I Will Always Love You. Памяти Уитни Хьюстон

(Whitney Houston)
С месяц назад я, автор  этих строк, стала испытывать ежедневное стремление в минуты отдыха ставить песню I Will Always Love You.
Я слушала ее в оригинальном исполнении, и в версии нашей самой «западной»певицы Ларисы Долиной.Несколько лет я совсем не обращалась к этой песне и творчеству Уитни Хьюстон-а тут вдруг неодолимое желание снова и снова слушать эту дивную песню.
И вдруг -ужаснувшее мир известие о трагедии в гостиничном номере накануне церемонии награждения Грэмми.Скончалась Уитни Хьюстон.

Что же это было?! На днях в потоке сетевых строк боли и сожаления мне попалось  чье-то признание: »я целый месяц молилась за нее, теперь понятно почему».
Но, может быть, та, что молилась,была фанаткой У.Х.и знала, что она проходила неоднократные курсы от наркозависимости.
Но я этого не знала — образ великих артистов лучше оставлять в сознании незамутненным ничем, кроме сияния таланта.
Да и связи ясной здесь нет как будто:ну вспомнила одну из любимых певиц студенчества, и что из того.
И все же...Наверняка  те, чье искусство захватило мир-генерируют особое энергоинформационное поле притяжения, с которым резонируют на подсознательном уровне души поклонников по всему миру.

Уитни Хьюстон...Последняя великая чернокожая певица -соул.С ней, кажется, ушла особая эпоха в мировой музыкальной культуре. Генерация этих певцов и певиц с их особой экспрессией исполнительского стиля, и с  особым чувственным грудным тембром с неповторимой краской, свойственной только негритянским вокалистам, даже оперным дивам, таким как Мариан Андерсон,Леонтин Прайс и Джесси Норман-сходит на нет.
Что из последнего в этом направлении? Разве Тони Брекстон,но это уже немного не то.
Да и среди белых поп-див-чем может поразить мир сегодня Америка, страна , создавшая   синтетическую черно-белую музыкальную культуру джаза и многочисленных течений экспрессивного рока?
Бритни Спирс? Леди Гага? Негусто.И мелковато.
Черная культура Америки, кажется, стала мельчать и тускнеть с тех пор, как последний ее прославленный представитель- Майкл Джексон удивил мир.Но не новыми шедеврами после «Билли Джин», а решивши»перекраситься» в квази-белого. Вероятно, в этом экстравагантном поступке было нечто большее, чем каприз сумасбродного поп-идола.
Это был знак, быть может?
Знак заката пассионарного взлета  великих черных музыкантов, определивших лики и звучание музыкального процесса века?

Закатилась еще при жизни звезда  Уитни Хьюстон-как и  Майкла Джексона.Ушли в цвете лет, но опустошенные, пережившие собственный триумфальный взлет, как последние сполохи угасающей культуры, к которой принадлежали.Не оставив достойных продолжателей Традиции.Символизм даже в  сходстве физических причин безвременного ухода-ох,уже пристрастие их к «антидепрессантам»!В самой богатой стране мира-откуда столько депрессии?Или моду создали на нее фармконцерны.
Не станем спекулировать на темы наркозависимости и скандалов, сопровождавших путь Уитни Хьюстон.Ее падение.Это низко.По отношению к тем, чье вдохновенное исполнительское мастерство дарило  и еще долго будет дарить поклонникам по всему миру минуты чистой радости соприкосновения с подлинным искусством.
Лишь, может быть, вздохнем от мысли, что та, которая подарила миру песню, ставшую «гимном любви»,I Will Always Love You»-»Я буду любить тебя вечно»-сама так и не обрела личного счастья. Вместо  этого позволив любимому опутать себя тенетами нарко-и алкогольной зависимости, приведшей к разрушению здоровья и нужде последних лет, когда королеве поп-музыки приходилось одалживать у кого сто, у кого двести  долларов.До очередной премии Грэмми или другой какой-ведь она вошла в Книгу рекордов Гинесса, как самая титулованная артистка, удостоившаяся огромного количества премий, наград  и платиновых дисков.Но все ушло, как в воронку.
Так проходит мирская слава?..Может быть.Капризный это дар богов.

...Накануне рокового ухода Уитни Хьюстон спела в клубе религиозный гимн »Иисус помнит обо мне». Говорят, ее терзали предчуствия.Она и начинала в детстве и отрочестве в церковном хоре.Кольцо судьбы замкнулось.И если каждому воздается по вере его-пусть не обманет вера Уитни Хьюстон.
Короткая и переменчивая мирская слава проходит, часто и при жизни, но свет этих блистательных звезд уходящего искусства в памяти поколений несомненно будет продолжать сиять.

19/02/2012.


