Курилка. Март

На этой странице участники отборочного тура и авторы произведений, номинированных в лонг-лист мартовского цикла конкурса, могут выслушать мнения читателей о своих стихах.
Всё, что для этого требуется - в отдельной рецензии указать ссылку на своё произведение, представленное на конкурс, и опубликовать текст.


Рецензии
Отчего это миновал в этот раз курилку?
Были желающие потолковать, так пусть тут повисит, можно?
Надо же паузы заполнять беседами.
ххх

Выбор. Четыре отрывка Бродского.

Не помню уже точно у кого здесь (кажется, у Игоря - "Турунтая") встретил высказывание, примерно:
- К Бродскому можно относиться по-разному, но сочинять стихотворения, как будто его не было на свете, невозможно.
Согласен... да и вне связи с сочинительством - невозможно отрицать его влияние, его власть над читающим.
Мне было двадцать три, когда в первый раз услышал:
- Вот и прожили мы больше половины...
а и тогда уже стоило усилий отмахнуться от этой и последующих строчек, отнести их в своей жизни вперёд и не начать бесконечно оглядываться. А сейчас - оглядываюсь, конечно, как без этого. Может, не знал бы "Писем...", так и не сверял бы:
- что там, позади? - правда ли, что только руины?
И чувствую при каждой такой оглядке - это он тогда, много лет назад, предложил мне это испытание, или, скорее - искушение. Наверное, правильней всего будет сказать - "искус".
Бродский - ориентир, и одновременно - водораздел или межа, всякий пишущий полагает своей обязанностью непременно определиться по отношению к нему, да и собрата спросить:
- Как тебе, (друг мой Постум), Бродский?
Захотелось и мне ответить, отвечаю:
- Друг мой, Бродского я не люблю.
А почему? Дело тут, против обыкновения, не в языке и не в поэтике. Язык Бродского мне скорее нравится, нравится умелой повествовательностью, он ясный, без нечеловеческих вывертов. Мне, в общем-то, всегда понятно, что написано и как написано, без зауми у него всё, с неожиданными, и от того - сочными аллегориями.
Иногда мне кажется даже, что я не люблю вовсе не Бродского - не люблю своих собственных реакций на его крючочки, не люблю той мути, что вижу в самом себе, встречая очередной предложенный искус. Читаю:
- И когда пилой
режут горло собаке, не морщься.
Вот, пожалуйста, вот она - проверка. До этого места в "Назидании" перечислено достаточно, что-бы понять - путешествие в Азии опасно, а ты давно в ней, давно, а может - всю жизнь идёшь к какой-то, наверное - очень важной цели. Неожиданная выходка - раньше всё были важные советы, касающиеся возможных опасностей, грозящих самому тебе - и вот впервые требуется реакция (отсутствие реакции) на то, что происходит рядом. Как быть то?
Ты ли ( я ли?)после этого события идёшь дальше?, идёшь по пустыне, складываешь стрелу из камней, не разводишь костра на берегу богатой аллювием речки... Бродский не отстаёт, идёт следом, спрашивает:
- Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
какая разница, чем окажешься ты вблизи?
Если бы, если бы стихотворение оборвалось на первой проверке - я не любил бы и боялся самого себя. Но мы с ним доходим до конца, до финала - строк невероятной силы. Он уверяет, что я там один, но это не так, или, может быть, на самом деле он оставляет меня одного там, где сам - точно, что был и стоял, где он, наверное, и живёт:
Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
или ангел разводит изредка свой крахмал;
когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
помни: пространство, которому, кажется, ничего
не нужно, на самом деле нуждается сильно во
взгляде со стороны, в критерии пустоты.
И сослужить эту службу способен только ты.
И вот тут я точно понимаю, что не люблю всё-таки именно Бродского. Мы разные.
Я не хочу быть никаким центром, никаким критерием пустоты пространства, где на моих глазах убили собаку, а я сумел даже не поморщиться.
ххх
http://www.stihi.ru/2012/03/25/102

Никола   25.03.2012 00:31     Заявить о нарушении
При фразе: "К Бродскому можно относиться по-разному, но сочинять стихотворения, как будто его не было на свете, невозможно". Вспоминаешь, как Бродский в одном из интервью сожалел, что поэзия пошла по пути Пушкина, а не по пути Баратынского. Бродский сравнивал отношение к Пушкину, как к " незаходимому солнцу Русской поэзии" с подобием советской диктатуры. Посему и сейчас совершенно естественно желание писать отказываясь от опеки звезды по имени Иосиф Бродский..

