Обзор 74-го Большого Конкурса МФ ВСМ

Волею судьбы, под руководством Иланы Арад, я вошел в состав жюри 74-го Большого конкурса Фонда ВСМ.

До этого мне уже приходилось работать в жюри над стихотворениями конкурса «Поэтический альбом № 24». Получил от этого несказанное удовольствие. Прекрасные авторские работы. Настоящая поэзия. Сильная.

Открывал пакет 74-го Большого конкурса с огромным нетерпением…
Чего я ожидал?
В первую очередь поэзии. Моя маниакальная любовь к ней затмевает все мои хобби и интересы. Я купаюсь в её волнах, как в океане, греюсь в её лучах, как на солнце, дышу ей, как воздухом…
Я предвкушаю её приход, как первый луч зари, который пробивается яркой точкой на горизонте…

…И полыхающий рассвет, буйство света, тепла, жизни…
Дальше...  – Холодный душ!

Вы понимаете? Не то, чтобы стихотворения плохие… Не то, чтобы отсутствие поэзии…
В стихотворениях было всё! Всё что необходимо. Но подано это было, как-то неумело.
Я знаю, что поэт живёт внутри каждого человека. Наступает момент, когда этот поэт просыпается и просится на волю. Вот и в наших конкурсантах проснулись поэты.… А что с ними делать? Как ими управлять? Как жить с этим? – Неизвестно...
Для меня участие в конкурсе представляет собой целый ритуал. Со своими аксиомами, правилами, алгоритмами, принципами. Это определяется моим отношением к себе, а особенно к поэзии, которую я представляю, как поэт. Не мои стихи, а всю поэзию, как таковую.
Это – самоуважение и уважение.
Это, как в Правилах дорожного движения: Каждый участник дорожного движения, соблюдающий эти правила, вправе ожидать неукоснительное соблюдение этих правил от других участников движения.

Перечитал конкурсный пакет. Много передумал. Хотел написать обзор к каждому стихотворению, детально их проанализировать. Благо, что такой опыт у меня есть, пусть на другом литературном портале, но положительный и успешный. Начал обдумывать тезисы…
И остановился.
Что изменится? Научу семьдесят два участника 74-го конкурса…. Разве станут сильнее от этого следующие Большие конкурсы? А ведь уже идёт приём работ на 75-й Большой конкурс. Это – эпохальное событие. Семь победителей! Победителям присваиваются звания Магистров Фонда! Я считаю это прекрасным подарком молодым поэтам. Хочется, чтобы конкурс был сильным и выявил скрытые таланты, настоящих поэтов.

Именно поэтому я пишу такой обзор.

Хочется сразу поблагодарить людей, беседуя с которыми, и, анализируя полученные знания, я научился видеть поэзию. Это Илана Арад, Алла Корякова, Николай Полянских, Василий Алоев.

Приступим.

Великий русский поэт сказал: «Смешались в кучу кони, люди…» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»).
Такого в конкурсных стихотворениях было - хоть отбавляй. Причина, вероятнее всего в том, что авторы гонятся за образами и метафорами, напрочь забывая о сюжете, последовательности, логике…
Формы такого смешения присутствовали разные:
- Смешение надуманных образов:

 «Орехов мускатный разочарованный рой,
Сухие поцелуи, безумные дети.
Банальное лето жаркой зимой,
Число хаотическое в космической луже,
Удары по клавишам, как стахановский труд»

«Был страшный крик, казалось, что в догонку
Бежит солдат, напоминая мне мальчонку,
Который спас мне жизнь и подарил иконку,
А сам ушел, давая хлеб девчонке...»

- Смешение несовместимых в реальном мире вещей:

 «Над войной – Вифлеемская светит звезда.
А внизу – жаркий пар от разрывов клубится,
Исчезают народы, даря кровь и плоть
Территории сердца – Державе, Столице,
И родимому дому, где смотрит Господь
Со старинных икон,
Со страницы Корана,
С семисвечника, ластясь лучом огневым…»

- Смешение рифм возвышенных и банальных:
 
 «Белый шарф, зеленое кашне
заплетались в целое полотнище:
вот еще немного..ну, чуть-чуть еще..
Чувства плещут сдобою в квашне.»

Можно ещё много примеров привести, но обзор не резиновый. Скажу, что половина стихотворений страдает от такого. Вы можете сколько угодно говорить, что это оригинально. Однако когда оригинальность превращается в бессмысленность?… Помните, как известный детский поэт сказал: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный»). Хорошо, если это по рассеянности. А если специально?
Тот же самый поэт, который говорил о конях и людях в том же стихотворении сказал: «Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»).

Масса стихотворений о безнадёжной и бессмысленной смерти:
 
«Всех приведет сюда дорога,
Вот в эту мрачную «кровать»...
А вы, ступайте,- я посплю немного,
Теперь мне только и осталось-
                -вечно спать...»

«Не докричаться до тебя,
Не достучаться.
Я лягу
В мёрзлую землю,
Чтоб не расстаться с тобой,
Не расстаться.»