Рецензии
Зера, с большим интересом прочла эссе об одной из тех певиц, чьи имена навсегда останутся в истории. Полюбила ее еще детстве, посмотрев "Телохранителя". Не скажу, что "фанатела" от нее, но уважала, как профессионала, восхищалась, как эффектной женщиной, сочувствовала, как человеку с трагической судьбой. И еще один момент мне запал в душу. Как-то А. Мухамбетова (известный, старейший наш алма-атинский музыковед) приезжала к нам с лекциями (я тогда еще в училище училась). Объясняя студентам, в чем суть понятия "профессионализм" применительно к народной музыке, и говоря о том, что нотная запись произведений или знание нотной грамоты - вовсе не обязательное условие профессионализма, он в качестве одного из примеров назвала "поющую без нот" Уитни Хьюстон, делая упор на ее потрясающих вокальных данных, широчайшем диапазоне, мощи, гибкости и т.д.

Жаль ее до слез, все эти истории с наркотой и побоями - ужасны.
Но - такова ее расплата за то, что было МНОГО ДАНО...

С уважением, Рена.

Рена Жуманова-Чайка   10.01.2013 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо,Рена!
Я рада Вашей рецензии,спасибо,извините за небольшую задержку с ответом.Наконец удостоили-таки, причем Вы первой!:)) Надеюсь,что и я отвечу скоро-развернутой рецензией на что-то из Вашего, пока читаю, осмысливаю.
......
Ну, так фольклор, он же вообще без нот по идее. А Уитни Хьюстон все же принадлежала к традиции черного соул, смешанного, с поп-музыкой, это сложное взаимовлияние.Ее можно назвать народной певицей в нашем понимании. Корни-то- в народной музыке, здесь- синтетической музыкальной культуре Америки. Блистательноо исследованной в монографии "Рождение джаза" и статьях Валентины Конен, одного из лучших музыковедов, с ярким пером и мыслью.Её глубокие труды,говорят, легализовали полностью полузапретный джаз в СССР, сама она американского происхождения, такие коллизии. Я думаю еще и потому- что в "Рождении джаза" она проводит нити к джазу и от европейской классики, от Баха европейского фольклора, попавшего в общуую музыкальную плавильню белых и цветных народов Америки.То есть не только африканские ритмы, а синтез культур всего мира.
Аутентичный джаз и спиричуэлс, блюз-все есть даже в репертуаре негритянских оперных див- Джесси Норман и Барбара Хендрикс и многих других.

Да, Уитни Хьюстон была выдающейся вокалисткой.

А если говорить о фолк-направлениях, то есть теперь идет тенденция к синтезу европейского с азиатскими ритмами. На мой взгляд, наиболее интересное в этом направлении, это психоделический транс, основанный на мелосе и ритмах индийской и центрально-азиатской музыкальной культур.Очень модно и обещающе. Но академические композиторы кажется не жалуют,это сугубо поп-направление и альтернативная музыка.А жаль.Здесь есть потенциал-в Азии.

А что Вам особенно интересно, как музыковеду? Поделитесь.

Зера Черкесова 2   12.01.2013 01:21   Заявить о нарушении
Фольклор и народно-профессиональная музыка - разные вещи, Зера. Но это не имеет отношения к Уитни Хьюстон, разумеется. Разве что косвенно.

Как музыковеда, меня интересует всё понемногу. Диплом у меня, к примеру, был о музыкальной терапии :). Потом интерес к этому угас. Я вообще - увлекающийся человек.:) Одно время интересовалась рок-культурой, тогда и гитару освоила. А так - всё, что угодно: барочная музыка, классическая, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и т.д. и т.п. Кроме того, неплохо знаю нашу народную музыку, веду курс каз.муз.литературы в колледже. Вот, думаю, что ответила на Ваш вопрос добросовестно. :)

Рена Жуманова-Чайка   12.01.2013 16:21   Заявить о нарушении
Очень интересно ответили, Рена! Только тезисно.

1."Фольклор и народно-профессиональная музыка - разные вещи"-пишете Вы. Почему же? И что Вы называете народно-профессиональной музыкой в противоположность фольклору?

2.Почему ни фольклор, ни народно-профессиольная музыка не имеют отношения к Уитни Хьюстон? Разве она не принадлежала к определенной фольклорной,даже синтетически-фольклорной традиции?

В наше время традиционного фольклора почти не существует, так, очаги. В целом же, фольклор полностью переместился в поп-жанры.Нет?
Отдаю себе отчет в том, что говорю смелые и спорные вещи. Я не думаю, что в 21 веке фольклор-это только архаика фольклорно-этнографических ансамблей.При всем уважении-это музейная культура.
На тему фольклора в современной музыкальной и общественной жизни я спорила на одном форуме.на котром композиторы утверждали,что никакого фольклора в смысле использования академическими композиторами сейчас нет. Эти времена прошли-утверждали они. Я не согласна. И приводила примеры.