Гер Абырвалг   25.03.2012 12:33   Заявить о нарушении
А написанная в этом же году "Рождественская звезда"?
Как она Вам , Никола?
Думается мне, что Вы поторпились с выводами и отторглись преждевременно.
Нет никакого смысла в том, чтобы не любить кого-то, вот в чём дело.
Смысл единственно только в правильном и полном понимании. Вы имеете полное право НЕ ХОТЕТЬ понимать и только.
Бывают такие масштабные личности, которые как Вселенная, на которую со стороны не взглянуть. А раз не взглянуть - значит и не оценить правильно.
Поэтому "люблю, не люблю" - детсадовский уровень.
У меня, моралистки (моралистки?), был друг, после гибели которого только порноделы не стеснялись открыто трещать на каждом углу о нём. Все остальные ошалело молчали, ну или что-то такое беспомощное совсем говорили. Калугин один не подкачал, молодец. На мой вопрос о том, сможет ли хоть кто-нибудь написать всё честно, без крайностей, так как есть, был ответ - ни один дорожащий своей репутацией, а заодно и жизнью журналист или издатель не возьмётся за это. Есть двусторонний риск - от правильных и тех, кто бездумно обожал, причём от обожателей риск более рисковый - найдут и убьют. Так и закрылся вопрос. Единственно потому, думаю, что все мы склонны видеть видимое и не желаем смотреть глубже. Но самое страшное - мы не находим в себе силы отстаивать правду, защищать того, кого пинают. Заслуженно или нет - не суть. Нельзя пинать никого! А сказать "не люблю" - это всего лишь пнуть. Правильнее и честнее было бы признаться в том, что не понимаешь.
Потому что это будет констатацией единственно верного момента - нашей, НАШЕЙ слабости, а не недостатков того, кого изволяем пинать.
Но мёртвым уже всё равно, мы только в одном и преуспеваем - лишаем чести самих себя. Чести быть причастными к ЛУЧШЕМУ.

Наталья Федосова   25.03.2012 14:06   Заявить о нарушении
Гер Абырвалг, да ну - вопрос о сознательном "примыкании", как и о "сознательном отрицании опеки" для меня никогда и не возникал. Но что забавно - уж в 16 я был вполне поэт, полагающий себя зрелым, такой - наполовину А.С. (а скорей - Ершов), наполовину - И.Б. Пушкина, ясень пень, читал тогда уже много, а Бродского - и слыхом не слыхал.
Наталья, ничего я не понял... скажу на всяк случай, что тут, в сочинении, есть "не любить". Не любить = осознавать отличие и не хотеть его преодолевать.

Никола   25.03.2012 15:45   Заявить о нарушении
Жалко, что не поняли, это вечное моё буйство виновато.
Тут повторяется история с белкой - у нас нет совпадения в том, что для нас значат слова, в данном случае выражения.
"Не любить" для меня - это нежелать почувствовать наше всеобщее духовное родство.
А у Вас всё-таки действительно больше о непонимании.
Поправьте меня, если я опять пальцем в небо и если не сильно на меня осерчали.

Наталья Федосова   25.03.2012 16:18   Заявить о нарушении
А если уж быть совсем точной - Вы даже не о непонимании и нелюбви.
Вы вот в такой изысканной форме выставляете себя конкурентом.
Нормально, Вы ведь тоже поэт - человек, который обязан будет сказать только своё. Я и забыла, простите. Моя позиция исключительно только читательская.

Наталья Федосова   25.03.2012 16:29   Заявить о нарушении
да уж, Никола, неосновательные какие-то аргументы)

"я вот тут кое с чем у предыдушшего докладчика не согласный, ну и пошёл он на фиг"))))

несходство мировоззрения (выведенное из пары-тройки вырванных строк) - это не повод для нелюбви.

или,скажем так, - это достаточно нелепый повод.

