они и так повсюду. Разве рождение ребенка не чудо? Разве подснежник нежный, пробивающий свои цветочным носиком снежный пласт не учит чудесам нас? Разве наши стихи и песни не чудеса творения? И вместо благодарения мы шлем небу пени, что круты к нему ступени. А крылья ангельские обрести не можем, потому что они вырастают там, где не дружат с сатаной, где он не стоит за спиной и не призывает нас носить там мешок заплечный, что спину калечит и делает ее горбатой. Таком становится человек богатый, ибо он вынужден прогибаться под этот мир, ибо деньги его кумир. Но ростки веры есть. И те кто спасет свою честь, будут со скатерти-самобранки есть и пить, сумев ошибки искупить. И я не удивлюсь тому, что последние станут первыми и сядут одесную Бога и будут судить строго всех, кто стяжал ложный успех!

Церковный календарь

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к Богослужению. ...
 Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ермоген составил "Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения". "Послание" обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб - многогласии, а мирян - в неблагоговейном отношении к Богослужению.

Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606 - 1613) и другие произведения.

Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: "Государь велика разума и смысла и мудра ума", "чуден зело и многаго разсуждения", "зело премудростию украшен и в книжном учении изящен", "о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче". Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке "Воскресенскую летопись" называли летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени.

С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как "мужа благочестиваго", "известнаго чистаго жития", "истиннаго пастыря стада Христова", "неложнаго стоятеля по вере христианской".

Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы".

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1049.htm


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.