Выпуск 13 битва с эклектикой

13-0.

                * * *

           Мы рассыпаны, как строчки
           Неизвестной книги века.
           В ней ты назван человеком.
           Вот и всё. А дальше ………..
               
                АЙАС

13-1.

                Т Р О С Т Ь
                ( пол-поэмы)

                1.

– Я к вам сегодня, точно гость!
– Кто там пришёл?
– Да трость…
– Ах, трость!
  Прошу! Знакомьтесь! В этих пытках
  Все наши сущности – на нитках,
  Притянутых к секундной стрелке…
– Когда к минутной – мы не мелки!
– Я шарф!
– Я галстук!
– Я ничто!
  Но жутко светится пальто!
  Ведь то, что я в себе имел –
  В него вместил, а сам сгорел!
– Стал горсткой праха я, но шляпа,
  Как неопознанный объект,
  Струит голубоватый спектр, –
  Неважно, кто под ней наляпан!
– На третью пуговицу снизу
  Великий человек нанизан!
  Да не на ту – ах, нету рук! –
  Смотрите на ширинку брюк!
– А вот остался лишь протез,
  А сам, поверите ль, исчез!
– Фикс  золотой вон там в углу, 
  Он выпал нынче поутру –
  А челюсть, лязгая, смеётся!..
– Не странно ли: весь цел костяк!
– Начхать, да нечем! Всё ништяк!
– Ах, я без сердца!..
– Это – баба!
– Она – божественна!
– Богиня,
  Скажу я Вам, весьма не слабо
  Вы выглядите! Но мужчине,
  Желающем продлиться в сыне,
  Вы, всё ж, не пара… Впрочем, вот:
  Представьте выпуклый живот,
  В который после всех утех
  Пал оплодотворённый смех…
  Он претворяется ребёнком –
  Рассыпчатым и мелко-звонким,
  С каким-то детским позвонком!..
– Ты с Месмером уже знаком?..
– Смешались с запахом травы
  Две серых полуголовы –
  Зачем-то вышли погулять.
  Глаза сбежали их искать.
– Нам ничего не остается,
  И ничего уже не бьётся
  В несуществующей груди!
– Не служат службу лбы и уши…
– Носы не чуют даже грушу!
– И не кусают нас слепни.
– Не ходят водами ступни!
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                2.
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  А трость вчера была в гостях,
  И с ней, наплывший на костяк,
  Костюм швейцарский цвета беж
  (Хозяин вышел… за рубеж!
  Быть может, он сказал не то,-
  Сорвалось с вешалки пальто,
  И шапку поглотил рукав,
  Истлел мгновенно чёрный шарф,
  Носы задрали башмаки,
  Погасли свечи, тень руки
  Пространство шарила во тьме,
  И кто-то чёрный, словно пудель,
  Метнулся прочь, сметая утварь,
  И прошипел «прощай», как змей,
  Расколот был фиал, но трость,
  Лучась, как брошенная кость,
  Осталась в доме до конца,
  В распоряжении – Творца!)

                3.
.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Преображение – не меч,
Пусть в ликах золотится желчь –
Так плавят золото! Состав:
Горячий дух дерев и трав.
Глухих костей подлунный пир
Уже исполнил этот мир:
Фосфоресцируют, шипят,
Гремят сосудами, до пят
От глав пусты, и нет пяты
Неуязвимой, плоть – пустырь,
Все ждут явленья Твоего
У кучи мусорной вокзала…
Звезда блеснула и пропала.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я, как пророк корней и лон,
Как пёс, почуял Вавилон:
Семнадцать мне или семьсот,
Глаз у меня, как в улье сот!
И в эту странную страну
Порой как в зеркало взгляну –
Едва отмыв потом свой лик
От подозрений и улик
В кристальной глубине озёр.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я, разряжённый, как азот,
С семнадцати до семисот
В лице менялся раз. Сочли –
Меня  незначимее тли…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

                4.

Из бесконечных светящихся точек
На чёрном экране пустеющей ночи,
Опознаваемы помыслом страждным –
Души измученных мраком и жаждой!

В калейдоскопе итога времён –
Сколотой смальтой стеклянных имён!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .             
 

                1978г.

13-2.