Бродский настолько многолик и многовекторен, что это безумие - судить о его взглядах по отдельным строка, которые тебе не понравились))

ну, я ведь люболю Бродского не только за это:

пусть ты последняярванина,
пьянь под забором -
на джентельмена, дворянина
кладёшь с прибором)))

но и за это - тоже

мне у Бродского МНОГОЕ не нравится. в том числе и отсыл к Баратынскому, которого я вообще серьёзно не воспринимаю) по мне уж лучше Вяземский.

Сравнивать Баратынского с Пушкиным - всё равно что Бендера с Козлевичем)))

но, несмотря ни на что, - обожаю Иосифа Александровича как удивительнейшего поэта, замечательного, своеобычного стилиста. и вообще - как правильного пацана)

Фима Жиганец   25.03.2012 16:54   Заявить о нарушении
Кстати, "искушение" подталкиванием к бесконечному оглядыванию на предмет наличия или отсутствия руин - очень даже честное искушение. Его можно безбедно пережить с пользой для себя.
А бывают нечестные искусители. Гребенщиков со своими завываниями про "Город золотой под небом голубым". Как же я ему верила в нежном возрасте, да какого же маху дала... И возразить ведь нечего на то, что "кто любит, тот любим", а всё равно ведь на поверку лажа.
Вот где горе, а не в руинах, которые действительно предстают РАБСКОМУ взору.

Наталья Федосова   25.03.2012 18:01   Заявить о нарушении
Наталья, вы опять все - в кучу)
а Гребенщиков - хороший и за ваши личные разочарования ответственности не несет)

Кира Леонидова   25.03.2012 18:07   Заявить о нарушении
Он у нас недавно в Смоленске был, выступал, интервью давал. Я так очень всё внимательно это слушала и смотрела...
Хороший он... когда зубами к стенке спит.
Я не люблю выпендрёжников, для которых сделать загадочный вид - самое главное в жизни.

Наталья Федосова   25.03.2012 18:30   Заявить о нарушении
А, караул, прокололась... "Не люблю" сказала.
Но в случае с Гребенщиковым я говорю то, что действительно чувствую. Его "дух" уже давно до такой степени специфичен, что чужд мне.

Наталья Федосова   25.03.2012 18:35   Заявить о нарушении
Кира, мне сильно хочется, чтоб Вы меня поняли. Хоть Вы.
Гребень, посещая наш Собор (православный), сказал, что это место сосредоточия особых энергий, хмм...
Ну и само собой посетил наследие Рерихов на Смоленщине - флёновскую церковь "Святого Духа" в Талашкино. Там ему особо было благостно.
Вы в курсе, про что я сейчас? Моё неприятие растёт из этого, ничего не могу поделать.

Наталья Федосова   25.03.2012 19:03   Заявить о нарушении
"осознавать отличие и не хотеть его преодолевать" в настоящее время для поэта естественнее, чем боготворить и неотступно следовать метру. Противостоять лучше, чем плыть по течению - на данное поэтическое время.

Гер Абырвалг   25.03.2012 19:05   Заявить о нарушении
Наталья, от Вас такие вульгаризмы - Гребень.. фи!

Мадо До   25.03.2012 19:11   Заявить о нарушении
Наталья, не понимаю, если честно.
я понемногу всякое искусство потребляю.
и никого под микроскопом не разглядываю - это то же кумиротворение, иногда с отрицательным знаком ("не люблю")
может, и выпендрежник, и верит во что хочет - но ведь в доброе-хорошее верит, да?
не буду никого в шаблоны загонять, это их жизнь.

Кира Леонидова   25.03.2012 19:14   Заявить о нарушении
Галя, это не мной изобретённый вульгаризм. Он не против, чтоб его так называли, даже улыбается и откликается. Проверено.
Кира, на "нет" и суда нет. Всякое искусство я не потребляю, потому как очень кстати здесь Абырвалг со своим пониманием "противостояния".
Но я не имею привычки противостоять общепризнанным( в моём понимании этой общепризнанности , каюсь) мэтрам. Это не кумиротворение и не обожествление их. Это доверие им, которое они заслужили. Что во всём этом не так?

Наталья Федосова   25.03.2012 19:25   Заявить о нарушении
может и правильно, что вы хотите быть правильной до конца, Наталья.
и не говорю вам "нет", потому что понимаю и часто поддерживаю ваши взгляды. но и других тоже худо-бедно понимать хочется, все ведь разные и идут своими путями.
Абырвалг ведь о популярности говорит и самобытности, что на противостояии зиждется. а вдруг он искренне верит? в душу не залезешь.