А если смерть и не бессмысленна, то представлена совершенно обыденно, банально. Неумело подан героизм и самопожертвование. В стихотворении должна просматриваться победа человека над стихией, а не наоборот.

«Прощальный гудок бело-красной машины,
Цветы, чьи-то слезы, безмолвный погост,
Он был беззаветный солдат медицины,
Другим после смерти оставивший пост».

«Фрегат, глотает жадная пучина,
И, истощая силы моряков,
Его скрывает пенная лавина,
Кромсая в клочья ткани парусов...»

Смерть может присутствовать в поэзии только в ипостаси побеждённой стихии. Ну, если Вы, конечно, не написали стихотворение в стиле «Нуар» или «Жёсткая готика».

Ещё один великий поэт сказал: «Флагами небо оклеивай!» (В.В. Маяковский «Левый марш»). Это классика. Оглушительный образ, главное, что культурный. Совершенно по-другому выглядят попытки связать возвышенные образы с некультурными поступками.

«Небо спряталось в зеркале сонных луж
И усеяно звездами, как плевками».

«Все слова улетают в вечность,
Расплеваны до небес».

А ведь есть гораздо более крепкие словечки, чем «плевать». Не хотелось бы думать, что «слова» и «звезды» обиделись от таких сравнений.

Ещё один великий поэт написал: «Но коль ты хлопочешь на деле о благе, о счастье людей, как мог ты не видеть доселе сокровища жизни своей?» (Н.А. Заблоцкий «Жена»). Это слова о любви. О светлом чувстве. Понимаете? О любви и писать надо так, чтобы стихотворение было пропитано светом и теплом. Любовь это не порок, она требует самопожертвования и прощения. Поэзия и любовь – синонимы. Зачем же их истязать?

«Любовь берет меня за горло-
Хватает, как домохозяйка – нож!
Я преклоняюсь и покорно-
Молю: "Пожалуста, не трожь"».

«От тебя пахнет сыростью... Плесневеет сверхновое,
Вспыхнув, гаснет, успев подарить миопию
В шесть диоптрий... очки в стеклах серо-лиловых –
Незатейливый цвет для познания мира...».

Ещё много можно говорить, приводить примеры.… Думаю, что этого делать не стоит. Просто расскажу про общие ошибки.

Проверка орфографии. Если Вы пишете на русском языке - уважайте его. Это РОДНОЙ язык. Ему нравится, когда его любят. То же самое касается расстановки знаков препинания. Немудрено написать стихотворение, полностью от них отказавшись. Вряд ли это покажет Вашу грамотность.

Не подавайте на конкурс «неформат». Это покажет Вашу эрудированность, но ни в коем случае не раскроет Вас, как поэта.

Не стоит жертвовать поэтической составляющей произведения ради обычного пафоса, выраженного общими словами. Это выглядит надуманно и неестественно. Человек даёт оценку поступкам, а не лозунгам.

Старайтесь никому не подражать. Пишите сами. Не хотел больше приводить примеров, но здесь не удержусь:

«И тридцать витязей прекрасных
То лукоморье стерегут.
Там Русью уж совсем не пахнет.
Народной сказочке КАПУТ».

Это похоже на неудавшийся фарс. В современной поэзии такие вещи называются «стёб». Однако хороший «стёб» должен быть возвышенным, а не унизительным.
К сожалению, каждое стихотворение представленное на конкурс нуждается в серьёзном переосмыслении, доработке. Сложно дождаться от новобранцев добротной поэзии. Однако между «доработкой» и «серьёзной доработкой» существует огромная разница.

Завершая свой обзор, хочу дать несколько советов.

Читайте. Читайте хороших поэтов и плохих, опытных и молодых.… Читайте классиков. Обязательно читайте то, что подают на конкурсы. Особенно если это конкурсы тематические. Как правило, опытные поэты подают на конкурсы свои лучшие произведения. Сравнивайте, делайте выводы. Оценивайте чужие произведения. И если Вам не нравится, - попробуйте понять почему, и постарайтесь не допускать таких ошибок.

Никогда не принимайте критику в штыки. Если люди критикуют Вас, значит им есть что сказать. Поблагодарите их. Они делают это из добрых побуждений. Сделайте выводы для себя. Любая критика в этом случае окажется для Вас полезной.

Спасибо Вам за внимание.

Авторы, произведения которых попали в обзор, не обижайтесь на меня. Я хочу, чтобы любой из Вас стал прекрасным поэтом. Хочется, чтобы Вы поняли свои ошибки. Впереди ещё много конкурсов, которые проводит «Фонд ВСМ». Участвуйте, учитесь, побеждайте.

А я всегда открыт для диалога. Если у Вас возникнет интерес или необходимость поговорить о Ваших произведениях, обращайтесь. Я думаю, что нам есть чему поучиться друг у друга.

С уважением,
Алексей Алексеевич Осипов
Член Жюри 74-го Большого Конкурса


Рецензии