Про дождь

За голубою занавеской неба
Уже пакует стрелы не спеша,
Прикрытый до поры лучами Феба
Владелец поднебесного ковша.

Совсем немного времени потратив
На превращенье в тучи облаков,
Он струи, между тем, сбирая в рати,
От солнечных избавился оков.

И вот, в уныние укутав вечер,
Собрался в одночасье чародей
И вышел в свет... припас, однако, к встрече
Необъяснимой грусти для людей.

Идёт. Идет. Куда? Должно быть в сказку,
Забрав с собою солнышко и свет,
И даже приглянувшиеся краски
Оставив землю с грустью тет-а-тет.

21.02.2012

Краткий анализ стихотворения
Тема:
Переход от дня к вечеру/ночи, олицетворённое изображение природных сил (возможно, грозы или бури), влияние природного явления на эмоциональное состояние человека.
Основная мысль:
Природа, преображаясь, несёт в мир не только визуальные перемены, но и особую атмосферу — меланхолию, задумчивость, «необъяснимую грусть». Стихия выступает как таинственный «чародей», меняющий облик мира и настроение людей.
Композиция:
1;я строфа: завязка — образ таинственного существа («владелец поднебесного ковша»), готовящегося к действию.
2;я строфа: развитие — превращение облаков, освобождение стихийных сил.
3;я строфа: кульминация — наступление вечера, появление «чародея» и привнесение грусти.
4;я строфа: развязка — движение стихии вдаль, оставление земли в состоянии тихой печали.
Тип речи:
Художественное повествование с элементами описания и символического обобщения.
Стиль речи:
Художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и метафоричностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («идёт. Идёт»);
местоимения («он», «его»);
синтаксический параллелизм и анафора;
смысловая градация (от подготовки к действию — к его завершению).
Средства выразительности:
метафоры: «пакует стрелы», «поднебесный ковш», «струи, собирая в рати», «чародей», «припас… грусти»;
олицетворение: природа действует как живое существо (владелец, чародей, он идёт);
эпитеты: «голубая занавеска неба», «уныние укутав», «необъяснимая грусть»;
символика: «стрелы» (возможно, молнии), «ковш» (созвездие или образ сосуда с дождём), «рати» (войско стихий);
повтор и интонационное усиление: «Идёт. Идет»;
перифраз: «лучи Феба» (солнечные лучи, Феб — Аполлон, бог солнца);
антропоморфизация природы: стихия действует осознанно, «выходит в свет», «припас» эмоции для людей.
Настроение:
Таинственное, слегка меланхоличное, созерцательное. Переход от динамичной подготовки стихии к тихому, задумчивому завершению создаёт эффект затихающей драмы природы.
Размер и ритм:
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (АБАБ). Ритм плавный, с интонационными паузами, усиливающими образность и медитативность.
Символический подтекст:
Стихия может олицетворять не только природное явление, но и внутренний процесс — наступление грусти, переосмысление, тихий перелом в душе человека, синхронизированный с переменами в природе.


Рецензии