Кира Леонидова   25.03.2012 19:39   Заявить о нарушении
Кира, ну и я рогатку в кармане для отстрела разных и идущих своими путями не ношу. Я просто чётко оформляю свою позицию, не отношение даже (чтоб меня разорвало за то, что бахнула "не люблю"!), а именно позицию. Считаю это важным. Не для того, чтоб на весь мир заявить "Я правая!", а для того, чтоб потягаться с тем, кто разный и идёт другим путём. У меня азарт. Не иначе как меня в детстве идеи естественного отбора впечатлили сильно. В том смысле, что на трон взлазит не тот, кто индивидуален, а тот, кто при этом силён = прав. Про влезание на трон - это образно, проще будет сказать про личность, задающую тон. А тон не задавать никак нельзя.
Прошу простить, если я ещё больше непонятная, чем была до этого.

Наталья Федосова   25.03.2012 20:00   Заявить о нарушении
не, Наталья, лучше парабеллум носите, так легче на трон взлезть))

Кира Леонидова   25.03.2012 20:06   Заявить о нарушении
я шучу, не обижайтесь.

Кира Леонидова   25.03.2012 20:18   Заявить о нарушении
Речь про другой трон, на который по трупам не влезть. Поэтому и нужды в насилии нету.
Я не кровожадная, я азартная и даже добрая временами.

Наталья Федосова   25.03.2012 20:18   Заявить о нарушении
Я не умею обижаться! Ведь сама говорю такое, что меня прибить впору, куда уж обижаться...

Наталья Федосова   25.03.2012 20:19   Заявить о нарушении
:) хоть Вася, лишь бы не стреляли, а то сегодня не Вы первая с парабеллумом носитесь

Мадо До   25.03.2012 20:54   Заявить о нарушении
Нету у меня парабеллума, я когда коту хвост или ещё что нечаянно отдавливаю - извиняюсь. Один раз он надул прям на пол, ну приспичило ему. Я стала ругаться на него, а он сидел себе тихо и смотрел мне в глаза, удивлялся тому, что я такая вся сердитая. А была бы я натурально злая - дунул бы от меня так, что только бы пятки засверкали.

Наталья Федосова   25.03.2012 21:33   Заявить о нарушении
Тут всё подразбежалось по другим местам, потому - вкратце.
Фима, написать толстый том:
- Отчего я не люблю Бродского.
с главами - 1) Вот за это!, 2) За это - особенно! и т.д. ... 238) - За Баратынского - ваще не люблю!
это был бы верный путь глупопрославиться.)
Ну его... да и основной мотив был - послушать встречное, за что любят.
Спасибо.
Наталья, ну вы нашли кого записать в искусители, а главное - с чем. Этой музыке лет 300, и слова, вроде бы, не Б.Г.

Никола   26.03.2012 14:53   Заявить о нарушении
Владимир Вавилов (музыка) и Анри Волохонский (стихи).
ХХ века песня. история создания есть в википедии.
ее многие пели, Камбурова в том числе.

Кира Леонидова   26.03.2012 17:27   Заявить о нарушении
Неужели Владимиру Вавилову 300 лет?)

А часть образов - библейские, тот же вол, исполненный очей).

Фима Жиганец   26.03.2012 18:29   Заявить о нарушении
Никола , может , всё простче.
то , что есть в приведённом стихе - можно легче сказать и прозой.
неспа ??
а поэзия - нечто иное. пусть проще и даже смешнее. но = иное

а пространство всё же нуждается в критерии пустоты и быти им можешь только...

Юрий Катин   26.03.2012 20:51   Заявить о нарушении
Об авторстве спорили почти сразу после выхода на "Мелодии" пластинки "Лютневые канцоны", в 80х г.г., но мне больше нравится думать, что это Да Милано.
Таких историй много, вот, скажем, это по итогу признано реконструкцией:
http://www.youtube.com/watch?v=zuh3WyfVL2M&feature=related

Никола   26.03.2012 20:54   Заявить о нарушении
саша , текст из вагантов , бвл.
конкретно - по мотивам откровения иоанна.
только - какой вавилов ???
лютневые квнцоны 16 века...
хвостенко вроде как соединил текст и мелодию - уверен , что они и изначально были так.
бг спел. камбурова тоже , правда , отвратительно.

