Вольная рифмовка

Из http://www.stihi.ru/2011/12/16/3629

            С благодарностью за помощь в написании статьи
            Смелову Дмитрию http://www.stihi.ru/avtor/d4j22

Продолжим разбор конкурсных стихов из пакета «Мастер-класс».  Конкурс проходил летом 2011 года, и многие из вас уже позабыли о его существовании. Зря! - этим летом я планирую повторить подобный конкурс: наверняка, у многих из вас за этот год появились новые интересные по форме написания стихи, которые вы сможете представить на конкурс и последующее обсуждение.

Сегодняшняя тема  статьи – вольная рифмовка. Из перечня намеченных тем я выбрала  именно ее, потому что совсем недавно мы с вами разбирали на Ликбезе астрофические стихи - http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403, а вольная рифмовка как нельзя лучше подходит для подобных стихов. Напомню: АСТРОФИЧЕСКИЕ рифмованные стихи – это стихи, где нет строф, текст в них не расчленяется (ни по какому признаку) на группы стихов, объединенных структурой, повторяющейся периодически.

Сразу же прошу не путать (что у нас часто происходит!) графическую запись стихов с наличием или отсутствием в них  строфы. Автор может по своему усмотрению - для акцентирования, для смыслового выделения отдельных фрагментов -  выделить их с обеих сторон пустыми строчками. Прав он или нет, сейчас речь не об этом (автор всегда прав!), но одно выделение куска текста пустыми строками не превращает его  в строфу. Строфа – это нечто периодически повторяющееся, однотипное по своей структуре.  А запись астрофического стиха фрагментами может только зрительно выделять то шесть строк, то четыре… Есть смысл это делать, если ваш фрагмент содержит законченную мысль и заканчивается предложением ( завершившеся точкой, восклицательным или вопросительным знаком или многоточием). Только тогда это в какой-то степени оправдано. Смысл в этом есть, а вот нужды - нет. На мой взгляд, если вы пишете астрофическим стихом (что годится  далеко не для всех жанров поэзии!), то лучше текст вашего стихотворения записать без пропусков строк – одним сплошным текстом. Например:

Не в день осенний журавли
С призывным криком мчатся к югу:
С окраин Киевской земли,
Вражду забывшие друг к другу,
Князья стекаются на съезд
В старинный Любеч. Ярче звезд
Их шлемы блещут. Под харлужным
Булатом весело кипит
Их кровь удалая, и щит,
Как жар, горит на солнце южном.
Вражду из-за своих земель
Они забыть желают ныне.
Покинув злачную постель
Своей красавицы Волыни,
Приехал хитрый князь Давид,
Смиренный, вкрадчивый на вид,
……
                (из «Раздор князей» С. Соловьев, 1914—1915)

Обратите внимание на рифмовку этого стихотворения – она все время меняется:
аБаБ СС ДееД жЗжЗ ее … А еще – предложения здесь начинаются в одной строке, а заканчиваются в другой - где-то в отдалении. Иногда они начинаются  даже в середине строки:

..В старинный Любеч. Ярче звезд
Их шлемы блещут. Под харлужным
Булатом весело кипит…

Текст данного стихотворения не структурирован по строфам. Стихи (то, что мы привычнее называем «строками») связывает в целое только их ритм – чередование однотипных стоп, в данном примере это – четырехстопный ямб. А рифмовка постоянно меняется:  то она перекрестная, то попарные двустишия, то - охватная. Такие стихи называют стихами с ВОЛЬНОЙ РИФМОВКОЙ.

Итак, вольная  рифмовка (ее часто называют еще и СМЕШАННОЙ РИФМОВКОЙ) – это способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах или в астрофических стихах. Наиболее известные формы, использующие смешанную (но закрепленную традицией) рифмовку, это твердые формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.

В конкурсном пакете «Мастер класс» было подано одно стихотворение с вольной рифмовкой, о котором стоит поговорить отдельно.

Все меньше в нашем Датском королевстве
искусства. Да и жизни нет.

Горацио, ты помнишь, пусть не детства,
но юношества Данию? Актер,
в монаршей роли воплощая гений,
игрою застил августейший свет
настолько, что, порядки подчинений
мой разум спутав, был готов служить
монарху-лицедею на подмостках,
а не порфироносцу, кто престол
по праву занимает. И несносна
игра в театре современном - лжи
приют достойный в нынешней культуре.

