От Автора. Предисловие к книге Поэмы

ОТ  АВТОРА

   Составляя эту книгу, с некоторым удивлением, заметил, что добрую половину всей моей поэтической продукции представляют поэмы. Пристрастие к этому жанру проявилось во мне с первыми стихотворными опытами. Разумеется, первоначальные опыты в этом жанре не были поэмами в моём нынешнем понимании, а, скорее всего, представляли рыхлые композиции, видимо, потому и не удержавшиеся в памяти.
   Более серьёзная, точнее – более целенаправленная работа над поэмой началась для меня после «Лирической трилогии»,  вышедшей отдельной книжкой в 1947 году в новосибирском издательстве. Эта небольшая книжица стала прародительницей всех моих последующих поэм – от «Далёкой» до «Седьмого неба» и «Женитьбы Дон-Жуана». Такая роль выпала ей не в силу её первенства, а по той причине, что в ней были заложены темы, которые я потом разрабатывал уже более крупным планом – например, тему Родины в «Белой роще», красоты в «Проданной Венере», любви в «Золотой жиле». А что касается «Далёкой», то она непосредственно примыкает к «Лирической трилогии».
     «Лирическая трилогия» рождалась под знаком музыки. Музыка играет в ней конструктивную роль. Через неё не только передаётся настроение лирического героя, но и  организуется материал.

О, музыка,
Где в каждой гамме
То вознесенье, то обвал…

      Такую же роль она играет и в «Далёкой», даже большую. Здесь через музыку намечены даже характеры, которые появятся затем в других моих поэмах уже без её посредничества. Музыкальные мотивы первых вещей позволили мне  потом подойти к созданию характера Бетховена. Словом, между всеми моими поэмами есть видимые и невидимые связи, что на мой взгляд, делает эту книгу не механическим собранием разных поэтических произведений, а единым сложным организмом, пережившим разные этапы своего развития…

                (продолжение следует…)

   Читатель моих поэм легко заметит, что в них я не придерживаюсь границ – ни городских, ни заводских, ни деревенских.  А  между прочим наша критика любит раскладывать поэтов по полочкам: одного наречёт поэтом рабочей темы, другого – поэтом земли. Легко может статься, что кому-то и чему-то критика не найдёт своей специальной полочки. Поэт всегда должен быть шире таких дробных представлений. Как форма, синтезирующая разнообразные явления жизни, поэма как раз и спорит со всяческой дробностью.  Поэту прежде всего принадлежит человек, а в человеке – весь мир.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ
Малеевка.         
Март 1982г.

* Предисловие к книге  «ПОЭМЫ».  Москва, «Художественная литература» , 1983.
              Последняя прижизненная Книга Поэта Василия Фёдорова.

СОДЕРЖАНИЕ.  ПОЭМЫ

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ...   *1943-1945*
МАРЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ...   *1946*
ЛЕНИНСКИЙ ПОДАРОК...     *1953*
ДАЛЁКАЯ...               *1954*
БЕЛАЯ РОЩА...            *1956*
ПРОДАННАЯ ВЕНЕРА...      *1956*
ЗОЛОТАЯ ЖИЛА...          *1957*
БЕТХОВЕН...              *1961*
АВВАКУМ...               *1964*
СЕДЬМОЕ НЕБО...          *1959-1967*
ЖЕНИТЬБА ДОН-ЖУАНА...    *1973-1977*


Рецензии