Духовная нищета

Духовная нищета.


Для современного человека, озабоченного своей собственной судьбой, нет более сложного вопроса, чем нищета, которую он переживает в сказочном богатстве. Наблюдая нашу жизнь уже много лет и размышляя над этими вопросами, я пытался понять ее психологическую сущность, подлежащую раскрытию и осмыслению. И вместе с тем, сосредоточившись на внешних проявлениях жизни, мы на какой-то момент действительно можем говорить и об изобилии. И этот парадокс наше сознание не всегда способно воспринять и за ним увидеть истинную сущность вещей - духовную нищету, в которой оказались люди, сами того не сознавая. И наше общество продолжает налегать на материальное обогащение, развивая идеологию потребления, в действительности людей опустошающую, не видя за ним духовную пустоту как прямого результата обеднения связей людей друг с другом в том числе и ослабления их непосредственных контактов. Еще сложнее понять, что это является следствием того очевидного факта, что все отношения между людьми, ранее их объединявшие и порождавшие солидарность, общность, превращаются в денежные отношения, на глазах же преображавшие людей, обнажая их звериную сущность. Создавалось такое впечатление, будто всех заколдовала и заворожила некая неведомая сила. И благодаря деньгам человек попадает в такое положение, в котором он о себя должен думать сам, отчуждаясь от окружающего мира отношений людей. Вот вам пример, человек на склоне лет остается одиноким и замыкается в себе и не воспринимает окружающее. В пожилом возрасте человек имеет богатый жизненный опыт. Казалось бы, он должен быть и духовно богатым. На самом деле его связи с миром сузись и доводятся ло минимума. И вот он как самый невостребованный человек просто внутренне деградирует в положении, в котором оказался на старости лет. Сегодня одиночество становится всеобщим принципом. И вот самость человека и выходит вперед. Разветвленные родственные связи, связи служебные, рабочие, дружеские, приятельские, соседские, не говоря о любовных связях, не требоваших вознаграждения - все это окружало каждого человека с его рождения и до конца жизни. И он одиноким никогда не был. Лишь на старости лет эти богатые отношения суживались и развивалось и психическое одряхление. Сегодня все эти отношения разложились, превращаясь в денежные отношения. И вот вам и корень деградации. И человеку приходится всю свою энергию прилагать к тому, чтобы делать деньги, чтобы сохранять эти отношения. И он быстро истощает себя и изношивается раньше своего времени в полном смысле этого слова.

И теперь спрашивается, а зачем нужны знания этому одинокому человеку? Ясно, за исключением тех знаний, что способствуют его продвижению и оправдывают его положение, ко всему остальному он безразличен. Он должен уметь делать делать деньги. А духовное богатство, радость, ощущения удовлетворенности и счастье всегда было и есть богатство и глубина связей людей с обществом и друг с другом. Это всегда есть ощущение своей нужности другим и своему обществу в целом, это чувство принадлежности к какому то коллективу как его значимая часть. Это всегда востребованность человека. А что сегодняшний человек? Он заброшен и никому не нужен. Как же может быть довольным и счастливым мужчина, например, если от него отвернулась его жена, если не уважают его собственные дети и если, оказавшись безработным, он превращается в обузу и поистине становится призраком, пугающим всех. Общество, в котором каждый человек имел свое место, включая и детей, уже разложилось. А государство - не общество. Люди должны создавать новое, человеческое общество взамен разложившемуся, и понять смысл своего бытия. И они должны понять, что разлагается капитализм и отношения, порожденные им. Но самое удивительное в этой ситуации произошло с государством. И этого люди до сих пор не могут взять в толк.

Сегодня в нашем представлении общество ассоциируется с государством. А государство интенсивно паразитизируется, перейдя на индивидуальные механизмы развития в силу самодовлеющего характера денег и тем становясь неким непроницаемым бастионом, противостоящим людям. И это требует иного подхода к государству и осмыслению его роли в современном обществе. Здесь дело не в том, что люди захватили власть и используют ее в своих интересах, а в том, что исторически сложившиеся функций государства изменились. Государство - это не люди, работающие в госаппарате, а исторически сложившаяся система, охватывающая каждого, в том числе и всего общества. И оно имеет свои четко определенные функций. В настоящее время эта система отделилась от общества и людей и тем как бы уходит от них. А людям это не понравилось. Деньги, как мы уже видели, тоже покидают людей. А люди, напротив, пускаются в погоню за ними. Традиционная форма жизни ломается, и люди уже чувствуют, что должны жить самостоятельно, самостоятельно объединившись, но как - еще не знают. А они должны знать. Это историческая необходимость. А государство для людей уже не сделает ничего, раз оно свою историческую миссию выполнила. Люди уже переросли государственный строй. Как они переросли и деньги и все другие общественные отношения капитализма. Жить сегодняшнему культурному и образованному человеку в облачении денег и персонифицируя товар – это уже абсурд.
Между тем одно только то, что государство на себя взяло функций общества и контролирует из, например, функцию отправления правосудия, обучения, здравоохранения, поднимает его над обществом, и чиновники, всеми этими делами занимающиеся, становятся независимыми от общества. И когда в силу вступает принцип делать деньги, то все это начинает работать против общества, превращаясь в деньги. Тем самым деньги все расстраивают. И попробуйте здесь обвинять чиновников. Ведь работают здесь уже совсем другие механизмы. Этими вопросами может заниматься общество.


Рецензии