А жизнь какая? Под одним крестом
шли раньше верность и любовь. Но дурой
считают в наше время ту, огонь
в домашнем очаге которой греет
ее и мужа долго. Коль костер
не разожжет при этом адюльтера
ни разу, точно - дура! Узаконь
свою любовь она, во брак вступая
невинно чистой, словно первый снег,
тогда если не "дура", то "тупая".

О добродетели. Что вместе с ней
сегодня делаем без колебаний,
которыми и маятник смутить
способны? Право слово, в Калибане
добра решительного больше. Но,

Горацио, этически неистов
пусть в монологах я, как ни крути,
"В конце концов, убийство есть убийство",
а я ж потомками любим - смешно.

И в них бессмертен...
              («Но, кто сказал?» Смелов Дмитрий- автор Стихи.Ру)

Как видите, стих здесь - астрофический, но автор выделил пустыми строками отдельные смысловые фрагменты, даже не всегда начинающиеся с начала предложения, как это видно в концовке.  Звучит стихотворение просто великолепно (строгий пятистопный ямб, за исключением второй строки и последней полустроки - для акцентирования их), хотя в рисунке его рифм разобраться довольно сложно: рифмовка здесь - вольная и ПЛАВАЮЩАЯ. Каждая нечетная (1, 3, 5, 7, 9 и т.д.) строка зарифмована последовательно. А каждая четная (2, 4, 6 и т.д.) строка имеет разбросанную, плавающую рифмовку.

Нечетные строки:

"Все меньше в нашем Датском КОРОЛЕВСТВЕ" (1-ая строка)
рифмуется с
"Горацио, ты помнишь, пусть не ДЕТСТВА" (З-я строка).

"в монаршей роли воплощая гений" (5-ая строка)
рифмуется с
"настолько, что, порядки подчинений" (7-ая строка).

Четные стихи зарифмованы между собой в хаотичном порядке:

"искусства. Да и жизни нет." (2-ая строка)
рифмуется с
"игрою застил августейший свет" (6-ая строка).

"но юношества Данию? Актер," (4-ая строка)
рифмуется с
"ее и мужа долго. Коль костер" (18-ая строка).

Стихотворение "Но, кто сказал?" Дмитрия Смелова от вольного стихотворения отличает четкое количество стоп в стихах, то есть,  четкий стихотворный размер (четырехстопный ямб). От верлибра он отличен теми же стопами и наличием рифм. От белого стихотворения его отличает обязательное наличие рифмы ко всем строкам.

Подобная форма разбросанной рифмовки четных и нечетных строк помогает уйти  от штампов рифм – дает возможность автору не писать к слову "любовь" рифму "вновь" (и т.п.) через строку, ведь он теперь  может поставить ее хоть в 14-ой строчке, не портя произведение "штампом". Кроме того это позволяет  вставить неожиданное для читателя слово в конце строк с разбросанной рифмой.

Еще один шутливый пример того же автора (внеконкурсный, поскольку он с намеренно неправильным ударением в слове «анапест») пример с разбросанной вольной рифмовкой уже не ямбом, а анапестом:

Напишу-ка я вам в анапЕсте
Новой формой известный размер.
Как спросонья, сорвавшись с насеста
И забывши о том, что каплун,

Приставать петушок начал к курам
И манить за любовью в копну.
Соблюдал я в примере фактуру
Новой формы. Вам ясен пример?

Модель строфы:
АбАсДсДб
001 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
001 001 001
001001 001 0
001 001 001
001 001001 0
00 001 001

Здесь нечетные строки рифмуются последовательно, а четные идут вразнобой.

Как видите, довольно сложная  рифмовка, но интересная, требующего мастерства  и, безусловно, имеющая право на существование. И мне очень жаль, что стихи данного автора  оказались в «Мастер классе» не оцененными по достоинству нашими судьями.

На этом тему завершаю, а продолжение обсуждение итогов конкурса

См.  http://www.stihi.ru/2012/04/11/5779               


Рецензии
Алкора, добрый день!
у меня есть стихи с разной рифмовкой.
Если у Вас будет время, хотелось бы услышать Ваше мнение.
http://www.stihi.ru/2013/09/02/7730

010100010
01010001
010100010
01010001

http://www.stihi.ru/2013/08/26/1998
10010010010
1001001001
10010010010
1001001001
С Уважением

Кочетова Елена   03.09.2013 15:00     Заявить о нарушении
Зашла по вашим ссылкам и написала звуковую схему каждого стих-ения. Там нет вольной рифмовки - чистые метры, рифмовка катренов - перекрестная.

Творческая Мастерская Алкоры   03.09.2013 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.