3.О музыкальной терапии я завела на том же муз.форуме свою тему.Были жаркие дебаты.Большинстство утверждало, что никакой терапии музыкой нет, а что кому нравится-то и есть для него своя личная терапия. Я же утверждала, что все не так просто, и что это целая наука. И не только в смысле релакс-дисков с шумом прибоя и пеньем птиц, хотя и это тоже.
Вот любопытно-что Вы могли бы сказать как профессионал-специалист по этой теме(какая находка в Вашем лице!) по этому дискуссионному вопросу, об кои сломали копий на пару сотен сообщений на той моей теме:))

4.Поделитесь со мной наиболее интересным казахским композитором, котрого стоит послушать. И,если несложно, ссылку.Я ни одного не знаю, увы. Буду благодарна.

С Новым годом и наилучшими пожеланиями.
Зера.

Зера Черкесова 2   12.01.2013 17:26   Заявить о нарушении
Обнаружите лишние цифры в счетчике-я посты удалила и объединила в один.Стала нетерпима к опечаткам,хотя без них полностью просто невозможно.Извините.

Зера Черкесова 2   12.01.2013 17:34   Заявить о нарушении
Зера, пока что отвечу на 1-й и 4-й вопросы, ОК?

По поводу музыки - зайдите по этой ссылке, может быть, что-то Вам приглянется - http://www.asylmura.kz/

Либо напишите мне Ваш адрес, я скину почтой кое-какие образцы. Только - что именно, в смысле направлений? Из народной или академической музыки?

Теперь о фольклоре и народно-профессиональной музыке. Есть понятие в фольклористике: обиходные и преподносимые жанры. К первым относится собственно фольклор, т.е. та музыка, создание и исполнение которой не закреплено за определенными типами носителей традиции. Ко вторым - искусство народных композиторов, т.е. та музыка, где фигура создателя и исполнителя отделяется от аудитории, обособляясь и образуя тот или иной тип носителя традиции. Поясню. Например, обрядовые и бытовые жанры - это фольклор. А песни Биржана и кюи Курмангазы - это народно-профессиональная музыка. Это - вкратце. Но я могу развивать эту тему долго! :)))) Просто Вы привыкли ориентироваться на старый подход к этой проблеме. В восьмидесятые годы прошлого столетия в этом вопросе уже расставили все точки над "i".

По поводу остального - напишу непременно, но в другой раз. Спасибо за интересную беседу, Зера. До связи!

Рена Жуманова-Чайка   12.01.2013 22:15   Заявить о нарушении
Спасибо,Рена! Я так и догадалась, моя догадка Вами подтвердилась: фольклор-это как бы общее творчество,а народно-профессионалньная музыка-авторское,но непрофессиональными композиторами и артистами,а самородками,да? Творящими,однако,в фольклорной традиции.И что это новый подход к теме,поэтому для меня новость.
Ну посокльку к Уитни Хьюстон и народной музыке Америки эта тема имеет отношение, здесь это обсуждение пусть остается. А вот чтобы не расширять слишком-Вы правильно сделали, что отграничили вопросы к теме статьи и рецензии. Правильно. Давайте я напишу заметку о музыкотерапии,а под ней уже и разовьем, если Вы не прпотив и Вам интересно-это многогранную и всем интересную тему. Меня там на форуме даже спрашивали как лечить отдельные болезни-Чайковским или другим каким композитором:)).



Зера Черкесова 2   12.01.2013 22:49   Заявить о нарушении
Свой электронный адрес я предоставлю в формате Написать письмо автору, то есть Вам. Не хочу публиковать открыто.За ссылку спасибо большое.

Зера Черкесова 2   12.01.2013 22:50   Заявить о нарушении
Но тут вспомнила.Как же.А Роза Рымбаева, символ Казахстана.Люблю ее яркий вокал.Я читала в интервью с ней,что она в течение нескольких лет записала на диски 600 народных казахских песен-спасая их от забвения.Да это подвиг!
Потом знаю нар.арт СССР оперную певицу Бибигуль Тулегенову.Прелестная колоратура.
Но вот композиторов не знаю,посмотрю сайт котрый вы любезно предоставили.Там написано:
Музыкальное наследие Казахстана будет передано потомкам посредством нового крупного гуманитарного некоммерческого проекта, названного "Асыл Мура". Учредителями наиболее всеобъемлющего культурного проекта в истории страны cтали Министерство культуры Республики Казахстан, агентство "Хабар" и компания "Кока-Кола СНГ Сервисиз Лтд", представительство в Казахстане, АО РТРК "Казахстан" и общественный фонд " Агентство "UMS". В рамках проекта "Асыл Мура" предполагается в течение пяти лет восстановить ориентировочно около 3 тысяч часов чистого звучания музыки.

Проект "Асыл Мура" включает в свою программу поисковую работу, систематизацию, восстановление и цифровую очистку, перенос на современные аудио-носители лучших образцов народной, классической и современной музыки Казахстана. Это позволит сделать доступным национальное достояние для нынешнего поколения и сохранить музыкальное наследие для потомков, чтобы они могли понять и оценить богатство и уникальность культуры своих предков Далее.......»»»

Вот то что должен сейчас делать каждый народ,это вдохновляющий пример.Спасибо!

Зера Черкесова 2   12.01.2013 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.