                Четвёртый* эпизод из драматической
                поэмы «Ара и Шамирам (Семирамида)»
                - памяти С.Параджанова -
                неоконченной, совместной работы
                с  ним по осуществлению создания
                кинофильма «Сурамская крепость».
                Ленинград – Тбилиси, 1976г.
                АЙАС

               В С Т Р Е Ч А

Шамирам

Предчувствие обуглило виски,
Как цепь, мне тяжек перламутр запястий,
Камнями сжат затылок! Сердце – ветер!
Увязли ноги в глине клинописной,
Пока рука посланье выводила…
Волненье в Вавилоне! Языки
Галдят, словно без клеток попугаи,
Их столько, что святители безмолвны…
Одно и то же: ржавые холмы,**
Удушие в садах и галереях,
Молчат жрецы. Невнятна воля Халда.
Нет ни надежд, ни высших посвящений
В «Глагол Судеб» и в «Звёздный Небосклон»!
Народ Айаса – святострастный горец!
И сколько б в облаченья ни рядился –
Не скрыть мольбы под маскою отваги!
Я узнаю его в крутых глазах,
Где так незамутнённо отразились
Мои – впервые, может быть… Слеза,
Слеза моя, горячая, сухая,
Не властна утолить глухую жажду
Гордыни повелителя Наири!


Придворный

Владычица! К нам прибыл царь Биайны!


Шамирам

Возможно ли? Немедленно впустить!
             
                Входит Ара

Отважен ты! Да, я тебя звала –
Не опоздав ещё, некстати же состарясь –
И в дни, и в ночи, чтоб тебе сказать:
Склонимся же у наших алтарей
И с миром разойдёмся! Я не буду
Тревожить вздохом свет твоих ночей
И не мешать гордыне… Может быть,
Я стану нянькой дивной колыбели
С шатром над Араратом… Будь же рядом!
Во все века прекрасный твой народ
Нам помогал и в войнах, и в постройках,
И в жертвенных словах перед Тайшебу...


Ара

Лев лести не в почёте у Наири!
Ты сходна с ним не только языком,
Что ценит этот привкус свежей крови,
Настоянный на страсти и истоме
Неутоляемой… Какие алтари?
До тех времён, пока жива ты в сердце,
Ни в мире, и ни в храме царь Биайны
Тебе руки и скипетра не даст!..


* «Четвёртый» - ибо первые три эпизода были
   опубликованы под ред.  Арс.Тарковского
   в книге В.Исаянца «Облики» (Ереван,
   «Советакан грох», 1978г.)  Нами обнаружен
   четвёртый… Итого, на сегодняшний день,
   всего имеется 4 эпизода из этой драматической
   поэмы Поэтарха, конфискованной в 1970-е годы...

** В.И.: Я не удержался и «ржавые холмы»               
               позаимствовал из сценария Параджанова…

                ИЗД.
13-3.

        В  ПОИСКАХ  УТРАЧЕННОГО
                ЗВОНА

                Стихи – жесты –
                к хореографическим разработкам
                балета «Блистающий  мир»

   1

темно  прожектно  мальчик  тишина
свет рампы  прожекторно  звуки скрипки
обрывок флейты арфы  тень улыбки
статично  грозно  скрипка  две  одна

зелёный  синий  пробы фортепьяно
застылость  неподвижность  белый плащ
темно  гроза  литавры  свет багряный
темно  прожектно  бог ещё незряч

вдруг  как  бы  узнаванье  гром тромбонов
и снова скрипка  тише  громче   с т у к
и свет  и удаляется  с наклоном
и в перспективе  возникает

з в у к 

   2

и  кто-то  в чёрном  гром  слова  затишье
взвизг саксофонов  тихий зов трубы
бессветье  свет  и белый плащ  и выше
сверхожиданья
                з в у к
                какие-то кубы

   3

свет рампы  тишина  и тот же  в чёрном
и дальний   с о л ь н ы й   но  едва  едва               
недвижность  белый плащ  и свет точёный
движенье  к   з в у к у
                з в у к
                почти слова

недвижность  ожиданье  отрешённость
опять движенье  к   з в у к у
                с о л ь н ы й   свет
недвижность  ожиданье  скрипка  нет
движенье  к  з в о н у
                ясно  –   з в у к   зажжённый
движеньем  белый плащ
                как через много лет

   4

уже привычно  яблоком в ладони
спадает тишина  и  зреет  стонет
валторна тянется  длинна
волненье  струнных
                и движенье  к   з в у к у
едва  едва  и
                з в о н
                огромный  в  руку
н и с х о д и т
                н и с п а д а е т
                тишина

   5

но скрипки разрывают весь оркестр
ревут  как  принудительно  валторны
но   с о л ь н ы й   з в у к
                срывающий всё с мест
необоримо переходит в горный
сметая  м а л ы х
                скрипка  чуть  пиано
вступает арфа
                скрипка  дленье
                дном
идут тромбоны
                поступью мажорной
но дальный  с о л ь н ы й
                вьёт  домини  анно
и воплощает  что казалось сном
в исходном  д а л ь н о м
                мальчике смешном
стигматы на руках его блистают
               
                ( з в у к,  з в о н,  м у з ы к а, с в е т )


Рецензии