Юрий Катин   26.03.2012 21:04   Заявить о нарушении
Юрий, добрый день.
Да я ведь и не отказываюсь поработать критерием, только... пространство не выбирают, да, но хотелось бы на него немного повлиять к лучшему.)

Никола   26.03.2012 22:06   Заявить о нарушении
Никола, любой серьёзно задумывающийся о чём -либо человек начинает постепенно набирать массу=значимость.
В конце концов появляется способность реально менять метрики пространства (это я ОТО приплела).
Дас ист фантастишь!!!
Именно у Вас и получится, это точно.

Наталья Федосова   26.03.2012 22:30   Заявить о нарушении
Вот единственно приемлемый для меня вариант "сладкоголосия", на фоне которого БГ просто...отдыхает. Благоразумно обойдусь без грубостей.
http://www.youtube.com/watch?v=Zklqr1xj32Q

Наталья Федосова   26.03.2012 22:43   Заявить о нарушении
Просто конкретное, почти в мою персональную душу

And you've not alone
So don't be afraid
In the dark and cold

всегда звучало более убедительно, чем абстрактное именно в песенке БГ "кто любит, тот любим"( я всегда и сразу знала, что эта песня - кавер в его исполнении, для меня это не имело никакого значения). Как любит и как любим ? Так, как в "АССЕ"? Так то не любовь, а выполнение плана по поставкам и заполнению гробов.
Я всё это воспринимала вкупе.

Наталья Федосова   26.03.2012 23:31   Заявить о нарушении
Юра, боюсь тебя расстроить, но в БВЛ этого стихотворения нет)))

тем более у вагантов, которым этот стиль несвойствен. нет его в том же томе ни у трубадуров, ни у миннезингеров))

стихи написал В 1972 году поэт Анри Волохонский, а Хвостенко только исполнил.

далее. написано не только (или не столько) по мотивам Апокалипсиса, сколько по мотивам видения пророка Иезекииля. Ну, во всяком случае, то, что касается льва, вола (исполненного очей, как водится) и орла. собссно, к ним добавляется сам человек, которого эти зверушки встречают - и получается тетраморф: крылатое существо с четырьмя лицами,соответственно человека, льва, тельца и орла.

Позднее Иоанн в Откровении их разделил на четырёх отдельных существ, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая.

Что касается "города золотого", то действительно тема из Апокалипсиса, Небесный Иерусалим). Потому-то он находится, конечно, НАД небом голубым)), как и было у Волхонского).
Что касается лютни 16 века, тут тоже, судя по всему,пролёт)). Я ссылаюсь, впрочем, здесь на Википедию:

"В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века.

Однако авторство этого композитора было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано, изданном позже.

В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля[1] с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения — как музыки, так и текста, — в котором достаточно убедительно показано, что автором музыки является Владимир Вавилов (1925—1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации. Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни".

Ну, такой вот планчик-конспектик)

Фима Жиганец   31.03.2012 17:41   Заявить о нарушении
Нет, поковырялся и понял, что всё-таки насчёт Апокалипсиса ты прав, Иезекииль всё же говорил об ОДНОМ животном с четырьмя ликами, а вот в 4 главе Откровения они именно все отдельно (см. со стиха 6).

Фима Жиганец   31.03.2012 17:53   Заявить о нарушении
О лютне - может быть, я тут наслушался настоящего Да Милано - кажется, это другое.

Никола   31.03.2012 18:14   Заявить о нарушении
саша , есть. вот в руках. вот. и чо ::::????
том - ваганты и миннезингеры.
есть. пепелац , меж прочим , я угнал . вот цапу куплю - в растоф прилечу...

Юрий Катин   31.03.2012 20:09   Заявить о нарушении
страницу назови.

Фима Жиганец   01.04.2012 10:52   Заявить о нарушении
сам том есть. было бы странно. я в юности оттуда стихи заучивал.

только вот стиха ЭТОГО КОНКРЕТНОГО там нет.

Фима Жиганец   01.04.2012 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.